город Томск |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А03-9599/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Димитровский" (N 07АП-6766/21), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2021 по делу N А03-9599/2020 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Димитровский" (ИНН 2235005882, ОГРН 1022201982340), с. Шимолино, Благовещенский район, Алтайский край к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623), г. Барнаул, Алтайский край к филиалу N 4 государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с. Славгород, Алтайский край о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевания N 38нс от 11.06.2020,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Вяткин М.Н., представитель по доверенности от 07.07.2020, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Димитровский" (далее - Заявитель, СПК "Димитровский", Кооператив, страхователь) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 4 (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 11.06.2020 N 38нс. С учетом уточнений, принятых судом, Заявитель просил признать недействительным оспариваемое решение в части доначисления страховых взносов в размере 1 039 110, 50 руб. (1039044,50+66), начисления на данную сумму пени, а также привлечения Кооператива к ответственности в виде штрафа в размере 207 822,10 руб.
Решением суда от 27.05.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Государственного учреждения Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, г. Барнаул N 38нс от 11.06.2020 в части: - предложения уплатить 66 руб. страховых взносов, а так же пени в сумме 32 руб. 71 коп. и штрафа в сумме 13 руб. 20 коп. (по эпизоду с выплатами материальной помощи работникам, вышедшим на пенсию); - привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме, превышающей 20 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм материального права. Общество считает, что в его действия отсутствует состав правонарушения в виде взыскания неуплаченных страховых взносов.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в отсутствие возражений сторон, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, сельскохозяйственный производственный кооператив "Димитровский" зарегистрирован в качестве страхователя в филиале N 4 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал N 4) регистрационный номер 2200350062.
На основании решения директора филиала N 4 была проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным отделением Фонда скидки (надбавки), а также правомерности произведённых расходов на выплату страхового обеспечения в спорном периоде.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки N 38/нс от 27.04.2020 и принято решение 38/нс от 11.06.2020. В вышестоящий орган заявителем данное решение не обжаловалось.
Решением N 38/нс от 11.06.2020 страхователю было предложено перечислить: недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1039319,41 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 121934,68 руб. и штраф в сумме 207863,88 руб.
В проверяемом периоде в нарушение статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ в облагаемую базу не включены суммы выплат материальной помощи, которые выплачивались работникам в связи с выходом на пенсию, в связи с чем, дополнительно начислено 66 руб. страховых взносов.
В результате неполной уплаты сумм страховых взносов из-за неправильного исчисления сумм страховых взносов в соответствии со статьи 26.29 Федерального закона N 125- ФЗ начислен штраф в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Сумма штрафа составила 13,20 руб., сумма пени составила пени в сумме 32 руб. 71 коп.
Проверяющими было установлено и не оспаривается заявителем, что на основании справок МСЭ, подтверждающих наличие инвалидности и в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.12.2005. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы в размере 60 % уплачены на начисленную заработную плату работающим инвалидам.
В результате дополнительно начислено 208,91 руб. (сумма заниженной базы для начисления страховых взносов составила 34819,56 руб.* 0,6%).
В результате неполной уплаты сумм страховых взносов на сумму 208.91 рублей в соответствии со статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ начислен штраф в размере 20 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Сумма штрафа составила 41,78 руб.
Также, в ходе проверки кооператива было установлено, что его основным видом деятельности на 2017 г.,2018 г., 2019 годы является: "Смешанное сельское хозяйство", код по ОКВЭД "01.50". Страховой тариф "0,6%" установлен в соответствии с 5 классом профессионального риска. Установив, что доля дохода по валовой прибыли от вида деятельности "Животноводство" составила 135 %, что более 66 % стандартной валовой прибыли, Фонд пришел к выводу о том, что смешанная сельскохозяйственная деятельность должна была быть включена в животноводство.
По итогам 2017 года наибольший удельный вес в общем объеме доходов занимает такой вид деятельности как "Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока" - 63,4 %, код ОКВЭД 01.41.
Данный вид деятельности в соответствии с Приказом от 30 декабря 2016 г. N 851н относится к 19 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф 2,5 %.
Учитывая изложенное, в результате неверно заявленного основного вида деятельности и необоснованного применения страхового тарифа 0,6% на 2018 год, заявителем начислено страховых взносов 328119,29 руб., в то время как из расчета тарифа 2,5 % должно быть начислено 1367163,79 руб.
