г. Саратов |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А12-33257/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Городская газовая служба" (400054, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Череповецкая, д. 124, оф 401, ИНН 3445105540, ОГРН 1093460003845)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 апреля 2021 года по делу N А12-33257/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская газовая служба" (400054, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Череповецкая, д. 124, оф 401, ИНН 3445105540, ОГРН 1093460003845)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ((400005, г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д. 12, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)
о признании недействительным решения,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград"(403003, Волгоградская область, район Городищенский, р.п. Городище, пер. Красного Октября, д. 27, ИНН 3455052505, ОГРН 1163443077621), акционерное общество "Волгоградгоргаз" (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 38, ИНН 3434000560, ОГРН 1023403434010), ТСЖ ЖСК "Перспектива", СНТ "Центральный-2",
при участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - А.С. Дьяковой, по доверенности от 28.12.2020 N 92 (по средствам собственных абонентских устройств представителя),
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Городская газовая служба" - М.П. Подгорной по доверенности от 01.11.2019, сроком на 3 года, К.Г. Подсеваткина по доверенности от 01.11.2019, сроком на 3 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская газовая служба" (далее - ООО "Городская газовая служба", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 28.09.2020 по делу N 034/01/10-618/2020.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Городская газовая служба", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что дело возбуждено антимонопольным органом незаконно с пропуском срока на его возбуждение, обзор состояния конкурентной среды до возбуждения дела не проводился. ООО "Городская газовая служба" услуги по транспортировке газа не оказывает, технологическое подключение не осуществляет, договоры на транспортировку газа не заключало, плату не принимает. Общество не является монополистом, не доминирует на рынке транспортировки газа в Волгоградской области, г. Волгограде и территориях ТСЖ ЖСК "Перспектива", СНТ "Центральный 2". Общество на территориях ТСЖ ЖСК "Перспектива", СНТ "Центральный 2" осуществляло работы по врезке домовладений в уличные газопроводы без взимания платы, технологическое присоединение подводящего газопровода к территориям ТСЖ ЖСК "Перспектива", СНТ "Центральный 2" осуществляло АО "Волгоградгоргаз". Технологическое подключение по иным объектам осуществляло ООО "Газпром газораспределение Волгоград" и АО "Волгоградгоргаз" по заключенным договорам с получением платы.
Определением и.о. председателя четвёртого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2021 года, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением в отпуске судьи Ю.А. Комнатной произведена замена судьи Ю.А. Комнатной на судью С.М. Степуру.
В судебное заседание явились представители Волгоградского УФАС России и ООО "Городская газовая служба".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123,186 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет, что подтверждено отчетом о публикации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Городская газовая служба" огласили позицию по делу, считают решение незаконным и необоснованным, просят отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром газораспределение Волгоград" обратилось в антимонопольный орган с заявлением (вх. от 12.03.2020 N 2284) о нарушении ООО "Городская газовая служба" антимонопольного законодательства, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом в результате ущемления интересов других лиц, при нарушении порядка ценообразования, в отсутствие установленных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. В заявлении ООО "Газпром газораспределение Волгоград" указало, что ООО "Городская газовая служба" осуществляет подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения. За установлением платы на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Общество в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области не обращалось, самостоятельно определяет размер платы в договорах с потребителями, что нарушает установленный порядок ценообразования.
Установив в действиях ООО "Городская газовая служба" признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольным органом в отношении ООО "Городская газовая служба" возбуждено дело N 034/01/10-618/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Волгоградского УФАС России от 28.09.2020 по делу N 034/01/10-618/2020 ООО "Городская газовая служба" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом в результате ущемления интересов других лиц при выполнении работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения в нарушение установленного порядка ценообразования, а именно, в отсутствие установленных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Обществу выдано предписание об устранении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
ООО "Городская газовая служба", не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в частности, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В целях осуществления данных функций антимонопольный орган наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Закона).
