г. Москва |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А41-76787/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от АО "Мосэнергосбыт" - Пестиков И.В. по доверенности от 29.03.2021 N Д-103-575, диплом о высшем юридическом образовании;
от МП "ЖКХ Чеховского района" - Ибрагимова А.В. по доверенности от N 65-5/04/2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от АО "Мособлэнерго" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "ЖКХ Чеховского района"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 15 апреля 2021 года по делу N А41-76787/20
по иску акционерного общества "Мосэнергосбыт"
к муниципальному предприятию "ЖКХ Чеховского района"
при участии в деле третьего лица: акционерного общества "Мособлэнерго"
о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - АО "Мосэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 157-162) к муниципальному предприятию "ЖКХ Чеховского района" (далее - МП "ЖКХ Чеховского района", ответчик) о внесении изменений в договор энергоснабжения от 23.03.2007 N 11564710, заключенный между АО "Мосэнергосбыт" и МП "ЖКХ Чеховского района" в отношении объектов, расположенных по адресам:
1) г. Чехов, ул. Гагарина, д. 25;
2) г. Чехов, ул. Гагарина, д. 45;
на условиях дополнительного соглашения от 19.08.2020, направленного АО "Мосэнергосбыт" в адрес МП "ЖКХ Чеховского района" сопроводительным письмом от 01.09.2020 N МЭС/ИП/48/823.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено акционерное общество "Мособлэнерго".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2021 года по делу N А41-76787/20 исковые требования удовлетворены (т. 2 л. д. 24-26).
Не согласившись с данным судебным актом, МП "ЖКХ Чеховского района" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель МП "ЖКХ Чеховского района" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель АО "Мосэнергосбыт" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между АО "Мосэнергосбыт" (МЭС) и МП "ЖКХ Чеховского района" (абонент) заключен договор энергоснабжения от 23.03.2007 N 11564710, предметом которого является поставка электроэнергии в многоквартирные дома, в том числе, расположенный по адресу:
- М.О., г. Чехов, ул. Гагарина, дом 25;
- М.О., г. Чехов, ул. Гагарина, дом 45 (т. 1 л. д. 33-41).
В указанных многоквартирных домах МП "ЖКХ Чеховского района" является исполнителем коммунальных услуг, что подтверждается информацией, расположенной на сайте Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru)
Поскольку действующие условия договора не предусматривают проведение расчетов в отношении спорного МКД на основании показаний общедомовых приборов учета, офертой от 01.09.2020 N МЭС/ИП/48/823 МЭС направило в адрес ответчика проекты дополнительных соглашений и приложений к ним с предложением внести изменения в договор энергоснабжения, обусловленным установкой и вводом в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Дополнительные соглашения предполагают изменение договора энергоснабжения в части определения объема электроэнергии, поставленной в вышеуказанные МКД, на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Однако до настоящего времени дополнительное соглашение ответчик не подписал.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения АО "Мосэнергосбыт" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
В соответствии со статьей 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу пункта 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент заключения.
В пункте 8.8 договора сторонами согласовано, что при исполнении договора в случае возникновения вопросов, не предусмотренных договором, стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об электроэнергетике", Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на розничных рынках электрической энергии (данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 04.06.2012).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 261 расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 261 до 01.01.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период.
Законом N 261-ФЗ установлен порядок применения приборов учета энергетических ресурсов, в том числе и электрической энергии, отличный от закрепленного в договоре энергоснабжения, где указаны приборы учета, учитывающие объемы энергии только на внутридомовые нужды.
Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией).
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей компании как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Управляющая организация - МП "ЖКХ Чеховского района" является исполнителем коммунальных услуг.
При этом обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг населению, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Допущенные в эксплуатацию средства измерения соответствуют требованиям, предъявляемым пунктом 2 Правил N 354 к общедомовым приборам учета, то есть могут учитывать весь объем электроэнергии поставленный в МКД.
В соответствии с пунктом 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - ОПФРР) приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электроэнергии, называются расчетными приборами учета.
В соответствии с абзацем 2 пункта 184 ОПФРР определение объемов покупки электроэнергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Пункт 21 Правил N 124 императивно устанавливает, что при наличии в многоквартирном жилом доме общедомовых приборов учёта, они должны использоваться в договоре энергоснабжения в качестве расчётных.
В силу пункта 158 ОПФРР расчетные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения.
Подпунктом ж (1) пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды.
Таким образом, установленные и введенные в эксплуатацию общедомовые приборы учета должны применяться при определении объема потребленной электроэнергии и подлежат включению в приложение N 2 к договору.
В соответствии с пунктом 137 ОПФРР приборы учета, используемые при определении количества поставленной электроэнергии, должны соответствовать требованиям действующего законодательства по классу точности, быть в надлежащем порядке допущенными в эксплуатацию и иметь контрольные пломбы.
Как следует из материалов дела, установленные приборы учета полностью работоспособны, опломбированы и имеют допустимый класс точности, что подтверждается составленными актами допуска.
В особых условиях приложения N 2 к договору указано, что из объемов энергопотребления, рассчитанных по показаниям расчетных приборов учета вычитаются объемы электроэнергии, потребленной лицами, имеющими договоры энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт", в том числе бытовыми потребителями (собственниками жилых помещений, указанными в Приложении А).
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр, где;
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правил N 354.
В пункте 59 Правил N 354 предусмотрен ряд случаев, когда объем электроэнергии бытовых потребителей определяется расчетным способом:
- выход прибора учета из строя;
- непредставление показаний прибора учета потребителем;
- в случае отказа в допуске к прибору учета.
Как следует из указанных норм права, объем потребленной электроэнергии определяется по показаниям приборов учета, либо расчетным способом в случае непредставления показаний, либо по формуле.
Исходя из изложенного следует, что даже в случае выхода приборов учета бытовых потребителей из строя или их сроков за пределы МПИ, законодатель предусмотрел возможность определения объемов их электропотребления расчетным способом.
При этом действующее законодательство не обязывает гарантирующего поставщика ежемесячно осуществлять проверку и снятие показаний приборов учета.
Таким образом, потребитель несет риск применения к нему расчетных способов в случае непредставления им показаний приборов учета, так как осуществления данных действий является его прерогативой, а не ресурсоснабжающей организации.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, определение объема электроэнергии (мощности), потребленной лицами, имеющими договоры энергоснабжения с МЭС производится по показаниям приборам учета, указанным в таблице N 2 реестра и приложении А к реестру или расчетными способами, предусмотренными законодательством.
При этом наличие либо отсутствие показаний транзитных (бытовых) потребителей на момент составления реестра не изменяет и не отменяет обязанность управляющей компании производить расчеты с учетом показаний надлежащим образом введенных в эксплуатацию ОДПУ, и как следствие, внесение соответствующих изменений в договор энергоснабжения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2021 года по делу N А41-76787/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76787/2020
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА"
Третье лицо: АО "Московская областная энергосетевая компания"