Таким образом, в результате проверки по данному нарушению за 2018 год дополнительно начислено страховых взносов 1039044,5 руб. (1367163,79-328119,29). Всего по результатам проверки за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1039319,41 руб., (1039044,50 +66 + 208,91).
Доначисление страховых взносов повлекло задолженность страхователя по страховым взносам.
Сумма недоимки по страховым взносам и пени определяется помесячно с учетом излишне перечисленных страхователем страховых взносов, а также задолженности филиала отделения Фонда.
В соответствии со статьей 26.11 Закона N 125-ФЗ за проверяемый период начислены пени в размере 121934,68 руб.
Штраф за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействий) составил 207863,88 руб. (207808,90+13,20+41,78).
Не согласившись с решением от 11.06.2020 N 38нс, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд признал требования частично обоснованными.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Согласно статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Статьей 17 Федерального закона N 125-ФЗ для страхователя установлена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы. В статье 21 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом. В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (далее - Правила N 713).
В силу пункта 3 Правил N 713 Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии данным правилами, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Такая классификация в проверяемый период была утверждена приказом от 25.12.2012 N 625н (далее - Классификация N 625н) и приказом Минтруда России от 30.12.20016 N 851н (далее - Приказ N 851н). Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункты 8 и 9 Правил N 713). Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил N 713). Согласно пункту 2 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, далее - Порядок N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
По пункту 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Таким образом, указание кода ОКВЭД носит заявительный характер, и ответственность за его правильность несет страхователь.
Размер страховых взносов напрямую зависит от кода ОКВЭД, по которому страхователь в заявительном порядке определяет основной вид осуществляемой им экономической деятельности.
Это обусловлено тем, что в силу вышеприведенных норм Закона N 125-ФЗ и Правил N713, от кода ОКВЭД зависят класс профессионального риска и страховой тариф, по которым рассчитывается размер подлежащих уплате страхователем страховых взносов.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом. В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Пунктом 3 статьи 22 Закона N125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, установлен четкий порядок и правила определения и отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом, положения указанных нормативных правовых актов не предусматривают сложение видов деятельности, отнесенных в одну группировку видов деятельности по ОКВЭД, а напротив, устанавливают, что в случае, если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
С 01.01.2017 введена новая классификация видов экономической деятельности и изменился порядок и правила определения и отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска страхователя в целях исчисления страховых взносов.
Коэффициент специализации, который по старым правилам утвержденным Приказом Минтруда России от 25.12.2012 N 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска"- "Смешанное сельское хозяйство", код по ОКВЭД 01.30. рассчитывался исходя из наибольшего удельного веса в общем объеме реализованной продукции.
С 01.01.2017 с принятием Приказа Минтруда России от 30.12.2016 N 851н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска" (далее- Приказ N 851н), смешанному сельскому хозяйству присвоен код по ОКВЭД 01.50.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014, Код ОКВЭД в ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) для данного вида деятельности указан 01.50 "Смешанное сельское хозяйство".
Смешанное сельское хозяйство включает: растениеводство в сочетании с животноводством без специализированного производства культур или животных.
При этом размер сельскохозяйственной деятельности не является определяющим фактором. Если валовая прибыль от растениеводства или животноводства составляет 66% и более от стандартной валовой прибыли, смешанная сельскохозяйственная деятельность должна быть включена в растениеводство или животноводство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей.
В силу статьи 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Материалами дела подтверждается факт привлечения страхователя к ответственности предусмотренной статьи 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов или неправильного исчислений сумм страховых взносов в виде штрафа.
Как следует из материалов дела, Фондом в ходе проверки установлено, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 страхователь неверно определил основной вид экономической деятельности на 2016 год (по итогам 2015 года), на 2017 (по итогам 2016 года) и на 2018 (по итогам 2017 года), вследствие чего, неправильно применял страховой тариф на 2016, 2017 и 2018 годы.
Страхователем представлялись заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности, справки-подтверждения основного вида экономической деятельности в 2017-2019 годах, заполняемые на основе данных бухгалтерской отчетности за предыдущие 2016-2018 годы в филиал N 4, где указан основной вид деятельности.
