г. Чита |
|
18 августа 2021 г. |
дело N А19-542/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Снегири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2021 года по делу N А19-542/2021 по исковому заявлению администрации Молодежного муниципального образования - администрации сельского поселения (ОГРН 1053827058603, ИНН 3827020552; 664038, Иркутская область, Иркутский район, поселок Молодежный, дом 7) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Снегири" (ОГРН 1123850026046, ИНН 3849023412, 664023, Иркутская область, город Иркутск, улица Пискунова, дом 135/2, помещение 7) об обязании освободить самовольно занятый земельный участок,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980; 6640025, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Российская, 17), товарищество собственников недвижимости "Энергия" (ОГРН 1063827022852, ИНН 3827022937; 664047, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Советская, 124А, каб. 1), Министерство имущественных отношений Иркутской области (664007, область Иркутская, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, 47; ОГРН: 1083808003564, ИНН: 3808174613),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Молодежного муниципального образования - администрация сельского поселения (далее также - истец или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Снегири" (далее - ответчик, общество или ООО УК "Снегири") с требованием демонтировать автоматический шлагбаум, расположенный на части земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 в начале улицы Рождественская (от улицы Успенской начинающейся) в п. Новая Разводная, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом и товарищество собственников недвижимости (ранее ДНТ) "Энергия" (далее - ТСН "Энергия"), Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО УК "Снегири" демонтировать автоматический шлагбаум, расположенный на части земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 в начале улицы Рождественская (от улицы Успенской начинающейся) в п. Новая Разводная в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанным решением, ООО УК "Снегири" обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, считая его незаконным и необоснованным.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ООО УК "Снегири", эксплуатируя спорный шлагбаум, не знало и не могло знать, о неправомерном нахождении в собственности ДНТ "Энергия", переданной части многоконтурного земельного участка с кадастровым номером: 38:06:000000:6630.
С учетом того, что спорное сооружение - автоматический шлагбаум, использовался, без наличия на то вины ООО УК "Снегири", в рамках соглашения о землепользовании, представляющего собой договор безвозмездного бессрочного пользования, за весь период нахождения ул. Рождественская (части многоконтурного земельного участка с кадастровым номером: 38:06:000000:6630) в собственности ДНТ "Энергия", такая часть по тем или иным основаниям дважды передавалась собственником во владение и пользование иных лиц, заявитель апелляционной жалобы полагает, что спорный объект - автоматический шлагбаум, возведен на законных основаниях, без нарушений действовавшего на момент передачи (01.08.2016) части ул. Рождественская, законодательства, вина же ООО УК "Снегири" как лица нарушающего земельные права собственника земельного участка не связанные с лишением владения отсутствует, и на ООО УК "Снегири" обязанность устранить нарушение такого права безвозмездно, возложена быть не может.
В отзыве ТСН "Энергия" возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО УК "Снегири" и Администрацией заявлены ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи обсуждением возможности урегулирования спора миром и заключения между истцом и ответчиком мирового соглашения.
В силу части 1 статьи 138 АПК РФ арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.
Согласно части 2 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, в целях урегулирования спора.
Из названных положений следует, что отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью.
Из имеющихся в материалах дела процессуальных документов апелляционная коллегия не усмотрела, что между сторонами велись переговоры об урегулировании спора мирным путем. Обществом, равно как и Администрацией не представлены какие-либо доказательства принятия конкретных мер, направленных на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения.
Рассмотрев в соответствии со статьями 138, 158, 159, 184 и 266 АПК РФ данное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства и отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом ТСН "Энергия" в письменном отзыве на апелляционную жалобу от 03 августа 2021 года заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории Молодежного муниципального образования Иркутской области в публичной собственности находился земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:528 площадью 58,8 га (исходный земельный участок).
09.03.2006 этот исходный земельный участок был разделен на участки "под огородничество" общей площадью 48,7773 га (в дальнейшем они были переданы в собственность граждан) и на земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:823 общей площадью 10,0227 га "под дорогами и землями общего пользования".
