город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2021 г. |
дело N А01-3157/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования "Тахтамукайский район"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.06.2021 по делу N А01-3157/2020
по заявлению администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике
Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100543779), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (ОГРН: 1040100552095, ИНН: 0105043805),
при участии третьего лица - Четухова Рустама Баричевича
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее управление) о признании незаконным внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Стандарт" и обязании устранить указанные нарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Четух Р.Б.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не соблюдены требования Арбитражного процессуального кодекса РФ об извещении лиц, участвующих в деле. Администрация МО "Тахтамукайский район", являющаяся истцом по данному делу, не была уведомлена о дате и времени судебного заседания. Суд не уведомил администрацию МО "Тахтамукайский район" о дате и времени проведения последнего судебного заседания и рассмотрел дело в отсутствие лица, участвующего в деле. Суд не учел, что исключение ООО "Стандарт" из Единого государственного реестра юридических лиц повлечет нарушение прав и законных интересов администрации МО "Тахтамукайский район" путем невозможности исполнения решений Тахтамукайского районного суда и Арбитражного суда Республики Адыгея. В случае исключения ответчика из ЕГРЮЛ администрация не сможет восстановить свои права и защитить интересы, выражающиеся во взыскании задолженности с ответчика, возвращении имущества администрации МО "Тахтамукайский район", а также проведении процедуры рекультивации земельного участка.
Управление с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. От управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.10.2018 по делу N А01-403/2018 с ООО "Стандарт" в пользу администрации муниципального "Тахтамукайский район" взыскана задолженность по договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности от 28.12.2011 N4 в размере 1 733 580 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 268 544, 29 руб., а всего 2 002 124, 29 руб. Расторгнут договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности от 28.12.2011 N4. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Стандарт" возвратить администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" земельный участок, общей площадью 92 541 кв.м, по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский рн, МО "Энемское городское поселение", на северо-востоке п. Энем, для размещения свалки твердо-бытовых отходов с расположенным на нем зданием проходной и бульдозер Б10М.0111-1Е, для производства комплекса работ по утилизации ТБО, в состоянии в котором он его получил, с учетом нормального износа.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27.03.2018 на ООО "Стандарт" возложена обязанность по приведению земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116003:637 в первоначальное состояние путем организации сбора и вывоза отходов, рекультивации в соответствии с требованиями федерального законодательства.
16.03.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея в отношении ООО "Стандарт" принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, 02.07.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея внесена запись (ГРН 2200100042701) об исключении ООО "Стандарт" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица.
На момент исключения ООО "Стандарт" из Единого государственного реестра юридических лиц, решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.10.2018 и решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 27.03.2018 ликвидированным юридическим лицом исполнены не были.
03.08.2020 администрацией муниципального "Тахтамукайский район" в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея направлена жалоба на действия регистрирующего органа, которая согласно ответу от 28.08.2020 г. N 03-18/06969 отставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, администрация муниципального "Тахтамукайский район" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с п.1 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах исборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Согласно требованиям п.3 ст.21 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее -заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (п.7 ст.22 Федерального закона N 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, отделом камеральных проверок налогового органа 28.02.2020 сформированы справки на предмет не предоставления отчетности в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, и не осуществлении юридическим лицом операций хотя бы по одному банковскому счету.
В связи с изложенным, ООО "Стандарт" в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ признано фактически прекратившим свою деятельность - недействующим юридическим лицом, и регистрирующим органом 16.03.2020 принято решение N 352 о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 129-ФЗ.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении было опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения ("Вестник государственной регистрации" N11 от 18.03.2020 г.). Одновременно с решением о предстоящем исключении были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В установленные законодательством сроки заявлений от заинтересованных лиц, в том числе от администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", в регистрирующий орган не поступило, в связи с чем Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Адыгея в отношении ООО "Стандарт" ОГРН 1110107001553 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении за регистрационным номером 2200100042701 от 02.07.2020.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, действия Межрайонной ИФНС России N 1 по исключению сведений из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Стандарт" соответствуют требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Заявитель как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Стандарт" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "Стандарт" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Доводы администрации о том, что суд не учел, что исключение ООО "Стандарт" из Единого государственного реестра юридических лиц повлечет нарушение прав и законных интересов администрации МО "Тахтамукайский район" путем невозможности исполнения решений Тахтамукайского районного суда и Арбитражного суда Республики Адыгея; что в случае исключения ответчика из ЕГРЮЛ администрация не сможет восстановить свои права и защитить интересы, выражающиеся во взыскании задолженности с ответчика, возвращении имущества администрации МО "Тахтамукайский район", а также проведении процедуры рекультивации земельного участка, не принимаются апелляционной коллегией.
Как верно указал суд первой инстанции, наличие у ООО "Стандарт" задолженности и неисполненных обязательств перед заявителем не свидетельствует о незаконности действий регистрирующего органа, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, не препятствует завершению процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, что соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 N 1971-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бабицкой Ларисы Георгиевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в котором указано, что положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" каких-либо нарушений.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ООО " Стандарт " из ЕГРЮЛ нарушены его права, а также права заинтересованных лиц не имеется.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, так как в отношении ООО " Стандарт " принято решение и внесена запись о его исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы не лишены возможности привлечения к субсидиарной ответственности лица, уполномоченного выступать от имени общества с ограниченной ответственностью, членов коллегиальных органов общества с ограниченной ответственностью и лиц, определяющих действия общества с ограниченной ответственностью (пункты 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, имеет возможность обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов (пункт 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50).
В условиях изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, судом первой инстанции было правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не соблюдены требования Арбитражного процессуального кодекса РФ об извещении лиц, участвующих в деле; что Администрация МО "Тахтамукайский район", являющаяся истцом по данному делу, не была уведомлена о дате и времени судебного заседания; что суд не уведомил администрацию МО "Тахтамукайский район" о дате и времени проведения последнего судебного заседания и рассмотрел дело в отсутствие лица, участвующего в деле, отклоняются апелляционным судом, поскольку в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об обратном. В частности, в материалах дела имеются почтовые уведомления о получении определений суда, представитель заявителя принимал участие в судебных заседаниях 18.03.2021, 11.05.2021, 01.06.2021, направлял заявления об участии в судебных заседаниях посредством сервиса онлайн-заседание, об ознакомлении с материалами дела.
В силу ч. 6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит решение арбитражного суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства, в связи с чем не усматривает правовых и фактических оснований для его отмены. Доводов, которые имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции заявителем в апелляционной жалобе не приведено.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.06.2021 по делу N А01-3157/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3157/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТАХТАМУКАЙСКИЙ РАЙОН"
Ответчик: МИФНС N1 по Республике Адыгея, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея
Третье лицо: Четух Рустам Бариевич, Четух Рустам Баричевич