г. Владимир |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А11-2516/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.08.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2021 по делу N А11-2516/2020, принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ИНН 3329045106) задолженности в сумме 5 565 194 рублей 10 копеек.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области - Изместьева Н.А. по доверенности от 15.01.2021 N 03-07/00127 сроком действия до 01.02.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
общества с ограниченной ответственностью "Гарант" - Михайлова Н.А. по доверенности от 17.05.2021 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (далее по тексту - Управление) проведена выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 23.04.2018 N 043V0180000312 и принято решение о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.05.2018 N 043V12180000231, которым Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 3 512 440 рублей 54 копеек, начислены пени в общей сумме 370 319 рублей 69 копеек и штраф за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в общей сумме 702 488 рублей 11 копеек.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным
Определением от 13.06.2018 по делу N А11-7658/2018 Арбитражным судом Владимирской области принято определение о приостановлении действия указанного решения Управления.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.01.2019 по делу N А11-7658/2018 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.11.2019 решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.01.2019 по делу N А11-7658/2018 оставлено без изменения.
Арбитражным судом 21.08.2019 принято определение об отмене обеспечительных мер по делу N А11-7658/2018.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ с 01.01.2017 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области (далее по тексту - Инспекция) в адрес Общества 19.11.2019 направлены требования об уплате страховых взносов, пени, штрафа: N 48492 на сумму 3 979 000 рублей (в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в сумме 2 510 698 рублей 48 копеек, соответствующие пени в сумме 965 824 рубля 12 копеек, штраф в сумме 502 139 рублей 69 копеек), N 48494 на сумму 1 586 000 рублей (в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 001 742 рубля 11 копеек, соответствующие пени в сумме 384 441 рубль 33 копейки, штраф в сумме 200 348 рублей 42 копейки), срок уплаты по требованиям 09.12.2019.
В связи с неисполнением в установленный срок указанных требований Инспекцией 17.12.20219 приняты решения о взыскании страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках N 12837, N 12838, решения о приостановлении операций по счетам, и в банк направлены в банк инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счета Общества.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 21.02.2020 N 12-0801993@ решения о взыскании с Общества, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 17.12.2019 N 12837, N 12838; решения о приостановлении операции по счетам; инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов Общества, вынесенные Инспекцией в результате осуществления мер принудительного взыскания страховых взносов, доначисленных решением Управления от 25.05.2018 N 043V12180000231, отменены, в связи с чем Инспекция обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Общества задолженности в сумме 5 565 194 рублей 10 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 001 742 рублей 11 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 384 441 рубля 33 копеек, штраф, начисляемый за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в сумме 200 348 рублей 42 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 510 698 рублей 43 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 965 824 рублей 12 копеек; штраф, начисляемый за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ в сумме 502 139 рублей 69 копеек.
Решением от 02.06.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Руководствуясь статьями 45, 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок направления требований) утвержденным Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@, зарегистрированном с Минюсте России 15.05.2017 N 46729, суд первой инстанции пришёл к выводу о ненадлежащем выполнении налоговым органом обязанности по направлению требования об уплате страховых взносов, пени и штрафа.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению налогового органа, обязанность о письменном извещении налогоплательщика о действительной задолженности перед бюджетом им выполнена надлежащим образом, поскольку требования, направленные в электронном виде налогоплательщиком получены.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что требования на бумажном носителе в его адрес не направлялись, а извещение о получении электронного документа доказательством направления требований не является, поскольку соответствующие квитанции в адрес Инспекции не поступали.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации Ф, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Абзацем 1 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с абзацем 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, предъявленная ко взысканию задолженность установлена судебными актами судов трёх инстанции по делу N А11-7658/2018.
Во исполнение решения Управления от 25.05.2018 N 043V12180000231 налоговым органом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи 19.11.2019 направлены требования о взыскании страховых взносов, пени и штрафа N 48492 и N 48494, в которых содержалась вся необходимая информация.
Факт получения Обществом указанных требований подтверждается извещением о получении электронного документа (л.д.21 т.1) и Обществом по существу не отрицается.
На получение требований N 48492 и N 48494 Общество указывало в жалобе от 05.03.2020 в вышестоящий налоговый орган (л.д.105-107 т.1). В материалах дела также имеются экземпляры указанных требований, распечатанные Обществом (л.д.52,53 т.2). Данные экземпляры также содержат все реквизиты, предусмотренные статьёй 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возражая против взыскания задолженности, Общество ссылалось на несоблюдение Инспекцией Порядка направления требований.
В соответствии с пунктом 11 Порядка направления требований требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Согласно пункту 12 Порядка при получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой его получения налогоплательщиком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Согласно пункту 5 Порядка при направлении требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику требование на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 15 Порядка налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи должен получить: 1) подтверждение даты отправки; 2) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные КЭП налогоплательщика.
Соглашаясь с позицией Общества, суд первой инстанции указал, что исходя из положений Порядка направления требований, если требование об уплате налога направлено налогоплательщику в электронном виде, но квитанция о его приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком.
Между тем, в настоящем случае, учитывая, фактическое получение Обществом спорных требований, подтвержденное материалами и самим Обществом, предъявление формальных условий к соблюдению процедуры их направления, свидетельствует о проявлении правового пуризма, что противоречит одному из фундаментальных принципов права - запрету приоритета формального над существом.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применении норм материального и процессуального права, а требование Инспекции о взыскании 5 565 194 рублей 10 копеек подлежит удовлетворению.
Довод Общества относительно отсутствия у налогового органа права на обращение в суд ввиду отмены вышестоящим органом решений, принятых в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклонён, поскольку указанные решения Инспекцией были приняты и действовали в течение определённого промежутка времени.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению составляют 50 826 рублей, за рассмотрение апелляционной жалобы - 3000 рублей и подлежат взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2021 по делу N А11-2516/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ИНН 3329045106, ОГРН 1073340003648, 600028, Владимирская область, г. Владимир, ул. Балакирева, д.51А) в доход соответствующих внебюджетных фондов задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в сумме 2 510 698 рублей 43 копейки, соответствующие пени в сумме 965 824 рубля 12 копеек, штраф в сумме 502 139 рублей 69 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 001 742 рубля 11 копеек, соответствующие пени в сумме 384 441 рубль 33 копейки, штраф в сумме 200 348 рублей 42 копейки.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ИНН 3329045106, ОГРН 1073340003648, 600028, Владимирская область, г. Владимир, ул. Балакирева, д.51А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 53 826 рублей.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2516/2020
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области
Ответчик: ООО "ГАРАНТ"