Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф05-29043/21 по делу N А40-208178/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 14.04.2017 г. между АО "Научнопроизводственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" (заказчик) и АО "АНЦ" (исполнитель) был заключен договор N 47702388027160001880/01- 2017/843 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) на период 2016-2020 г.г. Данный договор был заключен в рамках государственного контракта от 29.11.2016 N082-8467/16/255, заключенным между Государственной корпорацией "Роскосмос" и истцом (п. 1.3. договора). Так, госконтракт выполняется в 4 этапа, этапы 3.1., 3.2. госконтракта включают работы, выполняемые ответчиком по этапам 3.1., 3.2. договора в части ЭОП-1-М, ЭОП2М, РКС-М. Соответственно, по договору от 14.04.2017 г. N 47702388027160001880/01- 2017/843 исполнитель обязался выполнить в соответствии с условиями договора составную часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) (п. 1.1.). В соответствии с п. 2.1. договора от 14.04.2017, СЧ ОКР выполняется исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания (ТЗ) на СЧ ОКР (приложение N 1 к договору). Согласно п. 2.2., 3.1. договора, содержание этапов СЧ ОКР, цена этапов и сроки выполнения работ установлены в уточненной ведомости исполнения. Уточненной ведомостью исполнения было предусмотрено 4 этапа СЧ ОКР (этапы 1.,2., 3.1., 3.2., 3.3., 4.). Срок выполнения работ по договору устанавливается: начало - с даты заключения договора, окончание - 10 декабря 2020 г. (п. 4.1. договора от 14.04.2017). Согласно п. 6.1.3 договора, в случае невозможности достижения результатов СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), установленных требованиями ТЗ, в течение 10 (десяти) дней после поступления уведомления от исполнителя рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) (п. 6.1.4). В соответствии с п. 6.1.6. договора, в случае расторжения государственного контракта по соглашению сторон заказчик возмещает головному исполнителю фактически произведенные, документально подтвержденные затраты на момент расторжения государственного контракта, но не свыше соответствующей части цены работ этапов, указанной в государственном контракте. Заказчик вправе инициировать расторжение договора, если дальнейшее проведение СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) стало неактуальным (п. 6.2.4 договора от 14.04.2017). Истец указал, что государственный контракт от 29.11.2016 N082-8467/16/255 (шифр СЧ ОКР: "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020) был расторгнут по инициативе госзаказчика ГК "Роскосмос" в связи с уменьшением объёмов финансирования СЧ ОКР "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020) в соответствии с государственным оборонным заказом на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1672-80. 11.01.2019 госзаказчик уведомил истца о приостановлении выполнения СЧ ОКР "АСПОС ОКП-ЭОП" (2020) письмом от 11.01.2019 N 54-253. Кроме того, 21.01.2019 госзаказчик письмом исх. N МХ-434 от 21.01.2019 предложил истцу рассмотреть два возможных варианта исполнения госконтракта - заключить дополнительное соглашение о снижении цены госконтракта без изменения предусмотренных условий госконтракта или расторгнуть госконтракт по состоянию на 01 марта 2019 года с оформлением соответствующего соглашения о расторжении госконтракта с учетом результатов технико-экономической экспертизы фактических затрат. Так, госзаказчик принял решение N МХ-167-р от 25.03.2019 о расторжении госконтракта по соглашению сторон, при этом фактические затраты по госконтракту принимаются по состоянию на 12 января 2019 г. В связи с чем 10.02.2020 госзаказчик и истец заключили соглашение от 10.02.2020 о расторжении государственного контракта от 29.11.2016 N082-8467/16/255 на выполнение опытно-конструкторской работы. В соответствии с соглашением о расторжении госконтракта, истец обязался возвратить задолженность - неотработанный аванс по госконтракту. 28.01.2019 истец письмом N 06-1/72 от 28.01.2019 уведомил ответчика о необходимости приостановить выполнение работ по договору до особо указания госзакзачика ГК "Роскосмос", в связи с полученными истцом указаниями госзаказчика о приостановлении работ по госконтракту. В соответствии с письмом госзаказчика исх. N МХ-434 от 21.01.2019 о рассмотрении предложений об исполнении госконтракта истец направил ответчику письмо исх. N 06-1/105 от 08.02.2019 о рассмотрении предложений по исполнению договора (расторгнуть договор или исполнять договор при условии снижении его цены). Письмом исх. N 66/АНЦ от 12.02.2019 ответчик сообщил истцу, что не возражает против расторжения договора. В связи с расторжением госконтракта по инициативе госзаказчика истец письмом от 08.07.2020 N 06-351 направил в адрес ответчика проект соглашения о расторжении договора, где фактические затраты составляют 96.601.569,78 руб. в соответствии с решением госзаказчика N РПЦ-578 от 17.12.2019. Кроме того, истец в проекте соглашения предусматривает возврат неотработанного аванса в размере 43.298.640,22 руб. Однако, ответчик отказался подписать проект соглашения о расторжении договора на условиях ответчика, поскольку считает, что размер фактически осуществленных ответчиком затрат составляет 140.325.761 руб. При этом, как указал истец этапы 1, 2 договора были выполнены, этапы 3.3, 4 договора не исполнялись. Между тем, спорными этапами являются этапы 3.1, 3.2: этап 3.1. - цена этапа 210.987.600 руб., сроки выполнения работ 14.04.2017-20.06.2020; этап 3.2. - цена этапа 68.944.660 руб., сроки выполнения работ 01.01.2018-05.05.2020. В соответствии с п. 3.2. договора, по этапам 3.1 и 3.2 договора истцом был выплачен ответчику аванс в размере 139.900.210 руб.: по этапу 3.1 - 112.045.010 руб., по этапу 3.2 - 27.855.200 руб. При этом госзаказчиком была проведена экспертиза фактических затрат этапов N 3.1., 3.2 и 3.3 (направлена истцу письмом от 30.12.2019 N 67-34093). По результатам экспертизы госзакачиком было принято решение N РПЦ-578 от 17.12.2019 к государственному контракту от 29.11.2016 N 082- 8467/16/255 по цене фактических затрат этапов N 3.1, N 3.2 и 3.3 (по состоянию на 12.01.2019) (соглашение о расторжении) с учетом решения госзаказчика" от 25.03.2019 NМХ-167-р. В соответствии с решением госзаказчика N РПЦ-578 от 17.12.2019, стоимость фактических затрат: за выполненные работы истца по контракту составляет: по этапу 3.1. - 292.046.294 руб. 27 коп.; по этапу 3.2. - 3.254.905 руб. 66 коп.; по этапу 3.3. -0 руб. 00 коп. Госзаказчик не принял фактические затраты истца по этапам 3.1., 3.2., 3.3. в размере 123.491.800 руб., включая фактические затраты ответчика в размере 43.298.640,22 руб. В обоснование непринятия затрат госзакачик указал, что расходы, отраженные в бухгалтерском учете, были понесены истцом после установленной даты расторжения госконтракта. Кроме того, в соответствии с п. 6.1.6. госконтракта, из расходов исключается прибыль. Решением госзаказчика ГК "Роскосмос" N РПЦ-578 от 17.12.2019 фактические затраты принимались по состоянию на 12.01.2019 и за выполненные работы ответчика по договору составляют: по этапу 3.1. - 96.601.569 руб. 78 коп.; по этапу 3.2. - 0 руб. 00 коп.; по этапу 3.3. - 0 рублей 00 коп. Госзаказчик не принял фактические затраты ответчика по этапам 3.1., 3.2., 3.3. в размере 43.298.640,22 руб. При этом истец по этапам 3.1, 3.2 оплатил аванс в общей сумме 139.900.210 руб., в том числе: по этапу 3.1 - 112.045.010 руб., по этапу 3.2 -27.855.200 руб.