Так, заявление и справка о подтверждении основного вида деятельности от 13.03.2018, поступившая от страхователя содержала следующие данные: - смешанное сельское хозяйство, код по ОКВЭД 01.50 с доходом 162975 тыс. руб., субсидии - 8430,0 тыс.руб. Доля в общей сумме дохода составила 97,7%; - торговля оптовая мясом и мясом птицы, включая субпродукты, код ОКВЭД 46.32.1 с доходом 1178 тыс.руб. Доля в общей сумме дохода составила 0,7%; - транспортная обработка прочих грузов, код ОКВЭД 52.24.2 с доходом 1368 тыс.руб. Доля в общей сумме дохода составила 0,8%; - торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, код ОКВЭД 47.29.3 с доходом 1430 тыс.руб. Доля в общей сумме дохода составила 0,8%.
Рассмотрев предоставленные формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2017 год, подтвержденные справкой от 13.03.2018 г и Отчет о финансовых результатах за 12 месяцев 2017 г., Фонд установил, что валовая прибыль за 2017 год составила 15641 тыс.руб., код 2100 (Доходы 162975 коды 2110 - себестоимость продаж 147334 коды 2120), в том числе: - по виду деятельности "Животноводство" валовая прибыль составляет 21145 тыс. руб. (Раздел 13-4 Реализация продукции животноводства, код 134000 графа 6 - графа 4, то есть выручка от реализации 106293 - себестоимость реализованной продукции 85148). Удельный вес животноводства к общей валовой прибыли составляет 135 % (21145/15641*100); - по виду деятельности "Растениеводство" получен убыток 4354 тыс. руб. (Раздел 9-5 Реализация продукции растениеводства, коды 95000 графа 6 - графа 4, то есть выручка от реализации 52706 - себестоимость реализованной продукции 57060).
Таким образом, как верно заключил Фонд по итогам проверки, доля дохода по валовой прибыли от вида деятельности "Животноводство" составила 135 %, что составляет более 66 % стандартной валовой прибыли, соответственно смешанная сельскохозяйственная деятельность должна была быть включена в животноводство.
Между тем, в нарушение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст (в редакции от 07.10.2016 г.), Страхователем основной вид экономической деятельности (ОКВЭД) "Смешанное сельское хозяйство" на 2018 год по итогам 2017 года подтвержден неверно.
Исходя из предоставленных Кооперативом документов, филиалом N 4 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, страховой тариф по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлен по коду ОКВЭД 01.50 "Смешанное сельское хозяйство" в размере 0,6 % с 01.01.2018 (Уведомление от 13.03.2018).
По данным Отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2017 г. общая выручка Страхователя составила 162975 тыс.руб. код 2110, с учетом целевых поступлений и финансирования в сумме 8430 тыс.руб. (Раздел 9. Государственная помощь, код 5900 графа 3, составила 171405 тыс. руб.(162975 + 8430), в том числе: от вида деятельности код ОКВЭД 01.11.1 "Выращивание зерновых культур" доход составил 36496 тыс.руб. (Раздел 9-5 Реализация продукции растениеводства графа 6, Код 95100), поступило целевое финансирование по данному виду деятельности в размере 5072 тыс. рублей (Таблица "Прочие доходы, полученные в 2017 г." возмещение процентов по кредитам 665тыс.руб. + на поддержку в области растениеводства 4236тыс.руб. + приобретение элитных семян 171тыс.руб.) Доля доходов с учетом целевых поступлений, соответствующая коду ОКВЭД 01.11.1, в общей сумме доходов и поступлений - 24,3 % (36496+5072) /171405 *100).
Страхователем осуществлялся вид деятельности "Выращивание семян масличных культур", не предусмотренный в ЕГРЮЛ. Данному виду деятельности соответствует ОКВЭД 01.11.3. Доход от вида деятельности "Выращивание семян масличных культур" составил 15308 тыс. руб. (Раздел 9-5 Реализация продукции растениеводства, коды 95300 графа 6) в общей сумме доходов и поступлений - 8,9 % (15308/171405*100).
Доход от производства растительных кормов (сено, сенаж, силос, концентрированные растительные корма) составил 833 тыс.рублей. (Раздел 9-5 Реализация продукции растениеводства, код 95600 графа 6) Доля доходов в общей сумме доходов и поступлений - 0,5 % (833 /171405 *100).
Доход от прочей продукции растениеводства составил 69 тыс. рублей.( Раздел 9-5 Реализация продукции растениеводства, коды 95900 графа 6) Доля доходов в общей сумме доходов и поступлений - 0,1 % (69/171405*100).
