г. Владимир |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А38-1815/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.06.2021 по делу N А38-1815/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (ИНН 1215024420, ОГРН 1021200759238) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 23.03.2021 N 010S19210000712.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление) зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - Фонд).
Управлением в Фонд представлены сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за сентябрь 2020 года.
Управление 05.02.2021 по электронным каналам связи направило в адрес Фонда дополняющую форму N СЗВ-М за сентябрь 2020 года с указанием сведений в отношении 97 застрахованных лиц, не указанных в исходной форме.
По результатам проверки сведений по форме N СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2020 года Фондом составлен акт от 08.02.2021 N 010S18210000542, в котором зафиксирован факт нарушения Управлением законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и вынесено решение от 23.03.2021 N 010S19210000712 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 48 500 руб., то есть 500 руб. за каждое застрахованное лицо.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 23.03.2021 N 010S19210000712.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 17.06.2021 Арбитражный суд Республики Марий Эл признал недействительным решение Фонда от 23.03.2021 N 010S19210000712.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), прямо предусмотрено привлечение к ответственности в случае, если сведения по форме NСЗВ-М в установленный срок представлены не по всем работникам.
Фонд поясняет, что в рассматриваемом случае Управлением представлены сведения по форме N СЗВ-М с типом "дополняющая" за сентябрь 2020 года в отношении 97 застрахованных лиц, не указанных в первоначально представленном отчете, по истечении установленного срока. Указанные сведения представлены только 05.02.2021, тогда как срок предоставления необходимых сведений истек 15.10.2020.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ Управление является страхователем, в чьи обязанности входит ведение индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений является нарушением действующего законодательства, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Решением от 23.03.2021 N 010S19210000712 Фонд привлек Управление к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений на 97 застрахованных лиц.
Вместе с тем, исходные сведения по форме N СЗВ-М за сентябрь 2020 года представлены Управлением в установленный законом срок.
Федеральным законом N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ). При этом в законе не установлен срок, в течение которого страхователь может самостоятельно выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М.
В силу правовой позиции, закрепленной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиум Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, в случае, если страхователь самостоятельно выявил и исправил ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, до истечения срока, установленного в уведомлении органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, а именно представил в орган пенсионного фонда соответствующие дополнительные сведения, мера публичной ответственности к нему не применяется.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что дополняющая форма N СЗВ-М за сентябрь 2020 года, в которой исправлены допущенные в исходной форме ошибки, представлена Управлением до выявления этих ошибок Фондом. Следовательно, страхователь должен быть освобожден от публичной ответственности.
Обосновывая правомерность принятого решения, Фонд сослался на положения Инструкции N 211н. Пунктом 40 данной Инструкции установлено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Однако, в Федеральном законе N 27-ФЗ, имеющем приоритетное значение, не содержится положений, прямо определяющих особые условия привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 указанного закона, в частности, оснований освобождения от ответственности. При этом на правоотношения, связанные с привлечением страхователей к публичной ответственности в форме взыскания финансовых санкций распространяется законодательство о налогах и сборах, что установлено в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статья 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока, среди которых устанавливает подачу уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности или неполноты сведений в налоговой декларации. Данное установление закона направлено на поощрение добровольных действий по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной отчетности.
Принимая во внимание, что Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователей представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях, и не содержит исключений из этого права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены в Пенсионный фонд (абзац пятый статьи 17), то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки Пенсионным фондом или до истечения срока, указанного в уведомлении Пенсионного фонда, влечет за собой освобождение от ответственности в виде штрафных санкций.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности привлечения Управления к ответственности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Управлением требование и признал недействительным оспоренное решение Фонда.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона.
С учетом изложенного Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.06.2021 по делу N А38-1815/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1815/2021
Истец: Управление образования администрации ГО Город Йошкар-Ола
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