город Омск |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А70-22143/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 годп.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Штраухманом В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6765/2021) Государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительное объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2021 по делу N А70-22143/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению Государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительное объединение" (ОГРН 1177232009492, ИНН 7203415067) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) о признании недействительным решения от 15.12.2020 по делу N 072/07/18.1-232/2020, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Виадук"; индивидуальный предприниматель Абдуллаева Иродахон Розуваевна; общество с ограниченной ответственностью "Веста"; общество с ограниченной ответственностью "Тюменская клининговая компания"; индивидуальный предприниматель Верховенко Елена Вячеславовна; индивидуальный предприниматель Тюфтяев Михаил Леонидович; индивидуальный предприниматель Осокин Дмитрий Витальевич; общество с ограниченной ответственностью "Мистерклин"; индивидуальный предприниматель Орлов Александр Георгиевич; общество с ограниченной ответственностью "Голд Инвест групп"; общество с ограниченной ответственностью "Сервисная компания альянс",
при участии в судебном заседании представителя Государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительное объединение" Быкова Дениса Михайловича по доверенности от 11.01.2021 N 3,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительное объединение" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 15.12.2020 по делу N 072/07/18.1-232/2020.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Виадук" (далее - ООО "Виадук"), индивидуальный предприниматель Абдуллаева Иродахон Розуваевна (далее - ИП Абдуллаева И.Р.), общество с ограниченной ответственностью "Веста" (далее - ООО "Веста"), общество с ограниченной ответственностью "Тюменская клининговая компания" (далее-ООО "Тюменская клининговая компания", индивидуальный предприниматель Верховенко Елена Вячеславовна, (далее - ИП Верховенко Е.В.), индивидуальный предприниматель Тюфтяев Михаил Леонидович (далее - ИП Тюфтяев М.Л.), индивидуальный предприниматель Осокин Дмитрий Витальевич (далее - ИП Осокин Д.В.), общество с ограниченной ответственностью "Мистерклин" (далее - ООО "Мистерклин"), индивидуальный предприниматель Орлов Александр Георгиевич (далее - ИП Орлов А.Г.), общество с ограниченной ответственностью "Голд Инвест групп" (далее - ООО "Голд Инвест групп"), общество с ограниченной ответственностью "Сервисная компания альянс" (далее - ООО "Сервисная компания альянс").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2021 по делу N А70-22143/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель считает неверными выводы суда первой инстанции об отсутствии в Положении о закупке требования о наличии в составе аукционной заявки согласия, а также о том, что сама по себе подача заявки на участие в закупке свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных в документации о закупке.
По мнению Учреждения, в связи с тем, что специальных требований к форме согласия ни один из пунктов документации об аукционе, Положения о закупке не содержат, участники закупки были вправе самостоятельно выбрать способ выражения согласия исполнить условия договора, как в виде отдельного документа, так и посредством интерфейса электронной площадки, при этом ООО "Голд Инвест Групп" ни одним из предложенных способов такое согласие не выразил.
Тюменским УФАС России представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Учреждением в единой информационной системе 20.11.2020 размещены извещение о проведении закупки (реестровый номер N 32009701586) и документация о проведении аукциона в электронной форме N 103/20-223 на право заключить договор на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 01.12.2020 зафиксировано, что на участие в закупке подано 11 заявок, три из которых закупочной комиссией заказчика отклонены, в том числе заявка с порядковым номером 1 - ООО "Голд Инвест групп" на основании подпункта 1.5.2.1.1 пункта 1.5.2.1 документации со следующей формулировкой: "первая часть заявки должна включать согласие участника на оказание услуг на условиях предусмотренных документацией и не подлежащие изменению по результатам проведения аукциона. В составе первой части такое согласие отсутствует".
Полагая, что заявка с порядковым номером 1 неправомерно отклонена от участия в аукционе, ООО "Голд Инвест групп" обратилось в Тюменское УФАС России с жалобой на действия Учреждения при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексной уборке помещений.
Антимонопольным органом по факту обращения ООО "Голд Инвест групп" проведена внеплановая проверка, по результатам которой Управлением 15.12.2020 вынесено решение по делу N 072/07/18.1-232/2020 о признании жалобы обоснованной.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 12.05.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В рассматриваемом случае правоотношения сторон регулируется нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), устанавливающего общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В статье 3 Закона о закупках регламентированы принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 10 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке, в числе прочего должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2), требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3), порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведении тогов такой закупки (этапов такой закупки) (пункт 8), требования к участникам такой закупки (пункт 9).
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Учреждения регламентируется утвержденным 04.06.2019 решением наблюдательного совета Учреждения Положением о закупке государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительское объединение" (далее - Положение о закупке).
Учреждением на ЭТП "РТС-Тендер" (далее - ЭТП") 20.11.2020 организована конкурентная процедура N 32009701586 - аукцион в электронной форме N 103/20-223, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории.