Доход от вида деятельности код ОКВЭД 01.41 "Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока" составил 105224 тыс. руб. (Раздел 13-4 Реализация продукции животноводства, коды 134000 графа 6 минус коды 134180 графа 6, то есть 106293 - 1069 = 105224), поступило целевое финансирование по данному виду деятельности в размере 3296 тыс. рублей (Таблица "Прочие доходы полученные в 2017 г." субсидии на 1 литр реализованного молока 2505тыс.руб. + возмещение % по кредитам 791тыс.руб.).
Доля доходов с учетом целевых поступлений, соответствующая коду ОКВЭД 01.41, в общей сумме доходов и поступлений - 63,3 % (105224+3296) /171405 *100).
Страхователем осуществлялся вид деятельности "Разведение лошадей, ослов, мулов, лошаков", не предусмотренный в ЕГРЮЛ. Данному виду деятельности соответствует ОКВЭД 01.43.1.
Доход от вида деятельности "Разведение лошадей, ослов, мулов, лошаков" составил 1069 тыс. руб. (Раздел 13-4 Реализация продукции животноводства, коды 134180 графа 6) поступило целевое финансирование по данному виду деятельности в размере 62 тыс.рублей. Таблица "Прочие доходы полученные в 2017 г." субсидии табунное коневодство 62 тыс.руб. в общей сумме доходов и поступлений - 0,6 % (1069+62/171405*100).
Доход от вида деятельности код ОКВЭД 52.24.2 "Транспортная обработка прочих грузов" составила 1368 тыс.руб.(Раздел 3 Расшифровка показателей формыN 2 "Отчет о финансовых результатах", коды 63140 графа 3) Доля доходов в общей сумме доходов и поступлений - 0,8% (1368/171405*100).
Доход от вида деятельности код ОКВЭД 47.29.3 "Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах" составила 1430 тыс.руб. (Раздел 3 Расшифровка показателей формыN 2 "Отчет о финансовых результатах", код 63130 графа 3) Доля доходов в общей сумме доходов и поступлений - 0,8% (1430/171405*100).
Доход от вида деятельности код ОКВЭД 46.32.1 "Торговля оптовая мясом и мясом птицы, включая субпродукты" составила 1178 тыс.руб. Справка подтверждение от 13.03.2018 г. Доля доходов в общей сумме доходов и поступлений - 0,7% (1178/171405*100).
Таким образом, в силу пунктов 9 и 14 Правил N 713 основным видом экономической деятельности организации будет вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, таким образом, по итогам 2017 года наибольший удельный вес в общем объеме доходов занимает такой вид деятельности как "Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока" - 63,4 %, код ОКВЭД 01.41.
Данный вид деятельности в соответствии с Приказом от 30 декабря 2016 г. N 851н относится к 19 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф 2,5 %.
Учитывая изложенное, в результате неверно заявленного основного вида деятельности и необоснованного применения страхового тарифа 0,6% на 2018 год, Заявителем начислено страховых взносов 328119,29 руб., в то время как из расчета тарифа 2,5 % должно быть начислено 1367163,79 руб.
С учетом изложенного, в результате проверки по данному нарушению за 2018 год Фондом правомерно было дополнительно начислено страховых взносов 1039044,5 руб. (1367163,79-328119,29).
В результате неполной уплаты сумм страховых взносов в соответствии со статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ начислен штраф в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Сумма штрафа составила 207808,90 руб.
Кроме того, страхователь представил в суд уточненную налоговую декларацию (Бухгалтерская (финансовая) отчетность) за 2017 год, которую направил уже в ходе рассмотрения настоящего спора в налоговый орган (21.01.2021), где были скорректированы некоторые показатели по отношению к ранее представленному отчету 2017 года.
При этом, в представленной в ходе проверки форме отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2017 год, подтвержденной справкой от 13.03.2018 и в Отчете о финансовых результатах за 12 месяцев 2017 г., отражено, что валовая прибыль за 2017 год составила 15641,0 тыс. руб., код 2100 (Доходы 162975 коды 2110 - себестоимость продаж 147334 коды 2120), в том числе: - по виду деятельности "Животноводство" валовая прибыль составляет 21145 тыс. руб. (Раздел 13-4 Реализация продукции животноводства, код 134000 графа 6 - графа 4, то есть выручка от реализации 106293 - себестоимость реализованной продукции 85148).