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления интересов лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ N 1314 от 30.12.2013 г. утверждены Правила подключения (технологического присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Согласно статье 23.2 Закона N 69-ФЗ, пункту 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (в редакции постановления от 30.12.2013 N 1314), пункту 96 Правил N 1314 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию и устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 Закона N 69-ФЗ специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пункт 96 Правил N 1314 направлен на защиту интересов участников гражданского оборота посредством исключения злоупотреблений со стороны субъектов естественных монополий при согласовании условия о цене договора подключения к газораспределительным сетям.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/8 для ООО "Газпром газораспределение Волгоград" утверждены стандартизированные тарифные ставки для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Волгоград" на 2020 год.
В соответствии с поступившей в УФАС по Волгоградской области от ООО "Газпром газораспределение Волгоград" информацией, на территории г. Волгограда ООО "Городская газовая служба" осуществляет деятельность по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения в нарушение установленного действующим законодательством порядка подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
ООО "Городская газовая служба" не является исполнителем услуг по подключению в соответствии с положениями Правил N 1314, стандартизированные тарифные ставки для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям для ООО "Городская газовая служба" Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области не утверждены.
Как следует из материалов дела, ООО "Городская газовая служба" владеет на праве собственности газопроводами высокого и среднего давления, в частности, газопроводом протяженностью 9 082,79 м.п., расположенным по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Горьковский, СНТ "Центральный-2" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.09.2014, а также построенным хозяйственным способом подземным и надземным газопроводом 7 081,7 м, расположенным по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский р-н, ТСЖ ЖСК "Перспектива", на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной сети "Распределительный газопровод к жилым домам в ТСЖ ЖСК "Перспектива" в Дзержинском районе г. Волгограда (среднее давление)" от 24.10.2016.
Проверкой установлено, что ООО "Городская газовая служба" фактически проводило работы по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства потребителей к сетям газораспределения.
ООО "Городская газовая служба" газифицировало объекты капитального строительства от газопровода среднего давления ТСЖ ЖСК "Перспектива", пос. "Центральный-2" г. Волгограда, собственником которого является ООО "Городская газовая служба".
Установлено, что ООО "Городская газовая служба" осуществляло подключение объектов капитального строительства потребителей к сетям газораспределения, что подтверждается представленными в материалы дела договорами подряда, в том числе: от 31.08.2018, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Красношлык Б.Б. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 280 тыс. рублей); от 07.06.2018, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Шейдаевой Х.К. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 260 тыс. рублей); от 13.01.2018, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Роговым В.А. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 270 тыс. рублей); от 27.06.2018, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Тарахтеевой Н.В. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 260 тыс. рублей); от 29.06.2018 N 29/06/18, заключенный ООО "Городская газовая служба" и ЗАО "НП Конфил" на газоснабжение склада (сумма договора 5 747 351 рубль 81 копейка); от 03.07.2018 N 05/2018, заключенный ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома N 2 (сумма договора 1185 837 рублей 46 копеек); от 05.07.2018 N 07/2018, заключенный ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома 9 N3 (сумма договора 493 185 рублей 72 копейки); от 27.05.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Айдаролиевым Р.К. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 270 тыс. рублей); от 16.05.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Казаковым С.Н. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 250 тыс. рублей); от 13.06.2019, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Симонян С.М. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 260 тыс. рублей); от 16.05.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Михайло А.С. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 250 тыс. рублей); от 30.01.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Гусевым С.В. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 260 тыс. рублей); от 23.04.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Грос Н.А. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 260 тыс. рублей); от 27.05.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Губаревым М.Е. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 320 тыс. рублей); от 30.09.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и Филигян А.В. на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 50 тыс. рублей); от 29.03.2019 N 1/19-жд4, заключенный ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома N 4 (сумма договора 498 043 рубля 20 копеек); от 29.03.2019 N 3/19-жд5, заключенный ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома N5 (сумма договора 512 937 рублей 60 копеек); 29.03.2019 N 5/19-ждб, заключенный ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома N 6 (сумма договора 644 979 рублей 60 копеек); от 20.08.2019 б/н, заключенный ООО "Городская газовая служба" и ООО "ФинАгроТрейд" на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 270 тыс. рублей).
