г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-208178/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Новиковой Е.М., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чащиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Астрономический научный центр",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2021 по делу N А40-208178/20,
по исковому заявлению акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" (ОГРН: 1097746629639, ИНН: 7722698108)
к акционерному обществу "Астрономический научный центр" (ОГРН: 1117746444881, ИНН: 7733769696)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (ОГРН: 1157700012502, ИНН: 7702388027)
о расторжении и взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Семенова Л.Ю. по доверенности от 13.09.2019 N 136, Приймак В.И. по доверенности от 21.12.2020 N 182,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: Мешалкин А.А. по доверенности от 29.12.2020 N 272/20,
УСТАНОВИЛ:
АО "Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Астрономический научный центр" о расторжении договора от 14.04.2017 г. N 47702388027160001880/01-2017/843, о взыскании неотработанного аванса по договору от 14.04.2017 г. N 47702388027160001880/01-2017/843 по этапам 3.1 и 3.2 в размере 43 298 640 руб. 22 коп.
Определением от 12.01.2021 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" (129110, г. Москва, ул. Щепкина, д. 42, строение 1, 2, ОГРН: 1157700012502, Дата присвоения ОГРН: 06.08.2015, ИНН: 7702388027).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 02.07.2021, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2021 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.04.2017 г. между АО "Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" (заказчик) и АО "АНЦ" (исполнитель) был заключен договор N 47702388027160001880/01-2017/843 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) "Модернизация и развитие комплекса специализированных оптико-электронных средств для мониторинга околоземного космического пространства в части ЭОП-1-М, ЭОП-2-М, РКС-М, ОЭС50, ОЭС65" на период 2016-2020 годов", шифр СЧ ОКР: "АСПОС ОКП-ЭОП-АНЦ" (2020).
Данный договор был заключен в рамках государственного контракта от 29.11.2016 N 082-8467/16/255 (шифр СЧ ОКР: "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020), далее госконтракт) между государственной корпорацией "Роскосмос" (Госкорпорация "Роскосмос", далее -Госзаказчик ГК "Роскосмос") и истцом (п. 1.3. договора).
Госконтракт выполняется в 4 этапа, этапы 3.1., 3.2. госконтракта включают работы, выполняемые ответчиком по этапам 3.1., 3.2. договора в части ЭОП-1-М, ЭОП-2-М, РКС-М.
Соответственно, по договору от 14.04.2017 г. N 47702388027160001880/01-2017/843 исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями договора составную часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) (п. 1.1.).
В соответствии с п. 2.1. договора от 14.04.2017 СЧ ОКР выполняется исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания (ТЗ) на СЧ ОКР (приложение N 1 к договору).
Согласно п. 2.2., 3.1. договора содержание этапов СЧ ОКР, цена этапов и сроки выполнения работ установлены в уточненной ведомости исполнения. Уточненной ведомостью исполнения предусмотрено 4 этапа СЧ ОКР (этапы 1.,2., 3.1., 3.2., 3.3., 4.).
Срок выполнения работ по договору устанавливаются начало - с даты заключения договора, окончание - 10 декабря 2020 г. (п. 4.1. договора от 14.04.2017).
Согласно п. 6.1.3 договора, в случае невозможности достижения результатов СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), установленных требованиями ТЗ, в течение 10 (десяти) дней после поступления уведомления от исполнителя рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) (п. 6.1.4).
В соответствии с п. 6.1.6. договора, в случае расторжения государственного контракта по соглашению сторон заказчик возмещает головному исполнителю фактически произведенные, документально подтвержденные затраты на момент расторжения государственного контракта, но не свыше соответствующей части цены работ этапов, указанной в государственном контракте.
Заказчик вправе инициировать расторжение договора, если дальнейшее проведение СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) стало неактуальным (п. 6.2.4 договора от 14.04.2017).
В обоснование заявленных требований, истец указывает на то, что государственный контракт от 29.11.2016 N 082-8467/16/255 (шифр СЧ ОКР: "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020) был расторгнут по инициативе Госзаказчика ГК "Роскосмос", в связи с уменьшением объёмов финансирования СЧ ОКР "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020) в соответствии с государственным оборонным заказом на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1672-80, уточнением состава технических средств и этапности проведения работ по созданию и модернизации средств комплекса специализированных оптико-электронных средств АСПОС ОКП.
11.01.2019 Госзаказчик ГК "Роскосмос" уведомил истца о приостановлении выполнения СЧ ОКР "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020) письмом от 11.01.2019 N 54-253.
