город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2021 г. |
дело N А32-5147/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от АО "НЭСК-электросети", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Кулагина А.А. по доверенности от 14.04.2021;
от Минприроды Краснодарского края, посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Волкова Р.В. по доверенности от 29.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 по делу N А32-5147/2021
по заявлению акционерного общества "НЭСК-Электросети"
(ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к министерству природных ресурсов Краснодарского края
(ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество, АО "НЭСК-электросети") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, Минприроды Краснодарского края) об оспаривании постановления от 26.01.2021 N 5-Л/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НЭСК-электросети" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что необходимость оформления права на лесной участок для размещения линейного объекта земельным законодательством не предусмотрена, и, соответственно, не может повлечь административную ответственность в соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ, что свидетельствует об отсутствии события и состава вменяемого обществу административного правонарушения. Данные выводы подтверждаются существующей судебной практикой.
В судебном заседании представитель АО "НЭСК-электросети" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра участков Хадыженского лесного фонда установлено, что в квартале 31А выдела 68 участкового лесничества выявлен факт самовольного использования лесного участка на площади 0,000052 га АО "НЭСК - электросети", без правоустанавливающих документов, а именно выявлено повреждение плодородного слоя почв на площади 0,52 кв. м и установка 13 опор линии электропередачи без разрешительных документов на использование лесного участка; работы проводились на основании технического задания АО "НЭСК - электросети" по объекту "Электроснабжение ЭПУ земельного участка под парк и городской сад г. Хадыженск" (ТУ N 3-32-19-1205), согласно проектной документации, разработанной ООО "ЭлектроСистемы" (т. 1 л.юд.42).
По результатам осмотра составлен акт осмотра обследования лесного участка от 15.12.20120 N 20-05-08 (т. 1 л.д. 35) с приложением схемы участка (т. 1 л.д. 37).
Ущерб в результате повреждения плодородного слоя почв на площади 0,52 кв.м составил 10 004 руб.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом министерства в отношении АО "НЭСК-электросети" составлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2020 N 004708 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст 7.9 КоАП РФ.
Постановлением от 26.01.2021 N 5-Л/2021 АО "НЭСК-электросети" привлечено к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 200 000 руб. и обществу рекомендовано возместить ущерб, нанесенный государственному лесному фонду в размере 10 013 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц -от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на платности использования лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что общество "НЭСК-электросети" использует участок лесного фонда, расположенный в квартале 31А части выдела 68 Хадыженского участкового лесничества Апшеронского лесничества филиала ГКУ КК "Комитет по лесу" использует лесной участок на площади 0,000052 га без правоустанавливающих документов, а именно: установлено 13 опор линии электропередачи, а также выявлен факт повреждения плодородного слоя почв на площади 0,52 кв. м. Обратного в материалы дела не представлено.
Работы проводились на основании технического задания АО "НЭСК - электросети" по объекту "Электроснабжение ЭПУ земельного участка под парк и городской сад г. Хадыженск" (ТУ N 3-32-19-1205), согласно проектной документации, разработанной ООО "ЭлектроСистемы" (т. 1 л.д. 42).
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными заявителем доказательствами: актом проведения соблюдения требований лесного законодательства (т. 1 л.д. 35), протоколом об административном правонарушении от 28.12.2020, планом-схемой (т. 1 л.д. 37), расчетами (т. 1 л.д. 38-41), рабочей документацией (т. 1 л.д. 42), другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.
Довод общества о том, что оформление права на лесной участок для размещения линейного объекта земельным законодательством не предусмотрена, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положениями статей 71 - 74 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 26 ЛК РФ законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, в соответствии с требованиями ЛК РФ строительство, реконструкция (в том числе ремонт) и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки.
Согласно части 4 статьи 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Аналогичные положения содержатся в Правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Приказ Минприроды России от 10.07.2020 N 434) (далее - Правила N 434).
В соответствии с пунктом 8 названных Правил N 434 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
По смыслу приведенных норм использование лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов без предоставления названных участков возможно только путем выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан и проведения работ, установленных пунктом 8 Правил N 434.
Таким образом, учитывая, что спорные лесные участки использовались АО "НЭСК - электросети" не для расчистки охранной зоны трубопровода, а для электроснабжения ЭПУ земельного участка под парк и городской сад г. Хадыженск, общество обязано было оформить все разрешительные документы в соответствии с требованиями ЛК РФ.
Неоформление заявителем указанных документов перед началом использования лесов свидетельствует о самовольном занятии вышеназванных лесных участков.
То обстоятельство, что общество привлекло АО "НЭСК - электросети" подрядную организацию для установления опор линии электропередач не является обстоятельством, освобождающим его от ответственности.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "НЭСК - электросети" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.9 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Допущенное обществом правонарушение является длящимся и было выявлено уполномоченным лицом при осмотре 15.12.2020.
На момент вынесения оспариваемого постановления (от 26.01.2021) срок привлечения к административной ответственности не истек.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 по делу N А32-5147/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5147/2021
Истец: АО "НЭСК-Электросети"
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