г. Хабаровск |
|
18 августа 2021 г. |
А04-2835/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансэкосервис" на решение от 18.06.2021 по делу N А04-2835/2021 Арбитражного суда Амурской области в порядке упрощенного производства по заявлению Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью "Трансэкосервис" о взыскании 67 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о взыскании 67500 руб. с общества с ограниченной ответственностью "Трансэкосервис" (ОГРН 1112804001100, ИНН 281602503592) в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 18.06.2021 по делу N А04-2835/2021 заявленные управлением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 18.06.2021 по делу N А04-2835/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, и иных правил, нормативов.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закона 7-ФЗ) лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требовании в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды в соответствии с законодательством.
Лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством согласно части 1 статьи 77 Закона N 7- ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе - упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. осуществляется добровольно либо по решению суда.
Приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12.2019 N 630-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО с 2019 по 2030 годы на территории Амурской области, сроком действия 10 лет.
Земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16 площадью 9159 кв. м, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, согласно кадастровой выписке имеет разрешенное использование для размещения свалки твердых коммунальных отходов. Данный земельный участок включен в территориальную схему, утвержденную приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12.2019 N 630-ОД.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 2 (г.Белогорск, Белогорский район, Ромненский район, Серышевский район, Октябрьский район)" Амурской области 27.06.2018 и дополнительного соглашения от 25.12.2018, заключенных между министерством ЖКХ Амурской области и обществом, региональный оператор - ООО "ТрансЭкоСервис" с 01.04.2019 обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории зоны "Кластер N 2".
Согласно договору аренды 30.03.2020 общество-арендатор принял в пользование указанный земельный участок для размещения свалки ТКО. Согласно акту на участке находятся ТКО в объеме 2000м3.
Письмом от 21.01.2021 администрация Серышевского района указала, что данный земельный участок используется обществом как место временного накопления отходов с 01.04.2019. Обществом представлен муниципальный контракт от 30.07.2014, согласно которому в 2014 году обществом было принято на себя обязательства по вывозу мусора с указанного участка.
В управление из территориального отдела Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Райчихинске, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышсвском районах поступило обращение ООО "Автосити" о нарушении ООО "ТрансЭкоСервис" законодательства в области обращения с отходами, в части несанкционированной свалки отходов на территории Серышевского района Амурской области вблизи с. Украинка.
В ходе проведения рейдового мероприятия с целью рассмотрения, установления фактов, изложенных в обращении, выявлена несанкционированная свалка на территории Серышевского района Амурской области вблизи с.Украинка. На территории свалки обнаружен специализированный автомобиль "Мусоровоз" марки "КАМАЗ" с гос. номером В974УХ28. На дверях автомобиля аббревиатура - "ТЭК" Трансэкосервис. С транспортного средства осуществлялся сброс ТБО на почву (географические координаты N 51008'29.3 Е 128032'34.5"). Составлен акт обследования территории от 19.05.2020 и фототаблица.
Сотрудниками лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Амурской области в рамках исполнения заявки на лабораторные исследования, измерения и испытания от 08.05.2020, 15.05.2020 осуществлен отбор почвы с целью определения наличия/отсутствия загрязняющих веществ в месте с географическим координатами N 51008'29.3Е 128032'34.5", составлен акт отбора проб почвы 18.05.2020 N 56/4 гк.
Согласно экспертному заключению от 15.06.2020 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках экологического надзора составлен протокол испытаний от 08.06.2020, установлено наличие превышение концентрации загрязняющих веществ в почве: по бенз(а)пирену в 1,95 раза, по нефтепродуктам в 4,3 раза, по марганцу (валовое содержание) в 1,6 раза.
Составлен протокол об административном правонарушении от 13.10.2020 по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Постановлением управления общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде штрафа 40 000 руб.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 09.02.2021 по делу N 12-8/2021 постановление управления от 10.12.2020 оставлено без изменения, жалоба общества без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.
В связи с тем, что общество допустило загрязнение земельного участка с географическими координатами N 51008'29.3 Е 128032'34.5" управлением на основании методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238в) произведен расчет ущерба, причиненного ООО "ТранЭкоСервис" земельному участку, что составило 67 500 руб.
Управлением в общество направлена претензия о добровольном возмещении вреда, оставленная без удовлетворения. О взыскании возмещения ущерба управление обратилось в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил заявленное требование управления.
Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ.
Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
Отклоняется довод жалобы о том, что суд первой инстанции ссылаясь на решение Серышевского районного суда Амурской области от 09.02.2021 по делу N 12-8/2021 лишил возможности общества опровергнуть свою виновность. По разъяснению в п.16.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом. Выводы суда по настоящему делу по установленным обстоятельствам, связанным с причинением обществом ущерба окружающей среде, не противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судом общей юрисдикции.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в нарушение статей 26.5, 27.10 КоАП РФ взятие проб осуществлено без понятых и не оформлено протоколом, что не позволяет рассматривать протокол результатов исследований в качестве допустимого доказательства по делу об административном правонарушении, апелляционным судом отклоняется. В рассматриваемом случае отбор проб осуществлялся до возбуждения производства по делу об административном правонарушении в ходе проведении в рамках предоставленных полномочий органом рейдового мероприятия. Согласно акту обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований указано, что в рамках рейдового мероприятия обследована территория Серышевского района Амурской области, производилась фотосъемка объекта с северо-восточной стороны с применением фотоаппарата. В связи с этим положения статей 26.5, 27.10 КоАП РФ об обязательном присутствии понятых не являлись обязательными к применению. После получения результатов контроля орган инициировал административное производство, составив 13.10.2020 протокол об административном правонарушении, что в силу ч. 2 ст.28.1 КоАП РФ с этой даты считается возбужденным дело об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что муниципальный контракт от 30.07.2014 является краткосрочным, а после выполнения услуг по контракту земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16 эксплуатировался жителями Серышевского района вплоть до заключения договора между обществом и министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, подписанного 30.03.2020, и поэтому ответственность должна нести администрация Серышевского района, отклоняются. Общество как арендатор земельного участка, своими действиями допустило нарушение земельного законодательства и законодательства об обращении с отходами, что привело к возникновению вреда окружающей среде.
Вина общества заключается в том, что, зная о своей обязанности по соблюдению правил и требований законодательства в области охраны окружающей среды, не предприняло соответствующих мер по выполнению этой обязанности. Наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчика и возникшим ущербом, причиненным в области охраны окружающей среды, подтверждается материалами дела.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, уплаченная при подаче апелляционной жалобы пошлина, подлежит возврату в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18.06.2021 по делу N А04-2835/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трансэкосервис" (ОГРН 1112804001100, ИНН 281602503592) из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением от 01.07.2021 N 803 государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2835/2021
Истец: Приамурское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "ТрансЭкоСервис"
Третье лицо: Приамурское межрегиональное Управление Росприроднадзора