Удельный вес животноводства к общей валовой прибыли составляет 135 % (21145/15641*100); - по виду деятельности "Растениеводство" получен убыток 4354 тыс. руб. (Раздел 9-5 Реализация продукции растениеводства, коды 95000 графа 6 - графа 4, то есть выручка от реализации 52706 - себестоимость реализованной продукции 57060).
Таким образом, доля дохода по валовой прибыли от вида деятельности "Животноводство" составила 135 %, что более 66 % стандартной валовой прибыли, соответственно, смешанная сельскохозяйственная деятельность должна была быть включена в животноводство.
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно отклонены суждения Кооператива о том, что Фонд был обязан, на основании всей первичной документации Страхователя перепроверить правильность исчисления им валовой прибыли, и исключить из ее размера коммерческие и управленческие расходы.
Согласно предоставленных заявителем в 2021 г. форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2017 год, подтвержденных справкой от 13.03.2018 г. и Отчете о финансовых результатах за 12 месяцев 2017 г., валовая прибыль за 2017 год составила 50162,00 тыс.руб., код 2100 (Доходы 162975 коды 2110 - себестоимость продаж 11632 коды 2120), в том числе: - прибыль по растениеводству составила 19282,00 тыс.руб., вместо ранее указанных убытков в размере 4354 тыс. руб., и прибыль по животноводству 32403,00 тыс.руб. вместо ранее указанной валовой прибыли 21145 тыс. руб.
При этом, расчет данной валовой прибыли изложен в произвольной форме, а не в установленной форме отчетности, что не может свидетельствовать о достоверности отраженных данных относительно процентов от валовой прибыли.
Кроме того, при рассмотрении "Отчета о финансовых результатах" (страница - 010), Расшифровки отдельных показателей отчета о финансовых результатах" (страница 011), Расчета валовой прибыли СПК "Димитровский" за 2017год, Расшифровки прочих расходов СПК "Димитровский" за 2017 год установлены арифметические ошибки, недочеты, противоречия, что приводит к необъективному определению валовой прибыли по отчетности, представленной с корректированием.
Так, в таблице "Расчет валовой прибыли" (л.д. 140, т.2) строка 4 (расходы принимаемые) = строке 2 (57060 расходы всего) минус строка 3 (23263 в т.ч. прочие) указано 33424, однако арифметика даёт 33797, что ведет к несоответствию размера валовой прибыли по растениеводству по строке 5 (строка 1 минус строка 4) и расшифровке. Также, данные "Расшифровка отдельных показателей отчета о финансовых результатах" противоречат данным "Отчет о финансовых результатах": - по коду строки 2110 "Отчета о финансовых результатах" указана выручка в размере 162975, в расшифровке - 162985 (сумма по кодам строк 21101 и 21102, то есть 159098+ 3887); - по коду строки 2100 "Отчета о финансовых результатах" указана валовая прибыль в размере 50162, в расшифровке - 15641 (код строки 21001).
В ходе выездной проверки доля валовой прибыли отдельно по растениеводству и животноводству исчислялась как соотношение именно к 15641, согласно "Расшифровке отдельных показателей отчета о финансовых результатах", представленной с корректированием 21.01.2021. В дальнейшем заявитель скорректировал указанный расчет, назвав его "уточненным" (л.д. 48, т.3). При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается, что указанные расчеты не могут быть признаны достоверными. В ходе выездной проверки для исчисления валовой прибыли Фондом правомерно использовались Разделы: 9-5 "Реализация продукции растениеводства (сельскохозяйственного сырья) собственного производства за год", 13-4 "Реализация продукции животноводства (сельскохозяйственного сырья) собственного производств за год", которые не предоставлены с корректировкой. Расчет валовой прибыли по растениеводству и животноводству исчислен страхователем СПК "Димитровский" самостоятельно и предоставлен в произвольной форме, что не может являться основанием для исчисления валовой прибыли Фондом.
Используя данные по выручке и себестоимости, указанные в утвержденной форме Раздел 9-5 "Реализация продукции растениеводства (сельскохозяйственного сырья) собственного производства за год", Раздел 13-4 "Реализация продукции животноводства (сельскохозяйственного сырья) собственного производств за год", предоставленные в ходе выездной проверки, по отношению к предложенной страхователем валовой прибыли в размере 50162, ситуация также не меняется: по растениеводству получен убыток 4354 (52706 - 57060), смешанный тариф применялся не обоснованно.
