г. Владивосток |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А51-6346/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-4859/2021,
на решение от 30.06.2021
судьи О.В. Шипуновой
по делу N А51-6346/2021 Арбитражного суда Приморского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (ИНН 2508056455, ОГРН 1022500707162)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ИНН 2543116795, ОГРН 1172536032734)
о взыскании ущерба в размере 5 896, 24 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - ответчик, общество, страхователь, ООО "Кристалл") о взыскании ущерба в размере 5 896, 24 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.06.2021, вынесенным в резолютивной форме, в удовлетворении требований Пенсионного фонда отказано.
30.06.2021 Арбитражным судом Приморского края составлено мотивированное решение, которое обосновано отсутствием причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным ущербом.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и взыскать сумму ущерба в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд приводит доводы о том, что в результате непредставления ООО "Кристалл" сведений СВЗ-М за январь 2020 года, в период с 01.01.2020 по 30.04.2020 Кузнецовой Ирине Бориславовне была выплачена повышенная фиксированная выплата страховой пенсии по старости с учетом индексации.
Указывает, что не согласно с выводом суда о недоказанности факта наличия причинно-следственной связь между действиями (бездействиями) ООО "Кристалл" и наступившими последствиями, с учетом положений части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обращает внимание суда на то, что оснований для невыплаты Пенсионным фондом индексированной пенсии на момент произведения данной выплаты не имелось в связи с непредставлением обществом сведений по форме СЗВ-М в установленный законом срок, при этом решение о выплате сумм страховой пенсии (как работающему пенсионеру, без индексации) на основании полученного 13.03.2020 отчета СЗВ-М было принято Управлением в установленный срок - 16.04.2020.
ООО "Кристалл" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судом установлено, что Кузнецова Ирина Бориславовна (далее - Кузнецова И.Б., пенсионер, застрахованное лицо) является получателем пенсии по старости с 18.04.2014, одновременно продолжая трудовую деятельность в ООО "Кристалл", которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Как следует из представленного Управлением акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.05.2020 N 035S18200005599 ООО "Кристалл" в Пенсионный фонд несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года в отношении Кузнецовой И.Б., поскольку в нарушение подпункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) указанные сведения были представлены только 13.03.2020.
На основании указанного акта Пенсионным фондом вынесено решение от 23.06.2020 N 035S19200006540 о применении к страхователю финансовых санкций за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 500 рублей.
В результате вышеназванных действий (бездействия) страхователя, выразившихся в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М о факте работы застрахованного лица, Пенсионным фондом за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 произведена выплата пенсии Кузнецовой И.Б. в необоснованно завышенном размере, с учетом индексации как неработающему пенсионеру, что отражено в протоколе о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии N 483 от 14.05.2020.
Общая сумма переплаты согласно расчету Управления составила 5 896, 24 рублей.
Претензия Управления оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсий.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно, не позднее не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М (утверждена Постановлением Правления правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п).
По смыслу указанной нормы, в случае, если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся, также, получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством РФ.
Исходя из нормативных требований, сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - январь 2020 года страхователь был обязан предоставить в Пенсионный фонд до 15.02.2020.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сведения о застрахованном лице Кузнецовой И.Б. по форме СЗВ-М за январь 2020 года представлены ООО "Кристалл" лишь 13.03.2020.
Между тем, в связи с неполучением от страхователя - ООО "Кристалл" сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2020 года Пенсионный фонд, посчитав, что Кузнецова И.Б. прекратила осуществление трудовой деятельности, 16.03.2020 принял решение о перерасчете страховой пенсии с учетом индексации, как неработающему пенсионеру, о чем вынесено соответствующее решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.01.2020.
Таким образом, решение Пенсионного фонда о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации было принято после поступления отчета СЗВ-М за соответствующий месяц.
Кроме этого, как следует из материалов дела, 16.03.2020 (в установленный срок) обществом в Управление предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 года с типом "исходная", в которой содержались сведения в том числе о пенсионере Кузнецовой И.Б.
В связи с чем, уже в марте, из отчетов СЗВ-М за январь и февраль 2020 года было известно, что Кузнецова И.Б. не прекращала работу, однако Пенсионным фондом в апреле 2020 года произведена доплата пенсии за период с 01.01.2020 по 30.04.2020.
С учетом изложенного, довод Управления о том, что оснований для невыплаты Пенсионным фондом индексированной пенсии на момент произведения данной выплаты не имелось в связи с непредставлением обществом сведений по форме СЗВ-М в установленный законом срок, при этом, решение о выплате сумм страховой пенсии (как работающему пенсионеру, без индексации) на основании полученного 13.03.2020 отчета СЗВ-М было принято Управлением в установленный срок - 16.04.2020, отклоняется судом как несостоятельный, так как на дату принятия решения о выплате повышенной пенсии Пенсионный фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности.
К моменту принятия решения о выплате пенсии с учетом индексации, Управление могло проверить, имело ли место в действительности увольнение застрахованного лица - получателя пенсии. С учетом представления ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о назначении выплаты пенсии в размере, установленном законом для работающих пенсионеров.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что перерасчет страховой пенсии в увеличенном размере произведен Пенсионным фондом уже тогда, когда актуальные сведения по форме СЗВ-М в отношении указанного физического лица были сданы страхователем.
При этом ссылка Управления на положения статьи 28 Закона N 400-ФЗ о том, что юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не обоснована, так как в данном случае достоверность представленных ответчиком за январь 2020 года сведений не оспаривается, установлен только факт их несвоевременного предоставления.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Пенсионный фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде возмещения ущерба, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению сведений за январь 2020 года по форме СВЗ-М и возникновением у Пенсионного фонда убытков за период с 01.01.2020 по 30.04.2020.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2021 по делу N А51-6346/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6346/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края
Ответчик: ООО "КРИСТАЛЛ"