21.01.2019 Госзаказчик ГК "Роскосмос" письмом исх. N МХ-434 от 21.01.2019 предложил истцу рассмотреть два возможных варианта исполнения госконтракта - заключить дополнительное соглашение о снижении цены госконтракта без изменения предусмотренных условий госконтракта или расторгнуть госконтракт по состоянию на 1 марта 2019 года с оформлением соответствующего соглашения о расторжении госконтракта с учетом результатов технико-экономической экспертизы фактических затрат.
Госзаказчик ГК "Роскосмос" принял решение N МХ-167-р от 25.03.2019 о расторжении госконтракта по соглашению сторон, фактические затраты по госконтракту принимаются по состоянию на 12 января 2019 г.
10.02.2020 Госзаказчик ГК "Роскосмос" и истец заключили соглашение от 10.02.2020 о расторжении государственного контракта от 29.11.2016 N 082-8467/16/255 на выполнение опытно-конструкторской работы.
В соответствии с соглашением о расторжении госконтракта истец обязуется возвратить задолженность - неотработанный аванс по госконтракту.
28.01.2019 истец письмом N 06-1/72 от 28.01.2019 уведомил ответчика о необходимости приостановить выполнение работ по договору до особо указания госзакзачика ГК "Роскосмос", в связи с полученными истцом указаниями госзаказчика ГК "Роскосмос" о приостановлении работ по госконтракту.
В соответствии с письмом госзаказчика ГК "Роскосмос" исх. N МХ-434 от 21.01.2019 о рассмотрении предложений об исполнении госконтракта истец направил ответчику письмо исх. N 06-1/105 от 08.02.2019 о рассмотрении предложений по исполнению договора (расторгнуть договор или исполнять договор при условии снижении его цены).
Письмом исх. N 66/АНЦ от 12.02.2019 ответчик сообщил истцу, что не возражает против расторжения договора.
В связи с расторжением госконтракта по инициативе госзаказчика ГК "Роскосмос" истец письмом от 08.07.2020 N 06-351 направил в адрес ответчика проект соглашения о расторжении договора, где фактические затраты составляют 96 601 569,78 руб. в соответствии с решением госзаказчика ГК "Роскосмос" N РПЦ-578 от 17.12.2019. Кроме того, истец в проекте соглашения предусматривает возврат неотработанного аванса в размере 43 298 640,22 руб.
Однако, ответчик отказался подписать проект соглашения о расторжении договора на условиях ответчика, поскольку считает, что размер фактически осуществленных ответчиком затрат составляет 140 325 761,00 руб.
Истец утверждает, что этапы 1, 2 договора - выполнены, этапы 3.3, 4 договора не исполнялись.
Спорными этапами являются этапы 3.1, 3.2: этап 3.1. - цена этапа 210 987 600,00 руб., сроки выполнения работ 14.04.2017-20.06.2020; этап 3.2. - цена этапа 68 944 660,00 руб., сроки выполнения работ 01.01.2018-05.05.2020.
В соответствии с п. 3.2. договора по этапам 3.1 и 3.2 договора истцом был выплачен ответчику аванс в размере 139 900 210 руб.: по этапу 3.1 - 112 045 010 руб., по этапу 3.2-27 855 200 руб., что подтверждаются платежными поручениями от 18.05.2017 N 4764, платежное поручение от 06.04.2018 N 3189, платежное поручение от 06.04.2018 N 3190, платежное поручение от 06.04.2018 N 3191, платежное поручение от 29.10.2018 N 1 1338, платежное поручение от 29.10.2018 N 11339, платежное поручение от 29.10.2018 N 11340, платежное поручение от 16.01.2018 N 160.
Истцом были представлены документы, подтверждающие его фактические затраты по госконтракту, и документы, подтверждающие фактические затраты соисполнителей, и в том числе фактические затраты ответчика по договору.
Госзаказчиком ГК "Роскосмос" проведена экспертиза фактических затрат этапов N 3.1., 3.2 и 3.3 (направлена истцу письмом от 30.12.2019 N 67-34093).
По результатам экспертизы гозакачиком ГК "Роскосмос" принято Решение N РПЦ-578 от 17.12.2019 "К государственному контракту от 29.11.2016 N 082-8467/16/255 по цене фактических затрат этапов N 3.1, N 3.2 и 3.3 (по состоянию на 12.01.2019) (соглашение о расторжении)" (далее - решение госзаказчика ГК "Роскосмос" N РПЦ-578 от 17.12.2019) с учетом решения госзаказчика ГК "Роскосмос" от 25.03.2019 NМХ-167-р, заключений АО "Организация "Агат" от 13.12.2019 N35-4/1536-исх, N35-4/1537-исх, N35-4/1538-исх, а также п. 6.1.6. госконтракта.
