город Томск |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А27-7810/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-6842/2021) на решение от 22.06.2021 (резолютивная часть в редакции определения от 06.07.2021 об исправлении описки.
Мотивированное решение от 06.07.2021).
Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7810/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Тышкевич О.П.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Южное" (650040, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Радищева, дом 4, квартира 109, ОГРН 1034205023500, ИНН 4209025702) о взыскании 3 500 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Южное" (далее - Товарищество) 3 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за отчетные периоды - январь, апрель, июнь, июль 2020 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 22.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (в редакции определения от 06.07.2021 об исправлении опечатки), принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Товарищества в доход бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года в сумме 2 000 рублей (по решению от 14.05.2020 N 52S19200003427). В части взыскания с Товарищества штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года (решение от 17.02.2021 N 52S19210002386 на сумму 500 рублей), июнь 2020 года (решение от 17.02.2021 N 52S19210002381 на сумму 500 рублей), июль 2020 года (решение от 17.02.2021 N 52S19210002383 на сумму 500 рублей) отказано. С Товарищества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 1 142,85 рублей государственной пошлины.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 06.07.2021 в связи с подачей Пенсионным фондом апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на неверное толкование судом первой инстанции норм материального и процессуального права, статьи 8.1, 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 37-39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает, что в дополняющих формах СЗВ-М страхователем указано застрахованное лицо, которое отсутствовало в исходных формах СЗВ-М, таким образом, в нарушении пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Товариществом не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за апрель, июнь, июль 2020 года; исходя из буквального толкования пункта 39 Инструкции 766н, от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица, в связи с чем полагает, что представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете СЗВ-М (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
Товариществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Товарищество 18.02.2020 представило лично в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2020 года на 4 застрахованных лица, что подтверждается отметками специалистов Пенсионного фонда, проставленными на отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная", протоколом предварительной проверки файлов, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2021 N 052S18200002370.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Товарищества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 14.05.2020 N 052S19200003427 в размере 2 000 рублей в связи с нарушением срока предоставления сведений по форме СЗВ-М тип "исходная".
Обществу выставлено требование от 10.06.2020 N 052S01200005838 об уплате финансовых санкций в срок до 07.07.2020.
Кроме того, Товарищество представило лично в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2020 года - 15.04.2020, за июнь 2020 года - 15.07.2020, за июль 2020 - 14.08.2020 на 4 застрахованных лица в каждой отчетности, что подтверждается отметками специалистов Пенсионного фонда, проставленными на отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная", протоколами предварительной проверки файлов, протоколами проверки отчетности.
29.12.2020 Товарищество представило лично в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за апрель, июнь, июль 2020 года на 1 застрахованное лицо в каждой отчетности, сведения о котором отсутствовали в ранее представленных формах СЗВ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды, что подтверждается отметками специалистов Пенсионного фонда, проставленными на отчетности по форме СЗВ-М по типу "дополняющая", протоколами предварительной проверки файлов, протоколами проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.01.2021 N 052S18210000340 (за апрель 2020 года), от 15.01.2021 N 052S18210000339 (за июнь 2020 года), от 13.01.2021 N 052S18210000262 (за июль 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Товарищества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 17.02.2021 N 052S19210002386 (за апрель 2020 года в размере 500 рублей), N 052S19210002381 (за июнь 2020 года в размере 500 рублей), N 052S19210002383 (за июль 2020 года в размере 500 рублей), на общую сумму 1 500 рублей.
Обществу выставлены требования от 18.03.2021 N 052S01210003690 (за апрель 2020 года), N 052S01210003688 (за июнь 2020 года), N 052S01210003689 (за июль 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 13.04.2021.
Неисполнение Товариществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания финансовых санкций в размере 2 000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь 2020 года, суд первой инстанции исходил из обоснованности привлечения Товарищества к ответственности, предусмотренной часть 3 стать 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с подтверждением материалами дела факта нарушения срока представления сведений.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в размере 1 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель, июнь, июль 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Товарищество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
По эпизоду о привлечении Товарищества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - январь 2020 года, апелляционным судом установлено следующее.
Согласно материалам дела, основанием для привлечения Товарищества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за январь 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за январь 2020 года - не позднее 17.02.2020 (с учетом выходных дней).
Из материалов дела следует, что Товарищество не представило в установленный законом срок сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2020 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Пенсионный фонд обоснованно привлек Товарищество к ответственности, предусмотренной 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
По эпизодам о привлечении Товарищества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - апрель, июнь, июль 2020 года, апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Товарищества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за апрель, июнь, июль 2020 года в отношении спорного застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за апрель 2020 года - не позднее 15.05.2020, июнь 2020 - не позднее 15.07.2020, июль 2020 года - не позднее 17.08.2020 (с учетом выходных дней).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Товарищество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель, июнь, июль 2020 года в установленный законом срок.
Факт предоставления Товариществом неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за апрель, июнь, июль 2020 года при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М выявлен Товариществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные отчетные периоды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Товарищество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Товарищества финансовых санкций за указанные отчетные периоды не имеется.
Суд первой инстанции правомерно указал в оспариваемом решении, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Доводы апелляционной жалобы о том, что в дополняющих формах СЗВ-М страхователем указано застрахованное лицо, которое отсутствовало в исходных формах СЗВ-М, таким образом, в нарушении пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Товариществом не представлены в установленный срок либо представлены неполные (недостоверные) сведения о работающих у него застрахованных лицах за апрель, июнь, июль 2020 года; исходя из буквального толкования пункта 39 Инструкции 766н, от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений, то есть уточнений (исправлений) относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица, в связи с чем представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведений о котором не было указано в отчете СЗВ-М (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права, поскольку законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статьи 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В данном случае Товарищество первично исполнило обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в установленный законом срок за апрель, июнь, июль 2020 года, исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за указанные отчетные периоды внесло самостоятельно до обнаружения ошибки Пенсионным фондом, ввиду чего основания для привлечения Товарищества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетные периоды - апрель, июнь, июль 2020 года отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2021 (резолютивная часть в редакции определения от 06.07.2021 об исправлении описки, мотивированное решение от 06.07.2021) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7810/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7810/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбассамежрайонное
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Южное"