г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-229127/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2021 года по делу N А40-229127/20
по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ИНН 7701090559, ОГРН 1157700003230 )
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании: от истца Скворцова К.А. по доверенности от 06.10.2020 N ФНР-11-30/20; от ответчика Казьмина О.Ю. по доверенности от 25.05.2021 N 141/1/5391ш,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - Фонд, истец) обратился в арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за период с сентября 2018 по январь 2020 в размере 211 513 руб. 08 коп., пени в размере 9674 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на собственника жилых помещений, то есть на Министерство обороны Российской Федерации, а до ответчика не доводились лимиты бюджетных средств.
Истцом направлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель учреждения поддержал апелляционную жалобу по изложенным доводам.
Истец возражал против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Изучив и оценив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Материалами дела установлено, что Учреждению на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения III (33,5 кв.м), VI (168,9 кв.м), VII (22,7 кв.м), VII (57,7 кв.м), IV (381,8 кв.м), расположенные в многоквартирном доме по адресу: Москва, пер. Подколокольный, д. 16/2, стр. 1. Данные помещения являются собственностью Российской Федерации (выписки из ЕГРН).
В обоснование иска Фонд указал на то, что Учреждение в силу статей 158, 168, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 75 Закона города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" (далее - Закон N 2), Постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" и Постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП обязано платить взносы на капитальный ремонт в размере, установленном Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", однако в период с сентября 2018 по январь 2020 данные взносы (по помещениям III (33,5 кв.м), VI (168,9 кв.м), VII (22,7 кв.м), VII (57,7 кв.м), IV (381,8 кв.м) не уплачивал, в связи с чем по спорным помещениям образовалась задолженность в общем размере 211 513 руб. 08 коп., в том числе по помещению III (33,5 кв.м) - 10 222 руб. 25 коп., по помещению VI (168,9 кв.м) - 51 538 руб. 13 коп., по помещению VII (22,7 кв.м) - 7354 руб. 76 коп., по помещению VII (57,7 кв.м) - 18 694 руб. 76 коп., по помещению IV (381,8 кв.м) - 123 703 руб. 18 коп.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" многоквартирный дом по адресу: Москва, пер. Подколокольный, д. 16/2, стр. 1, включен в региональную программу капитального ремонта.
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ - собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ - в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 180 ЖК РФ, начиная с даты, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ (августа 2014 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы с 01.07.2015 в размере 15 руб., с 01.07.2017 - 17 руб., с 01.01.2019 - 18,19 руб., с 01.01.2020 - 18,86 руб. за квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
В силу ст. 249 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Исходя из ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 данного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 указанного Кодекса.
В связи с тем, что ответчиком обязательства по оплате взносов за спорный период времени не были исполнены, за последним образовалась задолженность в размере 211 513 руб. 08 коп. за период с сентября 2018 по январь 2020, которая обоснованно взыскана судом первой инстанции.
Доводы о недоведении до ответчика бюджетных средств для оплаты взносов на капитальный ремонт как основание для его освобождения от указанной обязанности, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Поскольку ответчик в спорный период обладал правом оперативного управления на спорные помещения, именно он в соответствии с положениями статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации должен нести обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома вне зависимости от несения самостоятельных расходов по содержанию своего имущества.
Отсутствие финансирования ответчика не является основанием для освобождения его от ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности, предусмотренной статьей 158 ЖК РФ, поскольку данное обстоятельство само по себе не может служить основанием, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ.
С доводом об отсутствии у ответчика обязанности по оплате задолженности по взносам на капитальный ремонт в связи с тем, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не является собственником помещения, суд согласиться не может, поскольку данный довод основан на неправильном толковании норм ст. 296 ГК РФ, в силу которой, а также норм ст. 210 ГК РФ следует, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, обладающее помещениями на праве оперативного управления, обязано нести бремя его содержания, в том числе, платить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158 ЖК РФ).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
При этом, в п. 8 ст. 161 БК РФ, определено, что казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В силу п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Учитывая изложенное, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества Доводы апеллянта об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании суммы основного долга ввиду отсутствия финансирования несостоятельные в силу следующего.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исходя из разъяснений п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств, само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота; поэтому недофинансирование учреждения само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы не представил доказательства обращения за дополнительным финансированием из бюджета.
Также отклоняется довод заявителя о ненаправлении ему счетов на оплату.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт предоставляются региональным оператором по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.
Поскольку обязанность собственника по оплате взносов на капитальный ремонт возникает непосредственно в силу закона (статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации) не направление платежных документов не является основанием для его освобождения от внесения такой платы.
Также отклоняется довод об оплате задолженности, поскольку представленный ФГКУ "Центральное ТУИО" счет не является подтверждением оплаты задолженности, так как не имеет отметку банка о перечислении денежных средств.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ - собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
На основании изложенного, с ответчика также правильно взысканы пени в размере 9674 руб. 10 коп.
Не может быть принят довод заявителя об обязательном применении положений ст. 333 ГК РФ о снижении неустойки, поскольку применение ст. 333 ГК РФ является правом суда, а не обязанностью.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2021 года по делу N А40-229127/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229127/2020
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