ООО "Городская газовая служба" указывает, что положения Закона о защите конкуренции на него не распространяются, Общество не является газораспределительной организацией, не осуществляет транспортировку газа, не включено в реестр естественных монополий, доминирующее положение не занимает, плата за подключение не взимается, не выполняло действий по технологическому присоединению, а выполняло только работы по "врезке газа". Согласно п.п. 115, 116, 117 Правил N 1314 плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения (СНТ) и принадлежащих его членам не взимается. В границах земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования СНТ, СНТ и его члены вправе осуществлять мероприятия по технологическому присоединению с привлечением любой подрядной организации. ООО "Городская газовая служба" осуществляло работы по "врезке газа" домовладений в уличные газопроводы без взимания платы. В отношении договоров, заключенных с юридическими лицами, Общество указало, что технологическое присоединение осуществлялось АО "Волгоградгоргаз", плата за подключение получена АО "Волгоградгоргаз". ООО "Городская газовая служба" выполняло только подрядные работы.
Указанные доводы опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами и фактическими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, Общество фактически проводило работы по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами подряда, заключенными между ООО "Городская газовая служба" и физическими и юридическими лицами, в рамках которых Общество осуществляло подключение объектов капитального строительства к газовым сетям, которыми владеет на праве собственности.
В ходе рассмотрения антимонопольным органом дела, ООО "Газпром газораспределение Волгоград" представлена переписка между ООО "Городская газовая служба" и АО "Волгоградгоргаз" по вопросам осуществления пуска газа в отношении объектов, по которым ООО "Городская газовая служба" выступает в качестве подрядчика, выполняющего строительно-монтажные работы сети газопотребления в пределах границ земельного участка заявителя. Данные работы выполнялись ООО "Городская газовая служба" в рамках исполнения договора на подключение, заключенного между заявителем и ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в части исполнения заявителем мероприятий по строительству газопотребления в границах земельного участка заявителя. Приведенные в переписке объекты капитального строительства, за исключением жилого дома по ул. Новопреображенская, находятся за пределами территории ТСЖ ЖСК "Перспектива" и пос. "Центральный-2" г. Волгограда. Информация о газификации ООО "Городская газовая служба" объектов капитального строительства от газопровода среднего давления ТСЖ ЖСК "Перспектива" и пос. "Центральный-2" г. Волгограда, собственником которого является ООО "Городская газовая служба" получена от АО "Волгоградгоргаз", которое обнаружило факты незаконного подключения в ходе проведения работ по эксплуатации сетей газораспределения.
ООО "Газпром газораспределение Волгоград" представлен список газифицированных объектов, расположенных на территории ТСЖ ЖСК "Перспектива" и пос. "Центральный-2" г. Волгограда. В адрес ООО "Газпром газораспределение Волгоград" собственники указанных в списке домовладений с заявкой о заключении договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения не обращались.
Из анализа представленных в материалы дела договоров, заключенных ООО "Городская газовая служба" с физическими лицами следует, что ООО "Городская газовая служба" осуществляет в рамках договоров, в том числе, пуско-наладочные работы и пуск газа. В договорах указана стоимость работ, в том числе, за пуск газа.
Согласно п. 2 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения определяется как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Доводы Общества о том, что указанные в договорах суммы указаны за строительно-монтажные работы, а не за пуск газа, отклоняются как не подтвержденные и противоречащие материалам дела, а именно, подписанными между Обществом и физическими лицами договорами, в которых указано, что физическое лицо (заказчик) перед пуском газа оплачивает исполнителю (ООО "Городская газовая служба") сумму за пуск газа в размере 100 000 руб. Указание Общества на то, что пуск газа в жилые дома осуществлялся Обществом бесплатно, противоречит материалам дела.
Из анализа условий имеющихся в материалах дела договоров, заключенных с юридическими лицами, а именно, договор N 1/19-жд4, заключенный между ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома N 4 (сумма договора 498 043 рубля 20 копеек); договор от 29.03.2019 N 3/19-жд5, заключенный между ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома N5 (сумма договора 512 937 рублей 60 копеек); договор от 29.03.2019 N 5/19-ждб, заключенный между ООО "Городская газовая служба" и ООО "Домостроительная компания" на газоснабжение жилого дома N 6 (сумма договора 644 979 рублей 60 копеек); договор от 20.08.2019 б/н, заключенный между ООО "Городская газовая служба" и ООО "ФинАгроТрейд" на проектирование и газоснабжение жилого дома (сумма договора 270 000 рублей), следует, что ООО "Городская газовая служба" осуществляло газоснабжение жилых домов по поручению заказчиков юридических лиц. В договорах указана стоимость работ.
Таким образом, антимонопольным органом и судом правомерно установлено, что ООО "Городская газовая служба" фактически проводило работы по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства потребителей к сетям газораспределения, газифицировало объекты капитального строительства от газопровода среднего давления ТСЖ ЖСК "Перспектива", пос. "Центральный-2" г. Волгограда, собственником которого является ООО "Городская газовая служба".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (пункт 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Законом о защите конкуренции установлено специальное основание доминирования на товарном рынке - осуществление хозяйствующим субъектом действий на рынке, относящимся к сфере деятельности субъекта естественной монополии. При этом не имеет правового значения, какую долю занимает хозяйствующий субъект, выступающий субъектом естественной монополии, на товарном рынке. Положение такого субъекта в силу ч.5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ признается доминирующим.
В силу статьи 3 Закона N 147-ФЗ субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Закон о защите конкуренции не обязывает антимонопольный орган, в случае, если хозяйствующий субъект находится в состоянии естественной монополии, при рассмотрении дела определять долю доминирования указанного хозяйствующего субъекта.
Доказывание доминирующего положения для субъектов естественной монополии не требуется.
В письме ФАС России 06.07.2018 N АЦ/51469/18 "О разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий" указано, что реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.
Таким образом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.
Часть 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий транспортировку газа по трубопроводам.
Пункт 2 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, определяет транспортировку газа как перемещение и передачу газа по газотранспортной системе.
Постановлением Правительства РФ N 1314 от 30.12.2013 г. утверждены Правила подключения (технологического присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявитель - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; исполнитель газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона о газоснабжении в Российской Федерации введены следующие понятия:
газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;
газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Пунктом 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 установлено, что до начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования. Технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией.
Газотранспортная организация - обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях (пункт 3 Правил поставки газа в Российской Федерации).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317), газораспределительной организацией признается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к газораспределительным сетям, мероприятия по технологическому присоединению к газораспределительным сетям осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки газа для потребителей.
Таким образом, услуга по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения является нераздельной частью рынка услуг по транспортировке газа.
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК, определением Верховного Суда РФ от 23.11.2016 N 304-КГ16-15242 по делу N А45-15962/2015 где указывается, что услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью инфраструктуры товарного рынка (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка.
Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке газа по трубопроводам.
Таким образом, услуга по осуществлению газораспределительной организацией мероприятий по технологическому присоединению к эксплуатируемым ею сетям, которые производятся непосредственно с целью последующей передачи газа для потребителя, в отрыве от услуги по транспортировке газа самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только газораспределительной организацией, к сетям которой потребитель намерен подключить объект капитального строительства.
Следовательно, технологическое присоединение самостоятельного товарного рынка не образует, является составной частью рынка транспортировки газа.
В рассматриваемом случае, ООО "Городская газовая служба" на праве собственности принадлежат газопроводы высокого и среднего давления, в частности, газопровод протяженностью 9 082,79 м п., расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Горьковский, СНТ "Центральный-2" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.09.2014, а также построенный хозяйственным способом подземный и надземный газопровод 7 081,7 м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский р-н, ТСЖ ЖСК "Перспектива", на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной сети "Распределительный газопровод к жилым домам в ТСЖ ЖСК "Перспектива" в Дзержинском районе г. Волгограда (среднее давление)" от 24.10.2016 г.
Материалами дела установлено, что ООО "Городская газовая служба" фактически проводило работы по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства потребителей к сетям газораспределения.
