г. Москва |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А40-184344/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.04.2021 по делу N А40-184344/20 принятое
по заявлению ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" к Федеральному агентству морского и речного транспорта
Третье лицо: Войсковая часть 77360
об оспаривании бездействия
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Соколов А.Е. по доверенности от 01.04.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (далее- заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Росморречфлота (далее ответчик), выразившееся в непринятии решения о проведении тренировочных учений по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке нефтебазы войсковой части 77360-Ю (г.Архангельск), необходимых для утверждения Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов войсковой части 77360-Ю на основании заявления командира войсковой части 77360-Ю от 13.07.2020 исх. N 650.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.04.2021 вышеуказанные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Федеральное агентство морского и речного транспорта обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От третьего лица поступил отзыв.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, в связи с чем, спор рассмотрен в их отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росморречфлота поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителя Росморречфлота, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (далее- ОСК) в адрес Северного управления государственного морского и речного надзора был направлен пакет документов и заявление на выдачу лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (заявление от 09.10.2019 г.).
Рассмотрев представленный пакет документов, Северное управление государственного морского и речного надзора уведомлением от 24.12.2019 N СУГМРН-04-03/2259 сообщило об отказе в предоставлении лицензии по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (п.п. "б" п. 5).
В целях выполнения требований нормативных правовых актов, войсковой частью 77360-Ю (исх.N 650 от 13.07.2020 г.) в адрес Росморречфлота был направлен комплект документов для проведения тренировочных учений по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на площадке нефтебазы войсковой части 77360-Ю.
В ответ Росморречфлот письмом от 28.07.2020 г. N ДУ-28/8570 сообщил о несоответствии заявления и представленных документов требованиям пунктов 2- 4 Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утвержденного приказом Минтранса России от 24.04.2018 г. N 161 (далее- Порядок) (в соответствии с п.6 Порядка), а именно: учения не могут быть согласованы в связи с тем, что аттестация и применение аварийно-спасательного формирования войсковой части в рамках Плана ЛАРН проведены с нарушением требований пп.4 п.6 ст. 16.1 ФЗ N 155 и п.7 Требований по составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 06.02.2017 г. N 33.
Полагая, что бездействие Росморречфлота по не принятию решения о проведении тренировочных учений на основании заявления командира войсковой части, является не законным и противоречащим требованиям п.7 Порядка проведения тренировочных учений, утвержденного приказом Минтранса России от 24.04.2018 г. N 161, и п. 2.1 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что Росморречфлот не доказал, что оспариваемое бездействие (не принятие законного решения) ответчика соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Соглашаясь с указанными выводами суда, коллегия установила следующее.
Подпунктом 4 пункта 6 ст. 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению розливов нефти и нефтепродуктов обязана "иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные формирования. Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в Российской Федерации создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В составе Министерства обороны Российской Федерации создана собственная функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В функциональную подсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации входят аварийно-спасательное отделение (АСО) и другие силы и средства войсковой части 77360-Ю. Штат войсковой части 77360-Ю и входящего в нее АСО утвержден Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном указом Президента Российской Федерации от 23.07.2013 г. N 631 "Вопросы Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации".
Требования к организации, составу сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утвержденными руководителями федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) Вооруженных Сил Российской Федерации и спасателей, входящих в их состав, проводится органами военного управления также самостоятельно (пункт 8 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1091).
Во исполнение постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1091 приказом Министра обороны РФ от 01.05.2014 г. утверждено Положение об аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и специалистов, приобретающих статус спасателя Министерства обороны Российской Федерации", приказом командующего Северным флотом от 31.08.2016 г. утверждены Положение об аттестационных комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и специалистов, приобретающих статус спасателя на Северном флоте, Положение о главной аттестационной комиссии Северного флота по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и специалистов, приобретающих статус спасателя и Положение о печати главной аттестационной комиссии Северного флота по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и специалистов, приобретающих статус спасателя.
Указанными Положениями не предусматривается взаимодействие аттестационной комиссии Северного флота с иными федеральными органами исполнительной власти (Росморречфлот) по вопросам аттестации аварийно-спасательных формирований войсковых частей, входящих в состав сил Северного флота.
Кроме того, в настоящее время межведомственный нормативный акт о порядке взаимодействия органов военного управления, ответственных за аттестацию аварийно-спасательных формирований Министерства обороны РФ, с Росморречфлотом по вопросам аттестации аварийно-спасательных формирований Министерства обороны РФ не принят. Правовое основание о включении в состав аттестационной комиссии Министерства обороны РФ представителей Росморречфлота отсутствуют.
Таким образом, аварийно-спасательное формирование войсковой части аттестовано в порядке, установленном действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Кроме того, решение суда первой инстанции не содержит вывода о том, что функционирование в Министерстве обороны РФ подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ исключает обязанность по привлечению Росморречфлота к мероприятиям по предупреждению и ликвидации розливов нефтепродуктов.
Таким образом, доводы Росморчефлота, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании приведенных выше норм.
Бездействие Росморречфлота выразилось в не принятии законного решения о проведении тренировочных учений на основании заявления командира войсковой части, при наличии к тому оснований.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021 по делу N А40-184344/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184344/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Третье лицо: Войсковая часть 77360