г. Ессентуки |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А63-1807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления экономического развития и торговли администрации города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2021 по делу N А63-1807/2021, при участии в судебном заседании представителей: от управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Радченко П.И. (доверенность от 11.01.2021), Власенко А.Ю. (доверенность от 16.08.2021), от управления экономического развития и торговли администрации города Ессентуки - Хортюновой В.В. (доверенность 30.07.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения от 03.11.2020 N 026/10/18.1-2246/2020 по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания от 03.11.2020 N 12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Долина вкусов" (далее - общество).
Решением от 16.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению апеллянта, включение лота N 12 (право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, далее - НТО) в ближайший конкурс было обусловлено тем, чтобы участок под НТО не простаивал год.
В отзыве антимонопольный орган просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, представители антимонопольного органа доводы жалобы отклонили. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.10.2020 управлением опубликовано извещение N ОК01102020 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно извещению на конкурс выставлено 12 лотов, в том числе лот N 12 на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: г. Ессентуки, пер. Ясный/ул. Набережная, площадью 12 кв. м, плодоовощная продукция, бахчевые культуры (торговая палатка, киоск), сроком размещения на один календарный год (2020-2021) (далее также - лот N 12).
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия управления при проведении конкурса, указав, что размещение лота N 12 сужает круг потенциальных участников и создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и дискриминационные условия.
Решением от 03.11.2020 N 026/10/18.1-2246/2020 антимонопольный орган признал жалобу общества обоснованной. Антимонопольный орган исходил из того, что организатором торгов нарушен порядок определения формы проведения торгов на право заключения договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Ессентуки, пер. Ясный/ул. Набережная, сроком размещения на один календарный год (2020-2021).
Во исполнение указанного решения антимонопольным органом управлению выдано предписание от 03.11.2020 N 12 об отмене конкурса N ОКО 1102020 по лоту N 12; исключении указанного лота из конкурсной массы. Также уполномоченный орган указал, что при необходимости торги на право заключения договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Ессентуки, пер. Ясный/ул. Набережная, площадью 12 кв. м, плодоовощная продукция, бахчевые культуры (торговая палатка, киоск), сроком размещения на один календарный год (2020-2021) провести повторно с учетом замечаний указанных. Срок исполнения предписания - 14 дней с даты получения копии решения и предписания.
Считая незаконным решение и предписание антимонопольного органа, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, предметом рассматриваемого конкурса является право на заключение договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Ессентуки, пер. Ясный/ул. Набережная, площадью 12 кв. м, плодоовощная продукция, бахчевые культуры (торговая палатка, киоск), сроком размещения на один календарный год (2020-2021). Начальная цена 49 706,60 руб.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании Федерального законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях создания условий для обеспечения жителей города Ессентуки услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения, оптимального размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг) на территории города, а также обеспечения равных возможностей юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в размещении нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг), обеспечения защиты прав потребителей, улучшения санитарного состояния города, администрацией города Ессентуки вынесено постановление N 909.
Пунктами 5.3, 5.4 постановления N 909 утверждены Положение о порядке проведения открытых аукционов на право размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг), осуществляющих деятельность до одного календарного года включительно, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (приложение 2) (далее - Положение об аукционе) и Положение о порядке проведения конкурса на право размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг), осуществляющих деятельность по долгосрочным договорам (более одного календарного года), на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (приложение 3) (далее - Положение о конкурсе).
При установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что право размещения НТО сроком до одного календарного года включительно должно быть реализовано путем проведения торгов в форме аукциона, однако управлением проведены торги в форме конкурса, порядок проведения которых регулируется Положением о конкурсе, применяемым при долгосрочном размещении НТО (более одного календарного года).
Таким образом, управлением нарушен порядок определения формы проведения торгов на право заключения договора на размещение НТО по лоту N 12.
При той совокупности представленных в дело доказательств у суда отсутствовали основания для иных выводов.
Следовательно, вывод антимонопольного органа о том, что Положения об аукционе и о конкурсе содержат в себе различные требования к оформлению и подаче заявки на участие в торгах, а также различные процедуры определения победителя с учетом установленных критериев при проведении конкурса, в отличии от аукциона, при проведении которого единственным критерием определения победителя является предложенная претендентом цена является верным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
С учетом этого, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований управления.
Выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Довод апелляционной жалобы о том, что включение лота N 12 в ближайший конкурс было обусловлено тем, чтобы участок под НТО не простаивал год, был предметом исследования суда первой инстанции, которому дана надлежащая оценка.
Само по себе неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2021 по делу N А63-1807/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1807/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "ДОЛИНА ВКУСОВ"