ООО "Городская газовая служба" газифицировало объекты капитального строительства от газопровода среднего давления ТСЖ ЖСК "Перспектива", пос. "Центральный-2" г. Волгограда, собственником которого является ООО "Городская газовая служба".
По информации эксплуатационной организации АО "Волгоградгоргаз" на территории г. Волгограда ООО "Городская газовая служба" осуществляет деятельность по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения в нарушение установленного действующим законодательством порядка подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Таким образом, ООО "Городская газовая служба" фактически выступает в качестве газораспределительной организации, и признается субъектом естественной монополии, который в силу прямого указания пункта 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу (газораспределительным сетям) находящемуся в его собственности.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, ООО "Городская газовая служба", оказывая услуги по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения, являющихся нераздельной частью рынка услуг по транспортировке газа, является субъектом естественных монополий в данной сфере.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о том, что ООО "Городская газовая служба" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, является обоснованным.
В связи с изложенным, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что деятельность, осуществляемая ООО "Городская газовая служба" не относится к виду услуг, оказываемых субъектами естественной монополии, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 3.1 Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" осуществление государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства включает в себя установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.3 Приказа N 345 антимонопольный орган осуществляет проведение анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (далее - анализ состояния конкуренции), в том числе в целях определения признаков наличия доминирующего положения.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом ФАС России N 220 от 28.04.2010 г.
Согласно п.1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка, определение продуктовых границ товарного рынка, определение географических границ товарного рынка.
В соответствии с п. 16 Методики определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий, утв. решением Президиума ФАС России N 3 от 01.02.2012 г., продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по транспортировке газа по распределительному газопроводу.
Согласно п. 4.7 Порядка проведение анализа в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством РФ, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе, на основании одного или нескольких критериев: административно-территориального критерия; организационного критерия; технологического критерия.
Для целей установления доминирующего положения временной интервал анализа состояния конкуренции должен включать время (период) совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно п.12.5 Порядка без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В рамках проведенной проверки Управлением проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК "Перспектива", газопроводу высокого и среднего давления в СНТ "Центральный-2" в границах расположения газораспределительных сетей ООО "Городская газовая служба" на территории Волгограда за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2020 г.
По результатам проведения Обзора состояния конкурентной среды установлено, что продуктовые границы определены как услуги по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК "Перспектива", газопроводу высокого и среднего давления в СНТ "Центральный-2", географические границы товарного рынка услуг по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК "Перспектива", газопроводу высокого и среднего давления в СНТ "Центральный-2" определены как месторасположение газораспределительных сетей Общества в границах г. Волгограда.
Специфика исследуемого рынка такова, что имеют место услуги, посредством которых по сетям передается газ, т.е. рынок ограничен транспортировкой газа только по газораспределительной сети. В связи с тем, что газоиспользующее оборудование потребителя должно присоединиться к действующему на определенной территории газопроводу, то у потребителя отсутствует возможность выбора иного способа получения газа. Потребитель не имеет экономической, технологической и иной возможности приобрести услуги естественной монополии нигде, кроме места, в котором именно у него есть доступ к ее инфраструктуре, что и определяет географические границы рынка.
Точки подключения объектов газопотребления находятся по адресу: г. Волгоград, р.п. Горьковский, СНТ "Центральный-2", Дзержинский район, ТСЖ ЖСК "Перспектива", географические границы рассматриваемого рынка совпадают с месторасположением газораспределительных сетей (участков сетей) ООО "Городская газовая служба" в границах г. Волгограда.
Географические границы товарного рынка услуг по транспортировке газа по распределительному газопроводу определены как месторасположение газораспределительных сетей ООО "Городская газовая служба" в границах Волгограда.
Наличие у ООО "Городская газовая служба" статуса естественной монополии влечет наличие доминирующего положения на рынке оказания услуг по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК "Перспектива", газопроводу высокого и среднего давления в СНТ "Центральный-2" по месторасположению газораспределительных сетей ООО "Городская газовая служба" в границах г. Волгограда.