В соответствии с решением госзаказчика ГК "Роскосмос" N РПЦ-578 от 17.12.2019 стоимость фактических затрат: за выполненные работы истца по Госконтракту составляет: по этапу 3.1. - 292 046 294 руб. 27 коп.; по этапу 3.2. - 3 254 905 руб. 66 коп.; по этапу 3.3. -0 руб. 00 коп.
Госзаказчик ГК "Роскосмос" не принял фактические затраты истца по этапам 3.1., 3.2., 3.3. в размере 123 491 800,00 руб., включая фактические затраты ответчика в размере 43 298 640,22 руб.
В обоснование непринятия затрат госзакачик ГК "Роскосмос" указывает, что расходы, отраженные в бухгалтерском учете, были понесены истцом после установленной даты расторжения госконтракта. Также в соответствии с п. 6.1.6. госконтракта из расходов исключается прибыль.
Решением госзаказчика ГК "Роскосмос" N РПЦ-578 от 17.12.2019 фактические затраты принимались по состоянию на 12.01.2019 и за выполненные работы ответчика по договору составляют: по этапу 3.1. - 96 601 569 руб. 78 коп.; по этапу 3.2. - 0 руб. 00 коп.; по этапу 3.3. - 0 рублей 00 коп.
Госзаказчик ГК "Роскосмос" не принял фактические затраты ответчика по этапам 3.1., 3.2., 3.3. в размере 43 298 640,22 руб.
Истец по этапам 3.1, 3.2 оплатил аванс в общей сумме 139 900 210,00 руб., в том числе: по этапу 3.1 - 112 045 010,00 руб., по этапу 3.2 -27 855 200,00 руб.
Таким образом, согласно приведенным расчетам истца, ответчик отработал аванс в сумме 96 601 569,78 руб., следовательно, подлежит возврату неотработанный аванс в сумме 43 298 640,22 руб.
В составе фактических затрат ответчика в соответствии с результатами экспертизы (письмо госзаказчика ГК "Роскосмос" исх. от 24.12.2019 N 67-33595) не были приняты следующие затраты: затраты на приобретение покупных комплектующих изделий и полуфабриктов - 10 349 943 руб. 79 коп., затраты на оплату труда 6 687 705 руб. 65 коп., страховые взносы 1 832 705 руб. 11 коп., накладные расходы 13 512 511 руб. 96 коп., затраты по работам, выполняемым сторонними организациями 4 812 567 руб. 71 коп., прибыль 6 103 306 руб., всего на общую сумму 43 298 640 руб. 22 коп.
Ответчик не согласен с принятой госзаказчиком ГК "Роскосмос" в решении госзаказчика ГК "Роскосмос" N РПЦ-578 от 17.12.2019 суммой фактических затрат, отказывается подписывать соглашение о расторжении и возвращать неотработанный аванс истцу, по мнению ответчика, сумма фактических затрат составляет 140 326 059,00 руб.
Истец считает противоречивыми сведения ответчика о сумме фактических затрат по этапу 3.1. со ссылкой на письмо N 271/АНЦ от 15.07.2019 - фактические затраты на сумму 127 489 074,00 руб., письмо N 22/АНЦ от 20.01.2020 - фактические затраты на сумму 140 326 059,00 руб.
Приведенные истцом обстоятельства послужили поводом для обращения истца с настоящими требованиями в суд.
Учитывая соблюдение истцом законодательно установленной процедуры, исковые требования о расторжении договора подлежат удовлетворению.
В материалы дела не представлены доказательства перечисления ответчиком истцу сумм неотработанных авансовых платежей в отсутствии оснований для их удержания, в связи с чем, суд признал обоснованным требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения.
Суд обосновано и законно установил, что договор между истцом и ответчиком заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа, регулируется Законом N 275-ФЗ, оплата по договору осуществляется истцом из средств, полученных на эти цели от госзаказчика ГК "Роскосмос" за счет средств федерального бюджета, и подлежит государственному регулированию.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
В договоре прямо предусмотрена его цель - "выполнение государственного оборонного заказа", следовательно, отношения сторон по договору регулируются Законом N 275-ФЗ.
