г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-187878/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года по делу N А40-187878/20
по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области" (ИНН 3015999750, ОГРН 1133000000869 )
к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208 )
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании,
при участии в судебном заседании: от истца представитель не явился, извещен, от ответчика Возжанникова Н.В. по доверенности от 17.11.2020 N 207/5/Д/81, от третьего лица Возжанникова Н.В. по доверенности от 15.06.2021 N 21
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов Астраханской области за период с 01.01.2019 по 30.06.2020 в размере 153 193 руб. 80 коп., пени в размере 6 823 руб. 14 коп.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на собственника жилых помещений, то есть на Министерство обороны Российской Федерации.
Истцом направлены возражения на апелляционную жалобу.
НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области" заявлено ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи, которое отклонено судом апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель учреждения и Министерства обороны России поддержал апелляционную жалобу по изложенным доводам.
Истец и третье лицо, извещенные о времени и месте заседания, в суд не явились.
Изучив и оценив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Как усматривается из материалов дела, ФГКУ "Специальное ТУИО Минобороны России" принадлежат помещения в многоквартирных домах, включенные в региональную программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением Правительства Астраханской области от 06.02.2014 N 27-П "О региональной программе "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области, на 2014-2043 годы".
Согласно предоставленным в материалы дела выписками из ЕГРН за ответчиком на праве оперативного управления закреплены жилые помещения: Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 79, корп. 1, кв. 83, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81, корп. 1, кв. 27, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81, корп., 2, кв. 113, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81,корп. 2, кв. 144, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81,корп. 2, кв. 71, Астраханская обл.,г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81,корп. 3, кв. 19, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81,корп. 3, кв. 22, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81,корп. 3, кв. 23, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81,корп. 3, кв. 39, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81, корп. 3, кв. 64, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81. корп. 2, кв. 114, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81. корп. 2. кв. 65, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 81. корп. 3, кв. 79, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 83, корп. 1, кв. 121, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 83, корп. 1, кв. 29, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 83, корп. 1, кв. 93, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Куликова, д. 83, корп. 1, кв. 100.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, в издержках по его содержанию и сохранению путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность по внесению платы, в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В силу пункта 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
В установленные законом сроки, собственник не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по указанному адресу, формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора.
Размер взноса на капитальный ремонт в многоквартирных домах установлен в соответствии с ч. 8.1. ст. 156 ЖК РФ, Постановлением Правительства Астраханской области от 05.07.2018 N 271-П "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области на 2019 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на территории Астраханской области в размере: при наличии Лифтового оборудования - 7,50 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
За период с 01.01.2019 по 30.06.2020 у Ответчика сложилась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов в размере 153 193 руб. 80 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 06-2095/2020 от 15.07.2020 оставлена последним без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, взнос на капитальный ремонт входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Обязанность по текущему содержанию переданного в оперативное управление имущества и оплате коммунальных услуг вытекает из прав пользования и владения данным имуществом, поэтому в таких правоотношениях судебная практика основывается на указанном посыле применительно к статьям 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 296 ГК РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Поскольку ответчик в спорный период обладал правом оперативного управления на указанные нежилые помещения, именно он в соответствии с положениями ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации несет обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
На основании изложенного с ответчика обоснованно взысканы пени за период с 11.02.2019 по 05.04.2020 и за период с 01.01.2021 по 06.04.2021 в размере 4 635 руб. 43 коп.,
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года по делу N А40-187878/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187878/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