г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А41-12961/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А, Панкратьева Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от АО "Почта России": Сагаровский А.А. по доверенности от 02.10.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области: Богатченко О.А. по доверенности от 12.11.2020 N 497-Д, диплом о высшем юридическом образовании;
от территориального управления Росимущества в городе Москве: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 апреля 2021 года по делу N А41-12961/21,
по заявлению акционерного общества "Почта России"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьего лица: Территориального управления Росимущества в городе Москве
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" в лице УФПС Московской области (далее - заявитель, АО "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 29.12.2020 N КУВД-001/2020-15517712/3 об отказе государственного кадастрового учета и обязании произвести государственный кадастровый учет по заявлению АО "Почта России" от 16.09.2020 N MFC-0555/2020-772244-1.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Росимущества в городе Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2021 года по делу N А41-12961/21 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 151-153).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Территориального управления Росимущества в городе Москве, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель АО "Почта России" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей Управления Росреестра по Московской области и АО "Почта России", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 сентября 2020 года АО "Почта России" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением N МРС-0555/2020-772244-1 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости: Башня водонапорная, расположенная по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, д. Анашкино, площадью застройки: 3,8 м2, высотой: 9,8 м..
Уведомлением от 28.09.2020 N КУВД-001/2020-15517712/1 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета, сославшись на то, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства обратилось ненадлежащее лицо (заявление необходимо предоставлять от имени Российской Федерации), а также на то, что в представленных заявителем документах некорректно внесены сведения об адресе в разделе "Характеристики объекта недвижимости" (т. 1 л. д. 21-22).
26 ноября 2020 года УФПС г. Москвы представило заинтересованному лицу документы, подтверждающие устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 29.12.2020 N КУВД-001/2020-15517712/3 регистрирующий орган известил заявителя об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления и непредставлением документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет (т. 1 л. д. 44-45).
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Почта России" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ документами, являющимися основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочих, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона.
Как следует из материалов дела, в обжалуемом уведомлении заинтересованное лицо указало, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства обратилось ненадлежащие лицо.
Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 14.12.2018 N 710 декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществления до 2022 года государственного кадастрового учета относящегося к имуществу Предприятия (Общества) объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, в целях устранения обстоятельств, указанных регистрирующим органом в качестве оснований для приостановления государственного кадастрового учета (уведомление от 28.09.2020 N КУВД-001/2020-15517712/1), АО "Почта России" представило дополнительные документы, в том числе, доверенность ТУ Росимущества от 23.07.2020 N77-15/14444 на представление его интересов по вопросам государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, подлежащее включению в качестве дополнительного взноса в уставный капитал АО "Почта России", декларацию от 16.11.2020 и исправленный технический план от 26.11.2020 (опись документов, принятых для оказания услуг N МРС-0555/2020-1395757-1 от 26.11.2020 (т. 1 л. д. 26).
Таким образом, указанная в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 28.09.2020 N КУВД-001/2020-15517712/1 причина о том, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства обратилось ненадлежащее лицо (заявление необходимо предоставлять от имени Российской Федерации) была исправлена.
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета заинтересованное лицо также сослалось на то, что в нарушение подпункта 7 пункта 43 Приказа Минэкономразвития от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в представленных заявителем документах некорректно внесены сведения о адресе в раздел "Характеристики объекта недвижимости".
Согласно подпункту 7 пункта 43 вышеназванного приказа в связи с отсутствием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости и сведений в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) в техническом плане была заполнена строка "Местоположение объекта недвижимости" с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, а именно: Российская Федерация, Московская область, район Одинцовский, д. Анашкино.
Материалами дела подтверждается, что в технический план были внесены изменения в части адреса объекта недвижимости, а именно: Российская Федерация, Московская область, городской округ Одинцовский, посёлок Анашкино.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета заявителем были полностью устранены.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение Управления Росреестра по Московской области, оформленное уведомлением об отказе государственного кадастрового учета от 29.12.2020 N КУВД-001/2020-15517712/3, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2021 года по делу N А41-12961/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12961/2021
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: Росреестр