г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-154809/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2021 года по делу N А40-154809/20
по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ИНН 7701169833, ОГРН 1137799018081)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании,
при участии в судебном заседании: от истца Севастьянова Н.А. по доверенности от 11.02.2021 N 49, от ответчика Гавриков А.М. по доверенности от 28.09.2020 N 141/1/9974НС, от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России о взыскании 7 640 030 руб. 65 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с мая 2017 г. по март 2020.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство обороны российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2021 заявленные требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 7 161 910 руб. 72 коп. долга и 57 370 руб. 00 коп. госпошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на непредставление доказательств регистрации права оперативного управления за ответчиком, а договорных отношений между сторонами не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу п. п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" истец является некоммерческой организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделен функциями регионального оператора, к функциям которого относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (ч.1 ст.180 Жилищного кодекса РФ).
Спорные помещения принадлежали на праве оперативного управления ФГУ "Бронницкая КЭЧ района" Минобороны России, ФГУ "Чкаловская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКЭУ "Бабушкинская КЭЧ района" Минобороны России, ФГУ "Люберецкая КЭЧ района" Минобороны России, ФГУ "Нахабинская КЭЧ района" Минобороны России".
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.03.2021 г. N N ЮЭ9965-21-85609508, ЮЭ9965-21-85592495, ЮЭ9965-21-85590940, ЮЭ9965-21-85433309, ЮЭ9965-21-85451673 указанные юридические лица прекратили свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, в качестве правопреемника указано ФГУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Спорные многоквартирные дома включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы", утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы".
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 г. на Интернет-портале Правительства Московской области http://mosreg.ru. Изменения в региональную программу капитального ремонта опубликованы 30.05.2014.
Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у истца возникла с 01.05.2014.
В силу п.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из п.3 ст.158, п.п.1, 3 ст.169 Жилищного кодекса РФ обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме; собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
В рамках рассматриваемого спора истцом заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с мая 2017 по март 2020 в сумме 7 640 030 руб. 65 коп.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Поскольку факт наличия и размер задолженности подтверждены материалами дела, доказательств погашения долга суду не представлено, суд первой инстанции, установив, что истцом пропущен срок исковой давности, правомерно в соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ удовлетворил заявленные требования в сумме 7 161 910 руб. 72 коп.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, обладающее помещениями на праве оперативного управления, несет бремя его содержания, в том числе обязано платить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст.ст.36, 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответчик, являясь федеральным государственным казенным учреждением, в соответствии с нормами ст. ст. 123.21, 123.22 ГК РФ, обладает правом оперативного управления на имущество, закрепленное собственником за ним.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 296 Кодекса учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Ответчик, как субъект права оперативного управления, обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории Московской области.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что обязанность собственника на оплату взносов на капитальный ремонт передавались ответчику, для этого ему выделялись лимиты денежных средств. Ответчик подтвердил в суде указанное обстоятельство.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2021 года по делу N А40-154809/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154809/2020
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