город Воронеж |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А14-7613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Афониной Н.П.,
Алферовой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Главное промышленно-строительное управление" Федеральной службы исполнения наказаний: Чуйков И.А., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 11, паспорт гражданина РФ, диплом о высшем образовании по специальности "юриспруденция";
от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области: Лучинкин С.С., представитель по доверенности от 26.01.2021 N 2, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.03.2021 по делу N А14-7613/2020 по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (ОГРН 1033600007055, ИНН 3666032360) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное промышленно-строительное управление" Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1025901972470, ИНН 5919420184) о взыскании 324 873 руб. 04 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное промышленно-строительное управление" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ответчик) о взыскании 324 873 руб. 04 коп. неустойки за период с 01.01.2020 по 15.01.2020, продолжив ее начисление по день фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 3 контракта и приложением N 1 к контракту сторонами предусмотрено поэтапное выполнение работ, определены содержание каждого этапа, срок исполнения и стоимость каждого этапа работ.
Кроме того, истец отмечает, что стороны, заключив дополнительное соглашение N 8/206 от 24.08.2020 и закрепив его условиями возможность существования обязательств, возникших до момента заключения дополнительного соглашения (24.08.2020) и вытекающих из ненадлежащего исполнения сторонами условий контракта, стороны фактически дополнительно подтвердили возможность установления неустойки за нарушение сроков выполнения отдельных этапов работ, а также признали наличие неисполненных на момент заключения дополнительного соглашения требований об уплате неустойки.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.12.2018 между УФСИН России по Воронежской области (государственный заказчик) и ФГУП "Главное промышленно-строительное управление" ФСИН России (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт N 471 от 24.12.2018, по условиям пункта 1.1 которого генеральный подрядчик обязуется выполнить комплекс работ по капитальному строительству объекта капитального строительства: "Жилой дом на 60 квартир г. Воронеж" (далее - объект), расположенного по адресу: 394051, г. Воронеж, ул. Матросова, д. 102А, в соответствии с проектной и иной технической документацией, и передать результат работ государственному заказчику (далее - работы) в сроки, указанные в разделе 3 контракта, и в графике выполнения работ, являющемся неотъемлемой частью контракта (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с пунктом 1.7. контракта результатом выполненной работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1. контракта (в редакции дополнительного соглашения N 8/206 от 24.08.2020) цена контракта составляет 169 459 660 руб., в том числе НДС по ставке, установленной действующим законодательством РФ, в том числе по годам: на 2018 год - 9 559 310 руб., в том числе НДС 18%; на 2019 год - 131 721 060 руб., в том числе НДС 20%; на 2020 год - 27 031 050 руб., в том числе НДС 20%; на 2021 год - 1 148 300 руб., в том числе НДС 20%.
Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Объемы финансирования по годам могут уточняться после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Указанное финансирование осуществляется в соответствии с планом финансирования в текущих ценах по годам, являющимся неотъемлемой частью контракта (приложение N 2 к дополнительному соглашению).
В силу пункта 2.2. контракта цена контракта включает в себя стоимость всех затрат, издержек, и иных расходов генерального подрядчика, в том числе стоимость производства работ, материалов и оборудования, использования машин и механизмов, с учетом расходов на перевозку, на доставку, погрузо-разгрузочные работы, вывоз мусора, страхование, уплату таможенных пошлин, налоговых сборов и других обязательных платежей, а также все прочие расходы, необходимые для выполнения генеральным подрядчиком всех обязательств по контракту.
Оплата фактически выполненных работ производится согласно графика оплаты выполненных работ (Приложение N 4), установленным графиком выполнения работ (Приложение N 1) после сдачи генеральным подрядчиком и приемки государственным заказчиком работ, после предоставления оформленных и подписанных актов КС-2 и КС-3 в течение 10 рабочих дней, в порядке определенном пунктами 7.2. и 7.4. контракта по безналичному расчету путем перечисления государственным заказчиком денежных средств на банковский счет генерального подрядчика, указанного в реквизитах контракта (пункт 2.3. контракта).
Окончательная полная оплата государственным заказчиком генеральному подрядчику за выполненные работы производится только после сдачи завершенного строительством объекта и оформления соответствующих актов приемки (КС-11, КС-14) и экспертизы результатов выполненных работ, в соответствии с пунктом 7.10. государственного контракта (пункт 2.4. контракта).
В соответствии с пунктом 3.1. контракта начало производства работ, указанных в пункте 1.1. контракта, с момента заключения контракта.
Срок завершения работ - не позднее 01.09.2021 (пункт 3.2. контракта в редакции дополнительного соглашения N 8/206 от 24.08.2020).
Порядок приемки выполнения работ и порядок расчетов определен сторонами в разделе 7 контракта.
Согласно пункту 7.1. контракта генеральный подрядчик в соответствии со сроками, установленными графиком выполнения работ (приложение N 1 к Контракту) для проверки выполненных работ, предоставляет государственному заказчику следующую документацию:
- акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, оформленные согласно постановлению Госкомстата России от 11.11.1999 N100, в 2 (двух) экземплярах;
- справку о стоимости выполненных работ по унифицированной форме N КС-3, оформленные согласно постановлению Госкомстата России от 11.11.1999 N100, в 2 (двух) экземплярах;
- и необходимую техническую документацию (исполнительные схемы, акты освидетельствования и испытания сетей инженерно-технического обеспечения, акты освидетельствования скрытых работ, сертификаты, технические паспорта, подтверждающие качество примененных материалов, изделий, конструкций, акты индивидуального и комплексного опробования оборудования, общие журналы работ, акт смонтированного (не монтируемого) оборудования, в 3 (трех) экземплярах (при необходимости), иную документацию, подтверждающую фактическое выполнение).
В силу пункта 7.2. контракта для проверки представленных генеральным подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта по фактическому объему, комплектности и качеству, государственный заказчик проводит проверку выполненных работ в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от генерального подрядчика документов, определенных пунктом 7.1. настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 7.5. контракта генеральный подрядчик в тридцатидневный срок до даты завершения полного комплекса работ обязан:
- направить государственному заказчику письменное уведомление о завершении работ и необходимости приступить к приемке законченного строительством объекта;
- подготовить результаты работ к сдаче государственному заказчику с приложением документов в 2-х экземплярах, необходимых для приемки объекта, в том числе подписанных им;
- исполнительную документацию на выполненные работы в составе и объеме, необходимых для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии), а также для получения заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- проектную документацию, переданную заказчиком, генеральному подрядчику для выполнения работ, и рабочей документации;
- документы, подтверждающие соответствие построенного, объекта капитального строительства техническим условиям, подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
- схемы, на которых отображены расположение построенного объекта капитального строительства и сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка;
- иную отчетную документацию в отношении объекта, предусмотренной законодательством и условиями Контракта.
В силу пункта 7.6. контракта государственный заказчик не позднее чем в течение двадцати дней с даты получения письменного уведомления генерального подрядчика о завершении работ и необходимости приступить к приемке объекта сформировывает и утверждает состав приемочной комиссии и приступает к приемке результата работ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, графиком выполнения работ предусмотрено выполнение работ за период за период с 01.05.2019 по 31.12.2019 на сумму 131 721 000 руб. (подготовительный период, подземная часть, надземная часть, инженерные сети и сооружения).
Указанные работы предоставлены государственным подрядчиком не в полном объеме на сумму 27 761 628 руб., не выполнены работы предусмотренные графиком на сумму 103 959 372 руб.
Полагая, что ответчик нарушал сроки выполнения и сдачи этапа работы, истец направил ответчику претензию с требованием об уплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных графиком выполнения работ.
Претензия истца исх. N 37/ТО/23-463 от 16.01.2020 с требованием об уплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных графиком выполнения работ, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, полагая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании неустойки.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению ввиду несогласованности в спорном контракте условий о поэтапной сдаче работ подрядчиком заказчику и, соответственно, об отсутствии установленных контрактом обязательств подрядчика по поэтапной сдаче работ. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Правоотношения сторон регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том числе положениями главы 37 ГК РФ, и нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьями 329-331 ГК РФ ответственность в виде неустойки за нарушение обязательств наступает в случае, если неустойка предусмотрена условиями договора или законом. При этом соглашение о применении неустойки должно быть достигнуто в письменном виде.
В силу ч.7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии с пунктом 10.2.1. контракта в случае просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет генеральному подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем (пункт 10.2.2. контракта).
Оценивая наличие у подрядчика обязательств по поэтапной сдаче работ в рамках спорного контракта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статьи 711, 746 ГК РФ).