Согласно предмету закупки аукцион производится на основании Документации о проведении аукциона в электронной форме N 103/20-223.
Частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Таким образом, заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению в соответствии с установленными Законом N 223-ФЗ требованиями, которые должны соответствовать Положению о закупке заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
Согласно пункту 12.6 Положения о закупке заявка подается оператору электронной торговой площадки в форме электронного документа в срок и по форме, установленным аукционной документацией, в соответствии с регламентом электронной площадки. Заявка на участие в аукционе должна содержать документы и информацию, установленные в документации о закупке.
В силу пункта 12.6 Положения закупке по условиям аукционной документации, участник выражает свое согласие со всеми условиями закупки и не может отказаться от заключения договора после завершения процедуры закупки.
В соответствии с частью 2 пункта 12.7 Положения о закупке не допускается требовать от участника закупки иное, за исключением предусмотренных настоящим Положением документов и информации.
Согласно пункту 1.5.2.1.1 Документации о проведении аукциона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Такое согласие может включаться в состав первой части заявки на участие в электронном аукционе с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
В соответствии с пунктом 1.5.2.1.2 Документации о проведении аукциона при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Пункт 1.5.4 Документации о проведении аукциона содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Так, при заключении договора на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения (оказания) которых не используется товар (материалы) участнику закупки достаточно в первой части заявки выразить согласие на выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных документацией об электронном аукционе.
При заключении договора на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар (материалы) при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными Приложением N 1 "Описание объекта закупки"/"Техническое задание".
Таким образом, содержание вышеприведенных пунктов Документации о проведении аукциона в части описания состава первой части заявки на участие аукционе и инструкция по заполнению первой части заявки не позволяют с точностью установить каким образом участники аукциона должны выразить свое согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей Документацией.
Указанное может послужить причиной возникновения у участников аукциона ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, и, как следствие, к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям, учитывая, что Документация о проведении аукциона не содержит рекомендуемый образец формы первой части заявки на участие в аукционе.
Отсутствие четкой формулировки в Документации о проведении аукциона о способе и форме выражения участниками аукциона согласия, вопреки доводам Учреждения, не может быть расценено в качестве предоставления участникам закупки права самостоятельно выбрать способ выражениясогласия в виде предоставления отдельного документа либо посредством интерфейса электронной площадки, при этом доказательств того, что функционал электронной площадки РТС-Тендер предусматривал возможность подачи согласия на участие в электронном аукционе с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки материалы дела не содержат.
Из Документации о проведении аукциона не следует, что согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, должно быть оформлено отдельным документом в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно пункту 1.5.5.1 Документации о проведении аукциона участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае непредоставления или несоответствия в составе заявки документов и информации, предусмотренных пунктами 1.4 и 1.5 Документации о проведении аукциона, либо предоставление недостоверных сведений.
В рассматриваемом случае заявка ООО "Голд Инвест групп" содержала в своём составе Техническое предложение на оказание услуг по комплексной уборке помещений, что соответствует части 19 статьи 3.4 Закона о закупках, пунктам 1.5.2.1.2, 1.5.4 Документации о проведении аукциона.
При этом исходя из смысла пункта 1.5.4 Документации о проведении аукциона при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать: наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Таким образом, представленное в заявке ООО "Голд Инвест групп" техническое предложение является частью первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений.
В рассматриваемом случае подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.
Таким образом, заявка ООО "Голд Инвест групп" от участия в аукционе отклонена закупочной комиссией заказчика необоснованно, поскольку требование представления согласия участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, в виде отельного документа не предусмотрено ни Законом о закупках, ни Положением о закупке.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган на законных основаниях признал жалобу ООО "Голд Инвест групп" обоснованной, а действия Учреждения нарушившими положения части 1 статьи 2, части 19 статьи 3.4, части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (реестровый номер извещения: 32009701586), в связи с неправомерным отклонением заявки ООО "Голд Инвест групп" по основанию, не предусмотренному Законом о закупках, Положением о закупке.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительными решения антимонопольного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта нормам действующего законодательства и нарушение имправ и законных интересов заявителя.
Такая совокупность условий ни судом первой инстанции, и ни апелляционным судом не установлена, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Учреждения..
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2021 по делу N А70-22143/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22143/2020
Истец: Государственное Автономное Учреждение Культуры Тюменской Области "Тюменское Музейно-Просветительское Объединение"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: ИП Абдуллаева Иродахон Розуваевна, ИП Верховенко Елена Вячеславовна, ИП Орлов Александр Георгиевич, ИП Осокин Дмитрий Витальевич, ИП Тюфтяев Михаил Леонидович, ООО "Веста", ООО "Виадук", ООО "Голд Инвест групп", ООО "Мистерклин", ООО "Сервисная компания альянс", ООО "Тюменская клининговая компания", ООО "РТС-Тендер"