Таким образом, согласно приведенным расчетам истца, ответчик отработал аванс в сумме 96.601.569,78 руб., и, следовательно, подлежит возврату неотработанный аванс в сумме 43.298.640,22 руб. Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворён, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 450, 452, 702, 711 ГК РФ, а также положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", правомерно исходил из того, что поскольку истцом был соблюден установленный законом порядок расторжения договора, то исковые требования в части расторжения договора были обоснованно удовлетворены, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.

Кроме того, поскольку правовых оснований для удержания спорной денежной суммы не имелось, то суд верно установил, что неотработанной аванс с учетом установленных обстоятельств подлежит возврату истцу.

Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2021 по делу N А40-211822/2020 исковые требования Госкорпорация "Роскосмос" к АО "НПК "СПП" о взыскании аванса по государственному контракту от 29.11.2016 N 082-8467/16/255 в размере 43.298.640 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 26.02.2020 г. по 09.09.2020 г. в сумме 3.006.793 руб. 47 коп., а также с 10.09.2020 г. по день фактического исполнения обязательства, были удовлетворены в полном объеме.

Таким образом, суд в обжалуемых актах, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, учитывая решение госзаказчика N РПЦ-578 от 17.12.2019, которым были приняты фактические затраты ответчика в размере 96.601.569,78 руб., вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2021 по делу N А40-211822/2020, а также цели, предусмотренной контрактом, - выполнение государственного оборонного заказа, правомерно удовлетворил требования истца о расторжении договора от 14.04.2017 и взыскании с ответчика неотработанного аванса в размере 43.298.640,22 руб. (в том числе, по этапу 3.1.- 15.443.440,22 руб.; по этапу 3.2. - 27.855.200 руб.), с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия.

Кроме того, следует указать и о том, что суд в обжалуемых актах обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", хотя об обратном и было указано заявителем по жалобе. При этом иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, а поэтому кассационная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов."