г.Москва |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А40-256721/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-256721/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества в городе Москве
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Кастальская Г.С.; |
от ответчика: |
Панин А.А. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявлений от 19.11.2020 N N MFC-0558/2020-810464-1, MFC-0558/2020-810774-1, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 18.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой представитель Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из заявления, Департамент обратился в Управление с заявлениями о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объектов недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001047:1017, расположенного по адресу: г.Москва, Б.Афанасьевский пер., д.27 стр.3 (номер заявления MFC-0558/2020-810464-1), и с кадастровым номером 77:01:0001047:1016, расположенного по адресу: г.Москва, Б.Афанасьевский пер., д.27 стр.4 (номер заявления MFC-0558/2020-810774-1) (далее также - объекты недвижимого имущества).
Уведомлением от 30.11.2020 N N MFC-0558/2020-810464, MFC-0558/2020-810774 Управление возвратило Департаменту документы ввиду того, что из представленных документов не следует, что указанные объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Заявленные Обществом требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, которой закреплена процедура судебного обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о недвижимости), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, установленном ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Основным этапом государственного кадастрового учета и регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (далее также - Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей), и п.4 ст.225 ГК РФ принятие на учет объекта недвижимого имущества в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления уполномоченных государственных органов этих городов.
На основании п.3 означенного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно п.30 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее также - Правила предоставления документов) органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место: заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
Органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в порядке ч.10 ст.32 Закона о недвижимости.
На основании п.6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей к заявлению прилагается, в том числе документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества (п.30 Правил предоставления документов).
В ходе проведения в порядке п.3 ч.1 ст.29 Закона о недвижимости правовой экспертизы Управлением установлено, что за регистрацией ранее возникшего права собственности на спорные объекты с кадастровыми номерами 77:01:0001047:1016, 77:01:0001047:1017 в регистрирующий орган обращалось иное лицо - Региональная общественная организация "Московский союз художников".
Согласно сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером 77:01:0001047:1016 расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0001047:38 с видом разрешенного использования - для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования и 77:01:0001047:43 с видом разрешенного использования - земельные участки индивидуальных гаражей, переданных в аренду третьим лицам: ЗАО "ИНВЕСТРОСТРОЙ" и Галкиной К.А. соответственно; здание с кадастровым номером 77:01:0001047:1017 расположено, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001047:81 с видом разрешенного использования - земельные участки индивидуальных гаражей, переданным в аренду также третьему лицу - Синько И.В.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, указанные земельные участки, на которых размещены спорные объекты недвижимости, переданы в аренду собственникам размещенных на них объектов капитального строительства.
Согласно сведениям Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации здания по адресу: г.Москва, Б.Афанасьевский пер., 27, стр.2, 3, 4 постановлением Совмина РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" отнесены к памятникам федерального значения - "Дом, в котором жил Андреев Николай Андреевич в 1900-1932 гг.".
В соответствии с Приложением 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации составляют основу национального богатства страны и относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Таким образом, из представленных документов не следует, что здание, в отношении которого направлены документы для постановки на учет, является бесхозяйным.
Кроме того, Москва также обращалась за регистрацией права собственности на указанные объекты.
При этом Департаменту было отказано в регистрации права собственности ввиду непредставления правоустанавливающих документов, а также ввиду отнесения спорных объектов к памятникам истории и культуры.
Данные отказы не обжаловались и незаконными не признаны.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что спорные объекты бесхозяйными не являются, напротив, вышеизложенное свидетельствует о том, что объекты участвовали в гражданском обороте ввиду обращения юридических лиц в Управление с заявлениями о регистрации права собственности и отнесения объектов к памятникам истории и культуры.
Более того, как усматривается из материалов дела, Департаментом самостоятельно в Управление было представлено письмо ТУ Росимущества в городе Москве от 09.11.2020 N 77-12/25045, согласно которому в реестре федерального имущества спорные объекты недвижимости не учтены. Одновременно с этим ТУ Росимущества в городе Москве сообщает, что отсутствие сведений об объекте федерального имущества в реестре федерального имущества не означает отсутствие права федеральной собственности на вышеуказанный объект, и что настоящее письмо не может быть использовано как основание для регистрации прав собственности и иных вещных прав.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание указанное письмо ТУ Росимущества в городе Москве, не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что спорные объекты являются бесхозяйными.
Абзацем 2 статьи 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлено, что заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Таким образом, уведомление от 30.11.2020 N N MFC-0558/2020-810464, MFC-0558/2020-810774 о возврате документов, направленных для постановки здания на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, принято Управлением в полном соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
При этом к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Незаконным может быть признано бездействие в случае, когда соответствующее лицо в силу возложенных на него обязанностей должно осуществлять определенные действия.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия со стороны Управления Росреестра по Москве.
При таких данных апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Департаментом требований применительно к положениям ст.ст.198, 200, 201 АПК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-256721/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-256721/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЫