г. Челябинск |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А07-23294/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой С.В.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Росгосстрах" и индивидуального предпринимателя Хафизова Айдара Халитовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2021 по делу N А07-23294/2020.
Публичное акционерное общество Страховая компания "Росгосстрах" (далее - истец, ПАО СК "Росгосстрах") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Хафизову Айдару Халитовичу (далее - ответчик, ИП Хафизов А.Х., предприниматель) о взыскании убытков в размере 257 589 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен Палаев Юрий Александрович (далее - третье лицо, Палаев Ю.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ИП Хафизова А.Х. в пользу ПАО СК "Росгосстрах" взыскано 45 600 руб. убытков, 1 443 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Хафизов А.Х. и ПАО СК "Росгосстрах" обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе ИП Хафизов А.Х. просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Хафизов А.Х. сослался на то, что отсутствует его вина в возникновении убытков, поскольку действия самого ПАО СК "Росгосстрах" привели к возникновению ущерба. Также отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и понесенными истцом убытками. В нарушение договора и Правил ОСАГО предпринимателю не была дана возможность устранить возможные недостатки восстановительного ремонта путем выдачи направления на повторный ремонт.
В апелляционной жалобе ПАО СК "Росгосстрах" просило решение отменить и принять новое решение по делу.
Считает, что поскольку ответчик произвел некачественный ремонт застрахованного имущества, он должен возместить весь ущерб, взысканный с ПАО СК "Росгосстрах" решением мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 29.11.2018 по делу N 2-3248/2019.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
До начала судебного заседания от ИП Хафизова А.Х. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства на более поздний срок, в связи с невозможностью явки представителя ответчика в судебное заседание и необходимостью представления суду дополнительных доказательств по делу.
Указанное ходатайство рассмотрено судом, в его удовлетворении отказано, поскольку не установлено оснований для применения статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку ответчик надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения апелляционных жалоб и имел достаточно времени для подготовки к судебному заседанию, назначенному в суде апелляционной инстанции на 10.08.2021.
Для представления своих интересов истец имел возможность привлечь иных представителей, в том числе воспользоваться услугами адвоката, вести дела и представлять интересы ответчика может сам предприниматель.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В рассматриваемом случае ответчик не обосновал невозможность представления в суд первой инстанции дополнительного доказательства по делу (экспертиза) по причинам, не зависящим от него.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ПАО СК "Росгосстрах" (заказчик) и ИП Хафизовым А.Х. (исполнитель) заключен договор от 23.01.2017 N 18-17-О на оказание услуг (выполнение работ), в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению ремонта поврежденных транспортных средств третьих лиц, с которыми заказчиком заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ТС) (далее-клиентов), а заказчик - по оплате произведенных исполнителем работ (пункт 1.1. договора).
Между сторонами 24.04.2017 заключено дополнительное соглашение N 1 к указанному договору.
Согласно пункту 2.1.2 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 исполнитель принял на себя следующие обязательства: качественно и в срок осуществлять ремонт транспортного средства в предварительно согласованном с заказчиком после получения направления на ремонт объеме, который указывается в заказ-наряде, согласно нормативам завода-изготовителя.
Согласно пункту 2.1.9 договора исполнитель обязуется соблюдать требования к осуществлению восстановительного ремонта, установленные законодательством, включая сроки ремонта, установленные направлением на ремонт и договором на проведение ремонта, которые не должны превышать предельные сроки восстановительного ремонта, если иное не согласовано между исполнителем и клиентом.
В случае нарушения по вине исполнителя сроков выполнения работ по ремонту ТС, а равно непринятия клиентом ТС ввиду того, что ремонт не был осуществлен в полном объеме, исполнитель несет ответственность перед заказчиком в виде уплаты неустойки (пени) в размере 0,1% от стоимости ремонта за каждый день просрочки, но не выше стоимости восстановительного ремонта (пункт 5.3 договора).
Пунктом 5.3.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 предусмотрено, что в случае, если клиент предъявит заказчику требование о выплате неустойки (пени) или иной финансовой санкции ввиду нарушения исполнителем по его вине сроков выполнения работ по ремонту ТС или если ремонт по вине исполнителя был осуществлен с ненадлежащим качеством, а равно непринятия клиентом ТС ввиду того, что ремонт по вине исполнителя не был осуществлен в полном объеме или с должным качеством, то дополнительно к санкции, указанной в пункте 5.3. настоящего договора, исполнитель в безусловном порядке возмещает заказчику понесенные заказчиком расходы в размере неустойки (пени) или суммы финансовой санкции, уплаченной заказчиком клиенту в результате такого нарушения, а также расходы, связанные с уплатой в пользу клиента понесенных последним судебных и представительских издержек.