Общество указывает о наличии в непосредственной близости от газопроводов ООО "Городская газовая служба" иных газопроводов, а также о наличии договоров от 20.08.2014 г., заключенных между ОАО "Волгоградгоргаз" и Зайченко Н.Д. (ТСЖ "Перспектива").
Довод Общества об отсутствии доминирующего положения, поскольку ООО "Городская газовая служба" не является единственной организацией по г. Волгограду и Волгоградской области, имеющей право оказывать услуги по технологическому присоединению (например, ООО "Газпром газораспределение Волгоград", ОАО "Волгоградгоргаз"), судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку не имеет правового значения для квалификации положения ООО "Городская газовая служба" на естественно монопольном рынке услуг транспортировке газа в качестве доминирующего. Единственной организацией, осуществляющей услуги по подключению потребителей к газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК "Перспектива", газопроводу высокого и среднего давления в СНТ "Центральный-2" по месторасположению газораспределительных сетей, принадлежащих ООО "Городская газовая служба" является ООО "Городская газовая служба". ООО "Газпром газораспределение Волгоград" осуществляет деятельность в иных географических границах.
Постановлением Президиума ВАС РФ N 11662/13 от 30.07.2013 г. установлено, что при определении доминирующего положения антимонопольный орган обязан руководствоваться критериями, которые установлены ст. 5 Закона о защите конкуренции.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно, недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета, такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные условия договора. Антимонопольным законодательством запрещена монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением.
Материалами дела установлено, что ООО "Городская газовая служба" за установлением платы на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированной тарифные ставки, определяющей ее величину, в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области не обращалось, самостоятельно определяло ее размер в договорах с потребителями.
Тарифные ставки для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям для ООО "Городская газовая служба" уполномоченным органом не утверждены.
В рассматриваемом случае поведение ООО "Городская газовая служба" не соответствует положениям п.10 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку материалами дела установлено злоупотребление Обществом доминирующим положением в результате ущемления интересов других лиц при выполнении работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения в нарушение установленного порядка ценообразования - в отсутствие установленных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Городская газовая служба" о нарушении антимонопольным органом срока принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и пропуска трехмесячного срока аналогичны заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правомерно отклонены ввиду следующего.
В соответствии со с ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.
Из материалов дела следует, что заявление ООО "Газпром газораспределение Волгоград" зарегистрировано антимонопольным органом за вх. N 2284 от 12.03.2020.
Приказом руководителя управления от 15.06.2020 N 93 в отношении ООО "Городская газовая служба" возбуждено дело N 034/01/10-618/2020 по признакам нарушения обществом требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Определением от 15.06.2020 назначено рассмотрение дела N 034/01/10-618/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Срок рассмотрения заявления ООО "Газпром газораспределение Волгоград" (вх. от 12.03.2020 N 2284) по признакам нарушения обществом антимонопольного законодательства, продлевался Волгоградским УФАС России на 2 месяца до 12.06.2020 в порядке, предусмотренном статьями 39 и 44 Закона N 135-ФЗ, из-за недостаточности доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения обществом антимонопольного законодательства.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании статье 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со ст. 112 Трудового Кодекса Российской Федерации 12.06.2020 - нерабочий праздничный день.
При указанных обстоятельствах, дело в отношении ООО "Городская газовая служба" о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом N 93 от 15.06.2020, в пределах трехмесячного срока, с учетом того, что 12.06.2020 было нерабочим праздничным днем.
По результатам рассмотрения дела N 034/01/10-618/2020 в соответствии с решением от 28.09.2020 Управление выдало Обществу предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства со сроком исполнения до 20.10.2020 (со сроком представления комиссии управления доказательств исполнения предписания до 23.10.2020). Согласно поступившему в Управление 16.10.2020 письму Общество исполнило предписание путем обращения в ФАС России о ведении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии, а также в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области для установления стандартизированных тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 апреля 2021 года по делу N А12-33257/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33257/2020
Истец: ООО "ГОРОДСКАЯ ГАЗОВАЯ СЛУЖБА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ВОЛГОГРАДГОРГАЗ", АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД", САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ-2", ТСЖ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "ПЕРСПЕКТИВА"