г. Чита |
|
18 августа 2021 г. |
дело N А58-645/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2021 года по делу N А58-645/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства, по заявлению муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N16" Городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1021401070426, ИНН 1435123507) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) об отмене постановления от 08.12.2020 N1/15.14-2020/397,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 16" Городского округа "Город Якутск" (далее также - заявитель, Учреждение, МОБУ СОШ N 16) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Минфин, Министерство или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2020 по делу об административном правонарушении N 1/15.14-2020/397.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 08.12.2020 об административном правонарушении от 27.11.2020 N 1/15.14-2020/397, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N16" Городского округа "Город Якутск" признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 11 232 рублей. Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 16" Городского округа "Город Якутск" за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным решением, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что нецелевое использование средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на сумму 224 640 рублей в виде направления средств на питание детей в осеннем лагере, а также на оплату питания в отсутствие организации отдыха детей в период зимних каникул, не соответствующие целям, определенным актами и соглашения, допустило нецелевое использование бюджетных средств, нанесло имущественный ущерб государственному бюджету Республики Саха (Якутия).
Административный орган отмечает, что учитывая то обстоятельство, что в рассматриваемом случае административное правонарушение причинило имущественный ущерб государственному бюджету Республики Саха (Якутия), оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ не имеется.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на судебный акт по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (пункт 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10).
В рассматриваемом случае о принятии апелляционной жалобы к производству лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации 24 июня 2021 года на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, в котором Учреждению было предложено в срок до 15 июля 2021 года представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе встречной проверки Учреждения по вопросам соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), проведенной в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года" в Городском округе "город Якутск", проведенной на основании приказа Минфина от 19.06.2020 N 01-04/0892 "О назначении камеральной проверки в Городском округе "город Якутск" за период 2018 - 2019 годы" составлен акт встречной проверки от 14.08.2020, в котором установлен факт нецелевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 224 640,00 рублей.
27.11.2020 главным контролером-ревизором Минфина в присутствии представителя Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, по факту нецелевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 224 640 рублей в нарушение пункта 5.2 и пункта 5.9 Порядка расходования субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа, утвержденного распоряжением Окружной администрации от 09.04.2019 N 588р, и Соглашения без номера от 17.05.2019.
Представителем Учреждения даны пояснения на составление протокола о том, что в 2018 году средняя заработная плата (без начислений) по педагогическим работникам составляет 23 212,00 рублей, по медицинским работникам 26 560,00 рублей, то есть это на много меньше установленной средней заработной платы педагогических работников и медицинских работников. В 2019 году средняя заработная плата (без начислений) по педагогическим работникам составляет 23 500,00 рублей, по медицинским работникам 26 650,00 рублей, то есть это на много меньше установленной средней зарплаты педагогических и медицинских работников.
02.12.2020 административным органом вынесено определение N 1/15.14-2020/397 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 1/15.14-2020/397 от 27.11.2020 на 08.12.2020 в 16 часов 20 минут посредством видеоконференцсвязи по ссылке, указанной в определении.
08.12.2020 заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) вынесено постановление N 1/15.14-2020/397 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, Учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 11 232 рубля.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о признании незаконным и изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания в виде административного штрафа в сумме 11 232 рубля и назначении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, наказания в виде предупреждения правильными, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В силу статьи 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2013 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.
Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Минфин Республики Саха (Якутия) осуществляет полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) (пункт 3.48); проводит проверки, ревизии, обследования (пункт 3.50); направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 3.51); принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, решение об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решение об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения и применяет их в соответствии с главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3.52).
Министерство, как орган финансового контроля за использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), вправе осуществлять контроль как за непосредственными получателями средств бюджета Республики Саха (Якутия), так и иных получателей средств бюджета Республики Саха (Якутия), так и иных получателей средств бюджета кому были предоставлены межбюджетные трансферты.
Минфин как орган финансового контроля вправе проверять целевое использование средств полученной субвенции (межбюджетных трансфертов) из бюджета Республики Саха (Якутия), как городским округом, так и муниципальными учреждениями, получившими субсидии выделенные за счет полученных субвенций, с целью проведения встречных проверок и подтверждения сведений предоставленных непосредственным получателем бюджетных трансфертов - Окружной администрации города Якутска.
В соответствии с пунктом 16 Порядка осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557 в рамках выездных проверок (ревизий) или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Таким образом, в полномочия Минфина могла входить проверка целевого использования средств, выделенной субвенции непосредственно Окружной администрацией города Якутска, Министерство выездную проверку осуществляло в пределах полномочий.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Как следует из статьи 9.2 указанного закона, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии е федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2). Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6). Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 477 утвержден Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия).