Претензия клиента по качеству восстановительного ремонта подлежит совместному рассмотрению сторонами в порядке пункта 2.1.15.1 договора. Претензия клиента по несоблюдению сроков восстановительного ремонта подлежит рассмотрению заказчиком, при этом исполнитель обязан предоставить заказчику для принятия решения по претензии все необходимые сведения и объяснения по вопросу несоблюдения сроков ремонта.
Основанием для возмещения исполнителем заказчику указанных в настоящем пункте расходов заказчика могут являться:
- вступившее в законную силу решение суда о присуждении клиенту или его правопреемнику неустойки (пени) или суммы финансовой санкции, а также судебных или представительских издержек;
- в части претензий, связанных с качеством ремонта - письменное требование заказчика с приложением документов, подтверждающих предъявление клиентом заказчику требования об уплате неустойки и оплату неустойки, по которому заказчиком по результатам рассмотрения обстоятельств дела принято решение о выплате клиенту денежных сумму без судебного акта. Размер и факт уплаты неустойки или суммы финансовой санкции в пользу клиента должен быть подтвержден заказчиком документально.
Исполнитель обязуется оплатить понесенные заказчиком расходы в размере неустойки (пени) или суммы финансовой санкции, уплаченной заказчиком клиенту, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента направления заказчиком соответствующего письменного уведомления.
Согласно пункту 2.1.15.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 в случае обращения клиента к заказчику с претензией по вопросу недостатков восстановительного ремонта по настоящему договору, заказчик и исполнитель в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих, праздничных дней со дня получения указанной претензии обязаны осмотреть ТС клиента и составить акт осмотра. По запросу заказчика исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней обеспечить предоставление помещения для проведения осмотра на территории исполнителя, а также присутствие при проведении осмотра своего уполномоченного представителя. По факту проведенного осмотра сторонами составляется акт осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта, либо об отсутствии недостатков. Акт осмотра выдается клиенту под его подпись. В случае, если по результатам осмотра ТС сторонами определено, что ремонт выполнен некачественно, то заказчик выдает направление на ремонт для устранения выявленных недостатков.
По факту устранения недостатков восстановительного ремонта исполнитель составляет с клиентом документ о приемке работ по форме п. 2.1.11 договора, и направляет его заверенную копию заказчику. При подтверждении наличия недостатков в части обеспечения восстановительного ремонта ненадлежащими комплектующими изделиями или при соответствии повреждений ТС гарантийным обязательствам исполнителя, предусмотренных договором, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется без дополнительной оплаты со стороны заказчика и клиента. В случае установленной сторонами в акте осмотра невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта, или при наличии соответствующего судебного акта, исполнитель обязуется компенсировать заказчику осуществленную клиенту в соответствии с частью 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО выплату.
Материалами дела подтверждено, что 01.03.2018 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Nissan Almera, государственный регистрационный знак Р 650 ОС 102, под управлением Палаева Юрия Алексеевича, принадлежащего ему на праве собственности, и автомобиля Volkswagen Touareg, государственный регистрационный знак Н 001 ЕХ 102, под управлением Фахреева Ратмира Камилевича, принадлежащего на праве собственности Фахреевой Айгуль Камилевне.
В результате столкновения транспортное средство Nissan Almera, государственный регистрационный знак Р 650 ОС 102, получило механические повреждения.
Гражданская ответственность собственника автомобиля марки Nissan Almera, государственный регистрационный знак Р 650 ОС 102, застрахована в ПАО СК "Росгосстрах" (страховой полис ЕЕЕ N 1005221517, срок страхования с 22.05.2017 по 21.05.2018).
Палаев Ю.А. 20.03.2018 обратился к истцу с заявлением о наступлении страхового случая.
Страховой компаний 02.03.2018 организован осмотр транспортного средства, по результатам которого составлен акт осмотра N 16344133.
Истец признал указанное дорожно-транспортное происшествие страховым случаем и выдал страхователю направление на ремонт поврежденного транспортного средства на станцию технического обслуживания - ИП Хафизова А.Х.