18.09.2006 четыре гражданина зарегистрировали ДНТ "Энергия".
28.11.2008 постановлением мэра Иркутского района N 6054 земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:823 общей площадью 10,0227 га "под дорогами и землями общего пользования" был бесплатно передан в собственность ДНТ "Энергия".
Полученный земельный участок общего пользования с кадастровым номером 38:06:143519:823 ДНТ разделило на три земельных участка с кадастровыми номерами 38:06:000000:6630, площадь 75 915 кв.м., категория: земли населенных пунктов, ВРИ: для объектов транспорта; кадастровый номер 38:06:143519:9065, площадь 12 931 кв.м., категория: земли населенных пунктов, ВРИ: для объектов транспорта; и кадастровый номер 38:06:143519:3252, площадь 1 248 кв.м., категория: земли населенных пунктов, ВРИ: под дорогами и землями общего пользования, на которые зарегистрировало право собственности.
Вступившим в законную силу решением Иркутского районного суда Иркутской области от 02.07.2019 по гражданскому делу N 2-1400/2019 зарегистрированное право собственности ДНТ "Энергия" на земельные участки с кадастровыми номерами: 38:06:000000:6630, 38:06:143519:9065,38:06:143519:3252 признано отсутствующим.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладатель земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 не указан.
В этой связи, с учетом действия правила, предусмотренного пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10. 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; статьи 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" органом, уполномоченным на распоряжение данным земельным участком, является исполнительный орган государственной власти Иркутской области, уполномоченный Правительством Иркутской области - Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Земли земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов транспорта.
Сам земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:6630 является многоконтурным и представляет собой проезд к земельным участкам и жилым домам, находящимся в собственности физических лиц (членов ДНТ "Энергия", коттеджного поселка "Снегири", иных физических лиц) по обеим сторонам улицы Рождественская поселка Молодежный.
Администрацией Молодежного муниципального образования - администрация сельского поселения в рамках предусмотренных законом полномочий и в ходе поступающих к ней обращений граждан была обследована автомобильная дорога по ул. Рождественская поселок Новая Разводная, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:6630, и установлен факт самовольного возведения обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания "Снегири" на данном земельном участке автоматического шлагбаума и контрольно- пропускного пункта на территорию дачного некоммерческого товарищества "Снегири", о чем органом муниципального земельного контроля составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства от 02.10.2020 N 04 и вынесено предписание о демонтаже шлагбаума.
ООО УК "Снегири" в ответе от 14.01.2021 на предписание администрации Молодежного муниципального образования от 19.10.2020 просили продлить срок демонтажа шлагбаума до 15.12.2020.
Однако и после 15.12.2020 требования предписания не исполнили.
Учитывая, что самовольно возведенный ООО УК "Снегири" на автомобильной дороге по ул. Рождественская поселок Новая Разводная, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:6630, без разрешений автоматический шлагбаум ограничивает сквозное движение автотранспорта по автомобильной дороге общего пользования, неправомерно перегораживает автодорогу общего пользования, администрация, основываясь на положениях пункта 12 части 1 статьи 85 Земельного Российской Федерации, пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; статьями 3, 5, 13 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категории автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 767, статьи 2 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1090, Правилами благоустройства и содержания территории Молодежного муниципального образования, утвержденных решением Думы от 15.03.2018 N 03- 06/дсп, обратилась в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных пунктом 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Вступившим в законную силу решением Иркутского районного суда Иркутской области от 02.07.2019 по гражданскому делу N 2-1400/2019 признано отсутствующим зарегистрированное право собственности ДНТ "Энергия" на земельные участки с кадастровыми номерами: 38:06:000000:6630, 38:06:143519:9065,38:06:143519:3252, расположенные в поселке Новая Разводная муниципального образования Молодежное.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.01.2021, правообладатель земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 не указан, то есть данный земельный участок, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области в части предоставления земельных участков и выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Правительство Иркутской области, исполнительный орган государственной власти Иркутской области, уполномоченный Правительством Иркутской области - Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Земли земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов транспорта.
Земельный участок является многоконтурным и представляет собой проезд к земельным участкам и жилым домам, находящимся в собственности физических лиц (членов ДНТ "Энергия", коттеджного поселка "Снегири", иных физических лиц), расположенным по обеим сторонам улицы Рождественская в территориальных границах поселка Новая Разводная муниципального образование Молодежное Иркутского района Иркутской области (публичная кадастровая карта Российской Федерации страница сайта в сети интернет https://egrnmap.ru и сайт муниципального образования http://molodegnoe-mo.ru).
В состав территории Молодежного муниципального образования в соответствии с подпунктом 3 статьи 4 Устава от 14.12.2020 входят земли следующих населенных пунктов: поселок Молодежный, поселок Новая Разводная.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Федеральные законы (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и законы субъектов федерации закрепляю за сельскими поселениями гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.
Так, подпунктом 10.7 пункта 10 Приложения 2 и подпунктом 8.7 пункта 8 Приложения 4 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" за сельским поселением Молодежным муниципальным образованием Иркутской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5,7 части 1 статьи 14 Федерального закона, а именно: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
К вопросы местного значения сельского поселения согласно статье 6 Устава относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений статей 72, 72.1 на органы местного самоуправления поселений возложены обязанности по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах поселений объектов земельных отношений.
Администрацией Молодежного муниципального образования - администрация сельского поселения в рамках предусмотренных законом и уставом полномочий на основании поступающих к ней обращений собственников домов, находящихся по ул. Рождественская поселка Новая Разводная, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:6630 (в территориальных границах поселка) была обследована автомобильная дорога по улице Рождественская поселок Новая Разводная, в результате установлен факт самовольного возведения обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания "Снегири" на данном земельном участке автоматического шлагбаума и контрольно- пропускного пункта на территорию дачного некоммерческого товарищества "Снегири", о чем органом муниципального земельного контроля составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства от 02.10.2020 N 04 и вынесено предписание о демонтаже шлагбаума.
ООО УК "Снегири" являются управляющей компанией части собственников жилых домов, расположенных вдоль улиц Рождественская и Успенская поселка Новая Разводная.
Заявитель апелляционной жалобы не отрицает факт владения автоматическим шлагбаумом, расположенным на части земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 в начале улицы Рождественская (месте примыкания к улице Успенская) в поселке Новая Разводная.
В материалах дела отсутствуют доказательства получения от уполномоченных по организации дорожного и безопасного движения на территории поселка органов разрешения на перегораживание улицы Рождественская автоматическим шлагбаумом.
Не представило ООО УК "Снегири" и разрешения от управомоченных по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 38:06:000000:6630 органов на установку шлагбаума.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что перечисленные обстоятельства в своей совокупности указывают на нарушение со стороны ООО УК "Снегири" как земельных прав собственника земельного участка не связанных с лишением владения.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть пресечены путем восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения.
Аналогичный способ восстановления нарушенных прав предусмотрен и статьями 12 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые подлежат применению к установленным судом обстоятельствам.
Учитывая, что действия ООО УК "Снегири" по использованию без соответствующего разрешения шлагбаума, расположенного на части земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:6630 в начале улицы Рождественская (месте примыкания к улице Успенская) в поселке Новая Разводная, чинят препятствия по безопасному, свободному движению автомобилей собственников жилых домов поселка по местным дорогам, нарушают права муниципального образования по правильному, безопасному и свободному использованию земельного участка, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции отклонены ввиду того, что основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2021 года по делу N А19-542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-542/2021
Истец: Администрация Молодежного муниципального образования - Администрация сельского поселения
Ответчик: ООО Управляющая компания "Снегири"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Товарищество собственников недвижимости "Энергия"