г. Тула |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А09-5860/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской Администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2021 по делу N А09-5860/2020 (судья Петрунин С.М.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Агроторг-Тверь" (г. Брянск, ИНН 6950115579, ОГРН 1106952007711) к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской Администрации (г. Брянск, ИНН 3250512568, ОГРН 1093254008858), третьи лица: Брянская городская Администрация (г. Брянск, ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574), Управление по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ИНН 3250064926, ОГРН 1063250004400) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агроторг-Тверь" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в передаче в собственность ООО "Агроторг-Тверь" земельного участка с кадастровым номером 32:28:0011602:29, общей площадью 5035 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под действующее производство комбината, местоположение: г. Брянск, ул. 50-й Армии, д. 1, по цене 2,5% от кадастровой стоимости, выраженного в письме от 21.02.2020 N 29-03-2785.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Брянская городская администрация, Управление по строительству и развитию территорий города Брянска.
Решением суда области от 27.05.2021 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене. В обоснование своей позиции указывает, что спорный земельный участок частично подпадает в границы перспективного расширения ул. 50-й Армии - магистральной улицы городского значения в соответствии со схемой транспортного обслуживания Генерального плана города Брянска.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От заявителя поступил отзыв, в котором просит решение суда области оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении спора в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судебной коллегией.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Агроторг-Тверь" принадлежат на праве собственности нежилые здания: пожарное депо площадью 656,5 кв.м с кадастровым номером 32:28:0011603:1360 (государственная регистрация права от 07.09.2010 N 32-32-01/063/2010-492), пожарное депо площадью 948,2 кв.м с кадастровым номером 32:28:0011603:1357 (государственная регистрация права от 07.09.2010 N 32-32-01/063/2010-491), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0011602:29, общей площадью 5035 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под действующее производство комбината, местоположение: г. Брянск, ул. 50-й Армии, д. 1.
Земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды на основании договора аренды N 45921 от 03.10.2011, заключенного между Управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и ООО "Агроторг-Тверь" (арендатор), срок аренды с 03.10.2011 по 31.05.2059.
23.01.2020 ООО "Агроторг-Тверь" обратилось в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении в собственность за плату по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0011602:29, общей площадью 5035 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под действующее производство комбината, местоположение: г. Брянск, ул. 50-й Армии, д. 1.
Письмом от 21.02.2020 N 29/03-2785 Управление отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Основаниями для отказа послужили выводы Управления о том, что испрашиваемый земельный участок частично попадает в границы перспективного расширения ул.50-й Армии - магистральной улицы городского значения, ширина которой в "красных линиях" в соответствии с СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" должна составлять от 40 до 100 м и будет определена расчетом при разработке проекта планировки Бежицкого района г.Брянска; и об отсутствии оснований для установления цены земельного участка в размере 2,5% кадастровой стоимости ввиду отсутствия доказательств отчуждения объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, ранее из государственной или муниципальной собственности.
Полагая, что решение Управления об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Последовательность действий, предшествующих предоставлению без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отражена в части 1 статьи 39.14 ЗК РФ.
По результатам поступления заявления, оформленного в соответствии с требованиями части 1 статьи 39.17 ЗК РФ, уполномоченный орган в силу части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и, по результатам указанных рассмотрения и проверки, совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Относительно доводов ответчика об отсутствии у истца права на приобретение земельного участка по цене 2,5%от кадастровой стоимости судом области справедливо указано на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов определен приказом управления имущественных отношений Брянской области от 31.07.2015 N 1375.
В соответствии с пунктом 2.3 указанного приказа продажа земельных участков осуществляется по цене, определяемой в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках и находящихся у них на праве аренды, в случае, если в период со дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Как установлено судом области и следует из материалов дела, принадлежащие заявителю нежилые здания (пожарное депо) с кадастровыми номерами 32:28:0011603:1360, 32:28:0011603:1357, право собственности ООО "Агротог-Тверь" на которые возникло на основании заключенного между ООО "Агротог-Тверь" и ОАО "Брянский камвольный комбинат" мирового соглашения от 28.07.2010 и утвержденного определением Арбитражного суда Брянской области от 30.07.2010 по делу, и акта приема-передачи имущества от 02.08.2010, ранее отчуждены из государственной собственности при приватизации государственного предприятия "Брянсктекстиль", которое в последующем преобразовано в открытое акционерное общество "Брянсктекстиль".
В соответствии с планом приватизации от 01.10.1992, актом оценки стоимости зданий и сооружений на 01.06.1992, здание пожарного депо вошло в уставный капитал акционерного общества "Брянсктекстиль" при приватизации государственного предприятия "Брянсктекстиль".
Решением годового собрания акционеров открытого акционерного общества "Брянсктекстиль" от 11.03.2005, оформленного протоколом N 1, наименование изменено с открытого акционерного общества "Брянсктекстиль" на открытое акционерное общество "Брянский камвольный комбинат".
Устав в новой редакции зарегистрирован 23.05.2005, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. В связи со сменой фирменного наименования 04.08.2005 в ЕГРН внесены соответствующие изменения.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у общества правовых оснований претендовать на приобретение земельного участка с кадастровым номером 32:28:0011602:29 по цене 2,5% от кадастровой стоимости.
Относительно доводов ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок частично попадает в границы перспективного расширения ул.50-й Армии - магистральной улицы городского значения, ширина которой в "красных линиях" в соответствии с СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" должна составлять от 40 до 100 м и будет определена расчетом при разработке проекта планировки Бежицкого района г.Брянска, судебная коллегия отмечает следующее.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрыто понятие красных линий, которыми являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
При этом красные линии могут обозначать не только расположение существующих линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений, но отражают и планируемое размещение указанных объектов на земельных участках.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением, в том числе случая резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса РФ. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
В абз. 4 п. 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дано разъяснение о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, строительство на испрашиваемом участке другого объекта (в данном случае автодороги) может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка только в случае, если оно предусмотрено в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 32:28:0011602:29, общей площадью 5035 кв.м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. 50-й Армии, 1, имеет вид разрешенного использования: под действующее производство комбината, относится к землям государственная собственность на которую не разграничена, и расположен в зоне промышленных предприятий (П-1).
Испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте и на этом основании обществу не может быть отказано в его выкупе.
Разработка проекта планировки территории в отношении магистральной улицы городского значения - улицы "50-й Армии" в Бежицком районе г. Брянска не осуществлялась, красные линии в соответствии с требованиями ГрК РФ не установлены, что, с учетом сложившихся границ и характера землепользования, свидетельствует об отсутствии оснований для распространения на спорные правоотношения положений части 12 статьи 85 ЗК РФ.
Учитывая положения абз. 4 п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", данное обстоятельство не могло явиться основанием для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий и планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами.
Таким образом, само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий, призванных конкретизировать границы территорий общего пользования и индивидуализировать таковые посредством определения соответствующих координат.
Исчерпывающий перечень оснований для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции установлен статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2021 по делу N А09-5860/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5860/2020
Истец: ООО "Агроторг Тверь"
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Третье лицо: Брянская городская администрация, Управление по строительству и развитию территории города Брянска, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в Брянской области