Между истцом (страховщик), ответчиком (СТОА) и третьим лицом (клиент) 29.05.2018 заключен договор на проведение ремонта, согласно условиям которого СТОА осуществляет ремонт поврежденного транспортного средства клиента, а страховщик оплачивает стоимость выполненных работ на условиях договорных отношений с СТОА и страховщиком. Оплата ремонта осуществляется страховщиком в качестве способа осуществления страховой выплаты клиенту путем организации и выплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля на СТОА.
Автомобиль Nissan Almera, государственный регистрационный знак Р 650 ОС 102, отремонтирован и передан собственнику 13.07.2018, о чем свидетельствует приемо-сдаточный акт станции технического обслуживания.
Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составила 42 074 руб. Платежным поручением от 24.07.2018 N 332 истец перечислил указанную сумму на счет ответчика.
18.09.2018 истцом также была произведена выплата потерпевшему величины утраты товарной стоимости поврежденного автомобиля в размере 4 843,44 руб.
Потерпевший 20.08.2018 обратился к ПАО СК "Росгосстрах" с претензией о выявленных недостатках выполненного СТОА ремонта транспортного средства Nissan Almera, государственный регистрационный знак Р 650 ОС 102.
Претензия оставлена страховщиком без удовлетворения.
В связи с обнаруженными недостатками выполненного на СТОА ремонта Палаев Ю.А. обратился в суд с требованиями к ПАО СК "Росгосстрах".
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 29.11.2018 по делу N 2-3248/2018 требования Палаева Ю.А. удовлетворены частично, с ПАО СК "Росгосстрах" в пользу Палаева Ю.А. взыскано 101 373,80 руб., в том числе: сумма страхового возмещения - 45 600 руб., штраф - 22 800 руб., оплата услуг по составлению акта осмотра - 4 300 руб., оплата услуг эксперта - 19 600 руб., нотариальные услуги - 1 540 руб., услуги телеграфа - 655,80 руб., почтовые услуги - 610 руб., услуги по изготовлению копии экспертного заключения - 3 000 руб., компенсация морального вреда - 500 руб., расходы за составление досудебной претензии - 3 000 руб. и расходы на оплату услуг представителя - 7 000 руб. Кроме того, с ПАО СК "Росгосстрах" в доход бюджета взыскано 1868 руб. государственной пошлины (л.д. 64).
Определением мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 17.09.2019 по делу N 2-3248/2019 с ПАО СК "Росгосстрах" в пользу Хосиева Т.Т. (правопреемника Палаева Ю.А.) взыскано 3 000 руб. расходов на оплату услуг представителя (л.д. 77).
Инкассовым поручением от 29.07.2019 N 44231 с расчетного счета ПАО СК "Росгосстрах" в пользу Палаева Ю.А. списаны денежные средства в сумме 113 608,80 руб.
Инкассовым поручением от 07.10.2019 N 582679 с расчетного счета ПАО СК "Росгосстрах" в пользу Хосиева Т.Т. списаны денежные средства в сумме 3 000 руб.
Платежным поручением от 19.09.2019 N 578 с расчетного счета ПАО СК "Росгосстрах" списаны денежные средства в сумме 1 868 руб. в доход бюджета.
Кроме того, Палаев Ю.А. обратился к ПАО СК "Росгосстрах" с заявлением о выплате неустойки в размере 100 352 руб., в связи с чем истец произвел заявителю выплату в размере 40 055 руб. 20 коп. (платежное поручение от 29.10.2019 N 000067).
Не согласившись с размером выплаченной неустойки, Палаев Ю.А. обратился к финансовому уполномоченному.
Решением финансового уполномоченного от 18.02.2020 по делу N У20-11608/5010-003 в пользу потерпевшего с ПАО СК "Росгосстрах" взыскана неустойка в размере 113 160 руб. 80 коп.
Платежным поручением от 03.08.2020 N 120 с расчетного счета ПАО СК "Росгосстрах" в пользу Палаева Ю.А. списаны денежные средства в сумме 113 160,80 руб.
Истец со ссылкой на то, что пунктом 5.3.1 договора N 18-17-О от 23.01.2017 предусмотрено возмещение расходов и штрафных санкций за счет исполнителя - ИП Хафизова А.Х., полагая, что понес убытки в общей сумме 257 589 руб. 80 коп. (101373,80 + 3000 + 40055,20 + 113160,80), направил в адрес последнего 24.03.2020 претензию с требованием о возмещении убытков в порядке суброгации в указанной сумме.
