г. Ессентуки |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А18-305/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 16.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Луговой Ю.Б., судей Жукова Е.В. и Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения "Республиканский центр фтизиопульмонологии" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.02.2021 по делу N А18-305/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" (ИНН 0608042967 ОГРН 1160608052714) к государственному бюджетному учреждению "Республиканский центр фтизиопульмонологии", с. Плиево (ИНН 0602001185 ОГРН 1020600987384) о взыскании задолженности за поставленный газ, при участии в судебном заседании: представителя государственному бюджетному учреждению "Республиканский центр фтизиопульмонологии" - Хашиевой А.С. (по доверенности от 29.01.2021 N 01-04/63), представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" - Алисханова Х. М-С. (по доверенности N 1040 от 28.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз г. Назрань", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к государственному бюджетному учреждению "Республиканский центр фтизиопульмонологии" (далее - ГБУ "Республиканский центр фтизиопульмонологии", ответчик, учреждение) о взыскании задолженности за поставленный газ в размере 3 688 491 руб. 93 коп. (уточненные исковые требования, принятые судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.02.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что ответчик не представил доказательств оплаты долга, размер которого определен обществом расчетным способом на основании актов проверки узла учета газа (далее - УУГ) от 30.03.2019 N 1-190330-5 и от 22.10.2019 N 2-191022-2.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 20.02.2021 отменить в части взыскания суммы в размере 2 727 597 руб. 29 коп. Как указывает заявитель, выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам спора. Учреждение указывает, что проверка УУГ произведена в отсутствии представителя потребителя, а расчёт поданного (принятого) газа поставщиком составлен без проведения проверки показаний приборов учета газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования, на основании недействительного акта N 1-190330-5 от 30.03.2019, что делает его незаконным и немеющим юридическую силу.
В отзыве на апелляционную жалобу, истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 06.07.2021 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 07.07.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
В судебном заседании 05.08.2021 на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09.08.2021.
Об объявлении перерыва, лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения сведений в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.02.2021 по делу N А18-305/2020 подлежит изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между у ООО "Газпром межрегионгаз Назрань" (поставщик) и ГБУ "Республиканский центр фтизиопульмонологии" (покупатель) заключен договор поставки газа N 14-5-0091/19 (далее по тексту - договор), в соответствии с которым поставщик в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно поставляет газ, а покупатель получает и оплачивает газ (том 1 л. д. 13-22).
Пунктом 2.1 договора согласовано три точки поставки газа: Малгобекский противотуберкулезный диспансер г. Малгобек, ГБУ "Республиканский центр фтизиопульмонологии", Детский противотуберкулезный диспансер ст. Троицкая.
В силу пункта 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленному у покупателя. При неисправности или отсутствии узлов учета поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам покупателя. При отсутствии либо неисправности контрольно-измерительных приборов покупателя, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа, а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения, либо по соглашению сторон.
Под неисправностью узла учета газа стороны согласовали такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета, не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.
В соответствии с пунктом 4.3. договора, определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа, указанным в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение N 4), в соответствии с требованиями ГОСТ 8.899-2015, ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, с учётом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора.
За единицу объема принимается 1 куб.м газа при стандартных условиях: температура 20 С, давление 101,325 кПа (760 мм.рт. ст.), влажность 0% в соответствии с ГОСТ 2939
ГСИ. Газы. Условия для определения объемов
(пункт 4.4 договора).
В силу пункта 4.10 договора ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Месячный акт поданного - принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ), выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде (пункт 4.15 договора).
В подписанном Техническом соглашении к договору N 39-2-10922/18-214-5-0091/19 стороны согласовали перечень и состав УУГ, перечень газопотребляющего оборудования и его мощность (том 1 л. д. 27-28).
30.03.2019 представителями ООО "Газпром межрегионгаз г. Назрань" в присутствии представителя потребителя проведена проверка УУГ N 8073330, установленного по адресу: Республика Ингушетия, с. Плиево, ул. Больничная, д. 1. По результатам проверки составлен акт N 1-190330-5, в котором зафиксированы следующие нарушения: в масляной капсуле отсутствует масло; истек срок межповерочного интервала на счетчик газа (том 1 л. д. 30).
22.10.2019 представителями ООО "Газпром межрегионгаз г. Назрань" в присутствии представителя потребителя проведена проверка УУГ N 8073330, установленного по адресу: Республика Ингушетия, с. Плиево, ул. Больничная, д. 1. По результатам проверки составлен акт N 2-19022-2 в котором зафиксированы следующие нарушения: на объекте газопотребления в составе узла измерения расхода газа отсутствует средство обработки результатов измерений (корректор/вычислитель), датчик температуры, датчик давления, датчик перепада давления; диапазон измерения счетчика не охватывает весь интервал работы газоиспользующего оборудования по верхней и нижней границе; на счетчике газа СГ16МТ-250-40-С отсутствует пломба поверителя на крыше счетного механизма; самовольное подключение дополнительного газового оборудования: Котел КСВа-1,5 (том 1 л. д. 32-33).