Между тем, в предъявленном в произвольной форме Расчете валовой прибыли, сумма расходов по растениеводству (57060) уменьшена на сумму управленческих и коммерческих расходов (23263) и указаны принимаемые расходы в размере 33424. В расшифровке принимаемые расходы (33424) снова состоят из управленческих и коммерческих расходов 23263 (12292+10971) и распределяемых внутрипроизводственных 10161. Указанный расчет, по правомерному заключению суда первой инстанции, не отвечает критериям достоверности и допустимости.
Как следует из материалов дела, выездная проверка проводилась филиалом N 4 регионального отделения по представленным документам, имеющимся в этот период у предприятия. В ходе выездной проверки был проведен анализ первичной учетной документации по реализации; форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК: отчет о финансовых результатах; расшифровка показателей формы N 2 "Отчет о финансовых результатах"; "Реализация продукции животноводства (сельскохозяйственного сырья) собственного производства за год"; "Реализация продукции растениеводства (сельскохозяйственного сырья) собственного производства за год"; "Государственная помощь"; пояснительная записка к годовому отчету, этих документов было достаточно для установления долей дохода от видов деятельности предприятия. Кроме того, показатели рассчитывались исходя из фактических данных о реализации продукции от растениеводства и животноводства и себестоимости реализованной продукции, эти сведения во вновь представленных документах отсутствуют.
Ссылка страхователя на то, что справка - расчет была принята Фондом без замечаний в 2018 году, судом рассмотрена и отклонена, поскольку в силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 в ред. от 25.01.2017, (далее - Порядок N 55) основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713 отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, от 01.12.2005 N 713 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила N713).
Указание кода ОКВЭД носит заявительный характер, ответственность за правильность установления ОКВЭД несет страхователь, так как силу пунктов 9 и 14 Правил N 713, основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Как ранее изложено, пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного ВЭД страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Учреждения по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного ВЭД по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного ВЭД по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в данном пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Правильность установления ОКВЭД страхователем, может быть только установлена в ходе выездной документальной проверки, проводимой Фондом один раз в три года.
В ходе документальной проверки и были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ). Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска" (далее-Приказ N 851н), смешанному сельскому хозяйству присвоен код по ОКВЭД 01.50. данная группировка включает в себя: - растениеводство в сочетании с животноводством без специализированного производства культур и животных. При этом, размер сельскохозяйственной деятельности не является определяющим фактором. Если валовая прибыль от растениеводства или животноводства составляет 66% и более от стандартной валовой прибыли, смешанная сельскохозяйственная деятельность должна быть включена в растениеводство или животноводство. Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, доля дохода по валовой прибыли от вида деятельности "Животноводство" составила 135 %, что составляет более 66 % стандартной валовой прибыли, соответственно смешанная сельскохозяйственная деятельность должна была быть включена в животноводство.
В нарушение положений Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-20,14 (КДЕС ред.2), утвержденного приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (в редакции от 07.10.2016), Кооперативом основной вид экономической деятельности (ОКВЭД) "Смешанное сельское хозяйство" на 2018 год по итогам 2017 года подтвержден неверно. Учитывая изложенное, в результате неверно заявленного основного вида деятельности и необоснованного применения страхового тарифа 0,6% на 2018 год, заявителем начислено страховых взносов 328119,29 руб., в то время как из расчета тарифа 2,5 % должно быть начислено 1367163,79 руб. Таким образом, в результате проверки по данному нарушению за 2018 год дополнительно начислено страховых взносов 1039044,5 руб. (1367163,79-328119,29).
В результате неполной уплаты сумм страховых взносов в соответствии со статьи 26.29 Закона N 125-ФЗ начислен штраф в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Сумма штрафа составила 207808,90 руб. Доначисление страховых взносов повлекло задолженность по страховым взносам. Сумма недоимки по страховым взносам и пени определяется помесячно с учетом излишне перечисленных страхователем страховых взносов, а также задолженности филиала отделения Фонда.
В соответствии со статьей 26.11 Закона N 125-ФЗ за проверяемый период начислены пени в сумме 121934,68 руб. При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления в указанной части у суда отсутствовали. Аналогичный правовой подход сформулирован в Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2019 N 301-ЭС19-15261 по делу N А82-21418/2017.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2021 по делу N А03-9599/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Димитровский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9599/2020
Истец: СХПК "Димитровский"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социалоьного страхования РФ Филиал N4