Указанный Порядок (далее - Порядок) устанавливает правила и условия расходования средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления в детских санаториях, санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, проезд детей и их сопровождающих и финансирования расходов (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время): компенсации стоимости путевок для детей; проезда детей в детские санатории, санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия; проезда для сопровождающих детские группы в период доставки детей к местам отдыха и обратно.
Министерство поясняло, что помимо целей, установленных пунктом 2.1 Порядка N 477, расходные обязательства муниципальных образований, на исполнение которых предоставляются субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), устанавливаются также муниципальными правовыми актами.
Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 477 "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления" распоряжением Окружной администрации города Якутска от 99.04.2019 N 588р утверждены правила и порядок обеспечения отдыха и оздоровления детей в 2019 году на территории ГО "Город Якутск".
Согласно пункту 2 распоряжения Окружной администрации города Якутска от 09.04.2019 N 588р период летнего активного отдыха и оздоровления детей "Лето - 2019" определен с 01.06.2019 по 31.08.2019.
Приложением N 3 к распоряжению Окружной администрации города Якутска от 09.04.2019 N 588р утвержден Порядок расходования субсидий из государственного бюджета РС (Я) на организацию и оздоровления детей ГО "Город Якутск" (далее - Порядок N 588р).
Порядок N 588р определяет основные направления расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выделенных бюджету ГО "Город Якутск" на организацию отдыха и оздоровления детей, порядок расходования субсидий и контроль за их целевым использованием.
Указанный Порядок определяет основные направления расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (далее - субсидии), выделенных бюджету городского округа "город Якутск" на организацию отдыха и оздоровления детей, порядок расходования субсидий и контроль за их целевым использованием.
Пунктом 1.5 Порядка средства, полученные в форме субсидий, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Нецелевое использование бюджетных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 5.2 Порядка финансирование расходов по организации летнего отдыха детей в части заработной платы работников и обеспечения питанием производится за счет субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Пунктом 5.9 Порядка установлено, что муниципальные образовательные учреждения городского округа "город Якутск", обеспечивающие организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, производят оплату труда работникам, занятым в организации летнего отдыха, оплату стоимости набора продуктов питания в лагерях дневного пребывания и организуют приготовление полноценного горячего питания на базе образовательного учреждения.
На основании соглашения, заключенного в 2019 году между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и Окружной администрацией города Якутска о предоставлении субсидии местному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха детей в каникулярное время, Управлением образования Окружной администрации города Якутска были предоставлены подведомственным муниципальным образовательным учреждениям ГО "Город Якутск" за счет средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) целевые субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время.
Между Управлением образования и Учреждением заключено соглашение от 17.05.2019 без номера о предоставлении целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 566 586,00 рублей. Соглашениями внесены изменения в объеме финансирования мероприятия.
Проверкой установлено, что учреждение после организации летнего отдыха, направило средства, предусмотренные на организацию отдыха детей в летний период, на питание детей в лагере, открытых в осенний и зимний период каникул.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, средства в размере 224 640,00 рублей использованы на цели, не предусмотренные Порядком N 588р.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции соглашается с доводом Минфина о том, что полученные средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию летнего отдыха, направило на питание детей в осеннем лагере, а также на оплату питания в отсутствие организации отдыха детей в период зимних каникул, на не предусмотренные Порядком N 588р цели, тем самым допустило нецелевой использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Учреждение должно было организовывать осенние и зимние лагеря за счет средств местного бюджета.
Вышеуказанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 КоАП РФ.
Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, допустившее нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году, которым является заявитель.
Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел соблюден.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконным и изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания в виде административного штрафа в сумме 11 232 рубля и назначении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, наказания в виде предупреждения на основании следующего.
Законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
Следовательно, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 306-КГ17-22270).
Указанные правила основаны на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 2017-О и др.).
Применительно к административной ответственности, упомянутые конституционные положения находят законодательное воплощение в статье 1.7 КоАП РФ, определяющей, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1); закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2); в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 2.1).
Федеральным законом от 08.12.2020 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 19.12.2020) в часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ внесены изменения следующего содержания - некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрен перечень административных правонарушений, в случае совершения которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение, в который статья 15.14 не включена.
С учетом приведенных выше положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение для некоммерческих организаций, к которым относится Учреждение, имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.
В пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обращено внимание на необходимость учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что заявленные требования Учреждения подлежат удовлетворению частично - оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 11 232 рубля и назначении наказания в виде предупреждения.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2021 года по делу N А58-645/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-645/2021
Истец: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N16" Городского округа "Город Якутск"
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)