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Положениями части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения контракта) закреплено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу пункта 1 статьи 753 ГК РФ, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно положениям подпунктов 1, 2 п.1 ст.94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Учитывая изложенное, установление этапов исполнения государственного контракта, предполагает наличие в заключенном контракте состава, содержания и объема работ, подлежащих выполнению в рамках конкретного этапа, цены этапа, условий о поэтапной приемке работ, а также условий об экспертизе этапа исполнения и оплаты выполненного этапа.
Оценивая условия спорного контакта с учетом положений статьи 431 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанный контракт не содержит в себе указания на промежуточные сроки производства работ. Государственный контракт и График выполнения работ (Приложение N 1 к контракту) не предусматривают поэтапную приемку работ, не содержат порядок приемки отдельного этапа работ, а также объем и стоимость отдельного этапа, не содержит условий об экспертизе отдельного этапа исполнения контракта.
Представленный в материалы дела график выполнения работ (приложение к контракту) не предусматривает и не позволяет определить содержание и объем работ, входящих в определенный этап. Указание в графике работ на стоимостное выражение работ, подлежащих выполнению за определенный период, в отсутствие указаний на конкретный объем и виды работ, сроки их выполнения, а также в отсутствие условий о поэтапной приемке работ и их экспертизе, в рассматриваемом случае правомерно расценены судом первой инстанции, как не свидетельствующие о согласовании условий о поэтапной сдаче-приемки работ в рамках спорного контракта.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что отсутствие вышеприведенных условий не позволяет определить объем и стоимость неисполненного обязательства и фактически исполненного обязательства, а, следовательно, произвести расчет неустойки (пени).
Из условий контракта следует, что исполнение контракта принимается по фактическому выполнению, а не по выполненному этапу.
Из буквального содержания спорного контракта следует, что результатом работ является выполнение комплекс работ по капитальному строительству объекта капитального строительства: "Жилой дом на 60 квартир г. Воронеж" (далее - объект), расположенного по адресу: 394051, г. Воронеж, ул. Матросова, д. 102А.
Исходя из условий вышеуказанного контракта (пункт 3.2) сторонами согласовано завершение работ не позднее 01.09.2021.
Таким образом, контракт не может считаться исполненным, если работы выполнены в части, а результат работ не достигнут, поскольку осуществление подрядчиком работ без достижения результата в виде осуществления работ по капитальному строительству объекта результатом работ не является.
В рассматриваемом контракте работы не объединены сторонами в конкретный этап, завершением которого достигался бы определенный овеществленный результат. Указанные в графике производства работы имеют разделение не по этапам, а по наименованиям работ.
Проанализировав условия спорного контракта и содержание графика производства работ (приложение N 1 к контракту)суд первой инстанции обоснованно указал, что этапы работ с описанием каждого из них, после выполнения, которых к заказчику переходит риск гибели результатов выполненного этапа работ, сторонами не согласованы.
В этой связи данный график производства работ, по сути своей, представляет график освоения денежных средств подрядчиком, а не график выполнения работ по этапам. Согласованный сторонами график производства работ подтверждает лишь необходимость выполнения работ на определенную в нем сумму для проведения расчетов, запланированных с учетом доведенных в текущем финансовом году лимитов денежных средств, но не согласование сторонами условий о принятии кредитором исполнения по частям. Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы заявителя жалобы со ссылками на положения 7.4 контракта, предусматривающие поэтапную оплату работ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку с учетом вышеизложенного не опровергают выводы суда первой инстанции.
Равно как и не опровергают выводы суда первой инстанции ссылки заявителя жалобы на условия дополнительного соглашения от 24.08.2020 (т.2 л.д.113-119) к спорному контракту, поскольку данное дополнительное соглашение также не содержит условий, позволяющих суду сделать вывод о согласовании в контракте этапов работ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. По сути, доводы жалобы выражают несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств.
Вместе с тем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции были нарушены положения статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу положений статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения дела расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.03.2021 по делу N А14-7613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7613/2020
Истец: УФСИН России по Воронежской области
Ответчик: ФГУП "Главное промышленно-строительное управление" Федеральной службы исполнения наказания
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5862/2021
15.07.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3299/2021
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5862/2021
19.08.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3299/2021
19.03.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-7613/20