При этом, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 275-ФЗ его положения имеют преимущественную силу по сравнению с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законом N 275-ФЗ установлено государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу.
Госзаказчиком ГК "Роскосмос" проведена экспертиза фактических затрат этапов N 3.1,, 3.2 и 3.3 госконтракта (направлена истцу письмом от 30.12.2019 N67-34093).
Госзаказчик ГК "Роскосмос" не принял фактические затраты ответчика по этапам 3.1., 3.2., 3.3. в размере 43 298 640,22 руб.
Суд обосновано и законно установил, что ответчик заключая договор на условии возможности расторжения договора по фактически произведенным затратам, фактически согласился на принятие размера фактических затрат, установленного госзаказчиком ГК "Роскосмос".
В соответствии с п. 6.2.4 договора истец вправе инициировать расторжение договора, если дальнейшее проведение СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) стало неактуальным.
Основанием для заключения договора является государственный контракт от 29.11.2016 N 082-8467/16/255 между госкорпорацией "Роскосмос" и АО "НПК "СПП", который был расторгнут по соглашению сторон 10.02.2020.
Соответственно, обязательства, во исполнение которых и был заключен договор, также прекратили свое действие.
В соответствии с п. 6.1.5. договора в случае расторжения договора по соглашению сторон заказчик возмещает исполнителю фактически произведенные, документально подтвержденные затраты на момент расторжения договора, но не свыше соответствующей части цены работ этапов, указанной в договоре.
Условие договора (п. 6.1.5) о расторжении договора по фактически произведенным затратам было согласовано сторонами в договоре, добровольно принято на себя ответчиком, и ответчик при добросовестном исполнении обязанностей должен был добровольно выполнить обязательство по подписанию соглашения о расторжении договора, но им это сделано не было.
Заключая договор на условии возможности расторжения договора по фактически произведенным затратам, ответчик фактически согласился на принятие размера фактических затрат, установленного Госзаказчиком ГК "Роскосмос".
11.01.2019 госзаказчик ГК "Роскосмос" уведомил истца о приостановлении выполнения госконтракта (шифр СЧ ОКР: "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020)) письмом от 11.01.2019 N 54-253.
Таким образом, приостановление государственным заказчиком выполнения ОКР влечет за собой приостановление выполнения СЧ ОКР, в связи с чем истец по получению уведомления от госзаказчик ГК "Роскосмос" известил ответчика о необходимости приостановки выполнения работ по договору (письмо N 06-1/72 от 28.01.2019).
Приостановка работ представляет собой временное приостановление исполнения обязательств, которое заканчивается либо прекращением работ, либо возобновлением выполнения работ (п. 4.4.2. ГОСТ РВ 15.203-2001).
Следовательно, ответчик в соответствии с указаниями госзакзачика ГК "Роскосмос" и истца обязан был приостановить выполнение работ по договору.
Госзаказчиком ГК "Роскосмос" принято решение N МХ-167-р от 25.03.2019 о расторжении госконтракта, фактические затраты по госконтракту принимаются по состоянию на 12 января 2019 г.
Истцом в адрес ответчика были направлены письма от 08.07.2020 исх. N 06-243 и от 08.07.2020 N 06-351 с проектом соглашения о расторжении договора. Ответчик не подписал соглашение о расторжении договора.
Таким образом, истцом были соблюдены требования законодательно установленной процедуры о расторжении договоров.
Ответчик обязан предоставить по требованию истца документы, относящиеся к предмету договора, и сведения о фактических затратах, возникших в ходе выполнения договора (п. 6.3.13, 6.3.20 договора).
Права ответчика нарушены не были, поскольку он вправе участвовать в обосновании размера фактических затрат при их согласовании с государственным заказчиком, что он и сделал письмами исх. от 15.07.2019 N 271/АНЦ, от 03.09.2019 N 373/АНЦ, от 22.11.2019 N 569/АНЦ).
Решением госзаказчика ГК "Роскосмос" N РПЦ-578 от 17.12.2019 фактические обоснованные затраты ответчика приняты в размере 96 601 569,78 руб.
В соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2021 по делу N А40-211822/2020 с истца в пользу Госкорпорации "Роскосмос" взыскан аванс в размере 43 298 640,22 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 006 793,47 руб.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2021 по делу N А40-211822/2020 вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 02.07.2021 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2021 по делу N А40-208178/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208178/2020
Истец: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "СИСТЕМЫ ПРЕЦИЗИОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ"
Ответчик: АО "АСТРОНОМИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР"