г.Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-15003/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.05.2021
по делу N А40-15003/21 (17-103)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление), изложенного в письме от 02.12.2020 N КУВД-001/2020-12527716/2, об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилые помещения общей площадью 206,3кв.м с кадастровым номером 77:05:0004007:5781 по адресу: г.Москва, Кленовый бульвар, д.2, о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилые помещения общей площадью 206,3кв.м с кадастровым номером 77:05:0004007:5781 по адресу: г.Москва, Кленовый бульвар, д.2.
Решением суда от 13.05.2021, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения Управления об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на спорный объект недвижимого имущества.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, в рамках соглашения о реализации проекта комплексной застройки микрорайонов 3, 4, 9 и 11 района Нагатинский Затон от 11.06.2014 между Правительством Москвы, ООО "Ростра" и ЗАО "СУ-155" (далее также - Соглашение) осуществлено строительство жилых домов по адресам: г.Москва, Нагатинская наб., д.46, Нагатинская наб., д.32, корп.1, ул.Якорная, д.4, Нагатинская наб., д.40А, Кленовый бульв., д.2, ул.Новинки, д.1.
В соответствии с п.8.2 Соглашения нежилая площадь объектов по вышеуказанным адресам распределяется следующим образом: 40% - в собственность города Москвы в лице Департамента; 60% - в собственность ООО "Ростра" и/или привлеченных им соинвесторов.
В соответствии с заключенным Соглашением в целях государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилые помещения общей площадью 206,3кв.м с кадастровым номером 77:05:0004007:5781 по адресу: г.Москва, Кленовый бульвар, д.2 (далее также - объект недвижимости).
Уведомлением от 02.12.2020 N КУВД-001/2020-12527716/2 ответчик отказал заявителю в государственной регистрации права собственности города Москвы на указанный объект недвижимости на основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ввиду того, что границы построенного жилого дома по означенному адресу выходят за границы участка, предоставленного для строительства жилого дома и расположены, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004007:16, который под строительство жилого дома не отводился, в связи с чем жилой дом обладает признаками самовольного строительства; площадь нежилых помещений БКТ, разрешенных к строительству, составляет 346,6кв.м, однако площадь вводимых помещений составляет 387,1кв.м, распределенных площадей - 349,2кв.м.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом городского имущества города Москвы требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4).
На основании ч.2 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Как следует из материалов дела, 27.02.2015 сторонами Соглашения подписан акт о результатах частичной реализации Соглашения (далее также - Акт от 27.02.2015) в части строительства нежилой площади жилых домов по указанным выше адресам, в соответствии с которым нежилые помещения общей площадью 206,3кв.м с кадастровым номером 77:05:0004007:5781 по адресу: г.Москва, Кленовый бульвар, д.2 передаются в собственность города Москвы (п.5.1 Акта от 27.02.2015).
Государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Между тем, из материалов дела следует, что строительство жилого дома по указанному адресу осуществлялось на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004007:65, предоставленном ООО "РОСТРА" в аренду на основании Договора аренды земельного участка от 19.10.2004 N М-05-506496, который расторгнут 30.11.2006.
При этом 30.11.2006 заключен Договор аренды N М-05-508402 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004007:126 и 77:05:0004007:95/2 для завершения строительства жилого дома.
Жилой дом по адресу: г.Москва, Кленовый бульвар, д.2 введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 05.02.2008 N RU77164000-000540.
Таким образом, жилой дом по указанному адресу введен в эксплуатацию в установленном порядке уполномоченным органом.
Кроме того, Департамент в адрес Госинспекции по недвижимости направил запрос с просьбой провести обследование означенного объекта на предмет наличия/отсутствия признаков самовольного строительства.
При этом нарушений земельного законодательства в соответствии с рапортом Госинспекции по недвижимости от 18.10.2018 N 9059088, который также был представлен Обществом в регистрационное дело с заявлением N 77/017/209/2018-5688 от 07.11.2018, на момент обследования не выявлено.
Таким образом, нарушения при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: г.Москва, бульвар Кленовый, д.2 уполномоченными органами не выявлены, в связи с чем являются необоснованными и противоречащими материалам дела приведенные в оспариваемом отказе ссылки Управления на то, что границы указанного жилого дома выходят за границы участка, предоставленного для строительства жилого дома, и расположены, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004007:16, который под строительство жилого дома не отводился, в связи с чем жилой дом обладает признаками самовольного строительства.
При этом ответчиком в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт признания в установленном законом порядке спорного объекта самовольной постройкой.
Относительно доводов Управления о том, что площадь нежилых помещений БКТ, разрешенных к строительству, составляет 346,6кв.м, однако площадь вводимых помещений составляет 387,1кв.м, распределенных площадей - 349,2кв.м, суд обоснованно указал, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 05.02.2008 N RU77164000-000540 площадь встроено-пристроенных помещений составляет 387,1кв.м, в соответствии с Актом от 27.02.2015 площадь распределяемых помещений - 349,2кв.м., следовательно, площадь распределенных помещений не превышает общую площадь введенных в эксплуатацию помещений, в связи с чем у Управления отсутствовали причины, препятствующие государственной регистрации права на распределенные помещения.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении спорного объекта недвижимости.
Кроме того, как обоснованно отметил суд в своем решении, согласно Акту от 12.07.2019 в собственность города Москвы переданы 307 квартир в жилых домах по адресам: г.Москва, Нагатинская наб., д.46, Нагатинская наб., д.32, корп.1, ул.Якорная, д.4, Нагатинская наб., д.40А, Кленовый бульв., д.2, ул.Новинки, д.1.
17.01.2020 Департаментом в Управление были представлены комплекты документов для проведения государственной регистрации прав собственности города Москвы по одной квартире в каждом доме, в том числе в жилом доме по адресу: г.Москва, Кленовый бульв., д.2, кв.9.
16.03.2020 после проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором было принято решение о внесении в ЕГРН сведений о праве собственности города Москвы на квартиру N 9 в доме по адресу: г.Москва, Кленовый бульв., д.2 с кадастровым номером 77:05:0004007:5653 (собственность от 16.03.2020 N 77:05:0004007:5653-77/005/2020-1).
Таким образом, при рассмотрении указанного комплекта документов Управлением установлен факт соблюдения всех требований законодательства при строительстве дома, а также факт соблюдения интересов всех лиц, имеющих право на результаты процесса строительства.
Следовательно, при рассмотрении заявлений о регистрации объектов недвижимости на основании одинаковых документов Управление допустило различное применение правовых норм.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права по осуществлению полномочий собственника, которые приобретаются с момента государственной регистрации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенное нарушение прав заявителя путем государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении спорного объекта недвижимости.
Доводы, изложенные в обоснование позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, в том числе ссылка на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2019 по делу N А40-123928/2019-122-1067, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2021 по делу N А40-15003/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15003/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