Оставление претензии ИП Хафизовым А.Х. без удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО СК "Росгосстрах" в суд с настоящим требованием.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (пункт 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (пункт 2 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (пункт 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства и нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт независимо от того, имела ли место доплата со стороны потерпевшего за проведенный ремонт (абзацы восьмой и девятый пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО). При возникновении спора суд обязан привлекать станцию технического обслуживания к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (часть 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под иными обязательствами по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего, за которые несет ответственность страховщик, следует понимать надлежащее выполнение станцией технического обслуживания работ по ремонту транспортного средства, в том числе выполнение их в объеме и в соответствии с требованиями, установленными в направлении на ремонт, а при их отсутствии - требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
В случае нарушения обязательств станцией технического обслуживания по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего страховая организация вправе требовать возмещения ею убытков на основании статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 29.11.2018 по делу N 2-3248/2018, имеющим в соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установлен факт некачественного выполнения ответчиком работ по ремонту автомобиля Nissan Almera, государственный регистрационный знак Р 650 ОС 102, с ПАО СК "Росгосстрах" в пользу Палаева Ю.А. взыскана стоимость восстановительного ремонта 45 600 руб.
Заключенный между ПАО СК "Росгосстрах" (заказчик) и ИП Хафизовым А.Х. (исполнитель) договор N 18-17-О на оказание услуг (выполнение работ) от 23.01.2017 по своей сути является договором подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с положениями статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования.
В силу положений части 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.
Согласно статье 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
В силу положений статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Согласно пункту 2.1.2 договора от 23.01.2017 N 18-17-О в редакции дополнительного соглашения N 1 исполнитель обязан качественно и в срок осуществлять ремонт ТС в предварительно согласованном с заказчиком после получения направления на ремонт объеме, который указывается в заказ-наряде, согласно нормативам завода-изготовителя.
Пунктом 2.1.15 договора от 23.01.2017 N 18-17-О в редакции дополнительного соглашения N 1 предусмотрена обязанность ИП Хафизова А.Х. в течение 6 месяцев на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства и в течение 12 месяцев на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, с даты приемки клиентом результатов восстановительного ремонта нести гарантийные обязательства за проведенный ремонт с бесплатным устранением обнаруженных клиентом в течение гарантийного срока дефектов, связанных с проведенным ремонтом.
Судом установлено, что ИП Хафизовым А.Х. выполнен восстановительный ремонт транспортного средства Палаева Ю.А., при принятии автомобиля обнаружены недостатки по качеству выполненных ремонтных работ, которые отражены в акте выполненных работ от 13.07.2018.
Как следует из пунктов 2.1.2 и 2.1.3 договора от 23.01.2017 N 18-17-О на оказание услуг (выполнение работ), заключенного между ПАО СК "Росгосстрах" и ИП Хафизовым А.Х. и в редакции изменений, внесенных дополнительным соглашением N 1 от 24.04.2017, исполнитель принимает на себя обязательства качественно и в срок осуществлять ремонт ТС в предварительно согласованном с заказчиком после получения направления на ремонт объеме, который указывается в заказ-наряде, согласно нормативам завода-изготовителя; обеспечивать восстановительный ремонт ТС новыми комплектующими изделиями (деталями, узлами, агрегатами и расходными материалами), которые по своему качеству и комплектности должны соответствовать техническим условиям завода-изготовителя ТС, технологиям ремонта и законодательству.
Согласно пункту 3.3 договора от 23.01.2017 N 18-17-О на оказание услуг (выполнение работ) до начала производства ремонтных работ исполнитель производит полную диагностику, после чего согласовывает с заказчиком исчерпывающий объем работ, материалов и запасных частей, необходимых для осуществления восстановительного ремонта (включая скрытые повреждения), а также стоимость восстановительного ремонта. Работы, материалы и запасные части, необходимые для осуществления восстановительного ремонта указываются в заказ-наряде. В случае превышения лимита ответственности заказчика перед клиентом при предварительном согласовании в соответствии с настоящим пунктом заказчик вправе отозвать направление на ремонт.
Из анализа заключенного между сторонами договора следует, что исполнитель обязан осуществлять ремонт транспортного средства качественно и в полном объеме.
Перечень недостатков ремонтных работ, объем работ и стоимость расходов по восстановительному ремонту установлены вступившим в законную силу решением мирового судьи на основании экспертного заключения N 030-03-2018/1, выполненного ИП Ванглис А.А. об определении размера расходов восстановительного ремонта транспортного средства, которое сторонами не опровергнуто.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ИП Хафизов А.Х. получил за произведенный ремонт сумму в размере 42 074 руб., не имеет значения для разрешения спора, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 15, пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки подлежат возмещению в полном объеме.
Установив, что на СТОА ИП Хафизова А.Х. ремонт транспортного средства потерпевшего был произведен некачественно, в связи с чем, у страховщика ПАО СК "Росгосстрах", выплатившего страховое возмещение, возникло право требования с ИП Хафизова А.Х., ответственного за возникновение убытков, денежной суммы в размере восстановительного ремонта, руководствуясь статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца стоимости восстановительного ремонта 45 600 руб., с учетом экспертного заключения N 030-03-2018/1, где содержится калькуляция стоимости ремонтных работ.
Доводы апелляционной жалобы ПАО СК "Росгосстрах" о том, что ответчик должен возместить весь ущерб, взысканный с ПАО СК "Росгосстрах" решением мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 29.11.2018 по делу N 2-3248/2019, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Как установлено вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 29.11.2018 по делу N 2-3248/2019, страховщик надлежащим образом не организовал повторный осмотр транспортного средства и не принял меры по устранению недостатков ремонта ТС. Действия истца по ненадлежащему извещению потерпевшего о проведении повторного осмотра транспортного средства, привели к тому, что третье лицо обратилось в суд о взыскании с истца стоимости восстановительного ремонта, штрафа за отсутствие добровольного удовлетворения требования, расходов по оценке, судебных издержек и неустойки.
Из изложенного следует, что необходимость обращения Палаева Ю.А. к независимому эксперту и с иском в суд общей юрисдикции вызвана наличием недостатков в проведенных ремонтных работах и бездействием истца по добровольному урегулированию возникших разногласий.
Таким образом, вышеуказанные издержки ПАО СК "Росгосстрах" при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции (помимо стоимости восстановительного ремонта) обусловлены действиями и позицией самого истца по отношению к претензионным требованиям потерпевшего, в связи с чем несение этих издержек не находятся в причинно-следственной связи с действиями ответчика. Доказательств обоснованности требования в данной части в целях восстановления нарушенного права истцом не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, в отношениях с потерпевшим именно ПАО СК "Росгосстрах" является лицом, ответственным за урегулирование убытков. ИП Хафизов А.Х., представляющий организацию, проводившую ремонт, ограничен в действиях по урегулированию убытков с потерпевшим.
Так, согласно пункту 2.1. договора от 23.01.2017 N 18-17-О в редакции дополнительного соглашения N 1 исполнитель принимает на себя обязательство приступить к работе только после идентификации направленных ТС на основании регистрационных документов и направления на ремонт в объеме, который указывается в заказ-наряде.
Пунктом 2.1.15 договора от 23.01.2017 N 18-17-О в редакции дополнительного соглашения N 1 установлено, что в случае обращения клиента к заказчику с претензией по вопросу недостатков восстановительного ремонта по настоящему договору, заказчик и исполнитель в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих, праздничных дней со дня получения указанной претензии обязаны осмотреть ТС клиента и составить акт осмотра.
По запросу заказчика исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней обеспечить предоставление помещения для проведения осмотра на территории исполнителя, а также присутствие при проведении осмотра своего уполномоченного представителя.
По факту проведенного осмотра сторонами составляется акт осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта, либо об отсутствии недостатков.
Акт осмотра выдается клиенту под его подпись. В случае, если по результатам осмотра ТС сторонами определено, что ремонт выполнен некачественно, то заказчик выдает направление на ремонт для устранения выявленных недостатков. По факту устранения недостатков восстановительного ремонта исполнитель составляет с клиентом документ о приемке работ по форме пункта 2.1.11 договора, и направляет его заверенную копию заказчику.
При подтверждении наличия недостатков в части обеспечения восстановительного ремонта ненадлежащими комплектующими изделиями или при соответствии повреждений ТС гарантийным обязательствам исполнителя, предусмотренных договором, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется без дополнительной оплаты со стороны заказчика и клиента. В случае установленной сторонами в акте осмотра невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта, или при наличии соответствующего судебного акта, исполнитель обязуется компенсировать заказчику осуществленную клиенту в соответствии с частью 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО выплату.
Согласно пункту 3.1. договора от 23.01.2017 N 18-17-О основанием для начала проведения работ и заказа запасных частей исполнителем являются в совокупности: направление на ремонт с актом осмотра; подписанный заказчиком, клиентом и исполнителем договор на проведение ремонта; подписанный клиентом и исполнителем акт приемки ТС в ремонт, открытый и согласованный между заказчиком и исполнителем заказ-наряд.
Кроме того, согласно пункту 5.3 Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.
В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший направляет страховщику претензию в соответствии с пунктом 5.1 настоящих Правил.
Страховщик в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения указанной претензии обязан организовать осмотр транспортного средства потерпевшего, а потерпевший - представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства.
В ходе осмотра делается вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.
Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется в соответствии с абзацем третьим пункта 15 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Из материалов дела следует, что организация повторного осмотра истцом надлежащим образом не проведена, истец направил потерпевшему письмо с назначением осмотра транспортного средства на 24.08.2018, однако данное письмо было направлено лишь 25.08.2018, то есть письмо было направлено позднее даты осмотра, что противоречит пункту 5.3 положения N 431-П.
В случае установления ПАО СК "Росгосстрах" недостатков в выполненном ремонте на ответчике лежала бы обязанность по их устранению, однако истец повторное направление на ремонт направил потерпевшему по адресу, отличному от адреса указанного в качестве почтового в заявлении о наступлении страхового случая, в связи с чем потерпевший указанное направление не получил. У ИП Хафизова А.Х. в силу вышеизложенных условий договора от 23.01.2017 N 18-17-О и Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П отсутствовало право по проведению каких-либо дополнительных работ без поручения страховой компании с выдачей нового направления на ремонт.
Из положения пунктов 5.3, 5.3.1 (в редакции дополнительного соглашения N 1) договора от 23.01.2017 N18-17-О, следует обязанность ответчика выплатить страховой компании неустойку за нарушение сроков проведения ремонта, а также в случае предъявления клиентом страховой компании требований о выплате неустойки (пени) или иной финансовой санкции ввиду нарушения ИП Хафизовым А.Х. его обязательств по договору, возместить истцу расходы в размере неустойки (пени) или суммы финансовой санкции, уплаченной заказчиком клиенту в результате такого нарушения, а также расходы, связанные с уплатой в пользу клиента понесенных последним судебных и представительских издержек.
В то же время в рассматриваемом случае нарушение ИП Хафизовым А.Х. сроков проведения ремонта не установлено.
Из условий договора от 23.01.2017 N 18-17-О не следует, что на ответчике лежит обязанность возмещать истцу все возможные санкции в правоотношениях страховой компании с клиентами, в том числе не указано на возможность возмещения штрафа, установленного Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за отсутствие добровольного удовлетворения требований потребителя, не указано на возмещение расходов потерпевшего на обращение к независимому оценщику.
Понесенные лицами, участвующими в деле, судебные расходы, то есть затраты стороны, возникающие в связи с рассмотрением дела в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, не являются убытками в гражданско-правовом смысле, определяемом статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку связаны с реализацией не гражданско-правовых, а процессуальных прав и обязанностей сторон в рамках судопроизводства.
Суд первой инстанции верно указал, что ПАО СК "Росгосстрах" было вправе добровольно удовлетворить заявленные к нему требования потерпевшего и не доводить дело до судебного разбирательства, и, соответственно, избежать возникновения у него как ответчика по рассматриваемому в суде общей юрисдикции делу обязательства по несению штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", расходов по оценке, судебных расходов и неустойки за нарушение срока выплаты страхового возмещения.
В связи с отсутствием причинно-следственной связи между действиями ответчика и несением истцом расходов по выплате 22 800 руб. штрафа, 4 300 руб. оплаты услуг по составлению акта осмотра, 19 600 руб. оплаты услуг эксперта, 1 540 руб. нотариальных услуг, 655,80 руб. услуг телеграфа, 610 руб. почтовых услуг, 3 000 руб. услуг по изготовлению копии экспертного заключения, 500 руб. компенсации морального вреда, 3 000 руб. расходов за составление досудебной претензии, 7 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 1 868 руб. государственной пошлины, 3 000 руб. расходов на услуги представителя в суде апелляционной инстанции, 40 055,20 руб. неустойки, выплаченной страховой компанией добровольно и 113 160,80 руб. неустойки взысканной решением финансового уполномоченного N У-20-11608/5010-003 от 18.02.2020, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данной части исковых требований.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Несогласие заявителей с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционные жалобы сторон - без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционным жалобам, подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2021 по делу N А07-23294/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Росгосстрах" и индивидуального предпринимателя Хафизова Айдара Халитовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Тарасова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23294/2020
Истец: ПАО "Росгосстрах", ПАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСГОССТРАХ"
Ответчик: ИП Хафизов А.Х., Хафизов Айдар Халитович
Третье лицо: Палаев Ю А