В результате, общество произвело расчет объема газа за период с 01.03.2019 по 31.03.2019 по мощности газопотребляющего оборудования в объеме 6 953, 04 куб.м и за период с 01.10.2019 по 01.11.2019 в объеме 7 576,80 куб.м (том 1 л. д. 31).
На оплату поставленного ресурса учреждению выставлены счета (том 1 л. д. 131-134).
Ответчик оплату ресурса не произвел, акты приема - передачи газа в спорный период подписал с возражениями (том 1 л. д. 47-48).
26.12.2019 истец направил в адрес потребителя претензию с требованием произвести оплату задолженности и неустойки (том 1 л. д. 35).
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не представил в материалы дела доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате полученного ресурса в полном объеме. При этом суд согласился с позицией истца о необходимости определения объема газа по мощности газопротребляющего оборудования.
Правоотношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" с учётом изменений в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ).
К отношения между поставщиками и покупателями газа также применяются Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки N 162), Правилами учета газа, утвержденными Минэнерго России 13.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа N 961), обязательные для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённою сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ на абонента возложена обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.
Узел учета газа (узел измерений) представляет собой совокупность средств измерений и обработки результатов измерений, измерительных трубопроводов, вспомогательных и дополнительных устройств, которые предназначены для измерения, регистрации результатов измерений и расчетов объема газа, приведенного к стандартным условиям.
В силу пункта 3.9 Правил учета газа N 961 при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что при неисправности или отсутствии узла учета газа покупателя количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования за все время, в течение которого подавался газ. Под неисправностью узла учета газа стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него средство измерения не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации на данное средство измерения.
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов); правильностью установки приборов учета (место установки, схема подключения); допуском соответствующих приборов учета в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета; периодичностью поверки и соблюдением режима потребления энергии; обеспечением целостности и сохранности прибора учета, а также средств маркировки/контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ предусмотрено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
На основании пунктов 2.1, 2.5 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 N 1815 периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.
Межповерочный интервал устанавливается производителем счетчиков и определяет срок, в течение которого показания счетчика можно считать, безоговорочно достоверными. Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Исходя из разъяснения, данного в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), не проведение потребителем поверки прибора учета (системы учета) можно квалифицировать как бездействие, которое привело к искажению данных об объеме потребленного газа. При этом сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. Возложение на проверяющих обязанности доказать наличие искажения, по сути, приведет к освобождению потребителя от установленной законодательством обязанности своевременно проводить поверку как элемента надлежащей эксплуатации прибора учета.
Вместе с тем потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета (измерительного трансформатора в составе системы учета) соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки (пункт 17 статьи 2 Закона N 102-ФЗ). В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит.
Судом установлено, что на основании свидетельства о поверке N 59-ГП19 от 27.05.2019 счетчик газа N 807330 признан исправными и пригодным к эксплуатации (том 1 л. д. 138).
Ссылка общества на тот факт, что в акте проверки от 30.03.2019 также зафиксировано нарушение в виде отсутствия масла в счетчике газа, признается судом необоснованной.
В акте проверки от 30.03.2019 отсутствуют сведения о порядке проведения измерений масла и о соблюдении условий проведения измерений. При проверке УУГ могло быть установлено только масла в масленке счетчика. Данный факт является косвенным признаком работы счетчика газа. Дальнейшие меры, которые должны были быть предприняты для установления факта неисправности счетчика газа, в акте проверки от 30.03.2019 не отражены и не зафиксированы.
С учетом допущенных обществом при проведении проверки нарушений, суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о наличии оснований для расчета объема поставленного газа по мощности газоиспользующего оборудования.
Следовательно, сумма долга в размере 1 169 357 руб. 48 коп., начисленная учреждению по акту от 30.03.2019 N 1-190330-5 не подлежит взысканию с ответчика, решение в указанной части подлежит отмене.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с доводами общества о необходимости определения объема газа расчетным способом на основании акта N 2-19022-2-2 от 22.10.2019. В указанном акте зафиксирован, в том числе факт самовольного подключения дополнительного газового оборудования: котел КСВа-1,5, в результате, представители поставщика пришли к выводу о том, что узел учета газа не входит в верхний предел измерения и не соответствует пункту 7.4.3 ГОСТ Р 8.741-2011.
Согласно акту проверки от 22.10.2019 суммарный часовой расход газопотребляющего оборудования составил 315,7 куб.м /ч, тогда как объемный расход газа при рабочих условиях составляет 13,7 куб.м /ч.
В оформленном по результатам проверки акте отражен тот перечень оборудования, который установлен на объекте по состоянию на 22.10.2019, в том числе и котел КСВа-1,5 который на момент проверки не был отключен от системы газоснабжения с установкой пломбы поставщика.
Пунктом 4.5 договора предусмотрено, что период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) - с даты начала текущего расчетного периода. Таким образом, расчет по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя поставщиком произведен с даты начала текущего расчетного периода, то есть с 01.10.2019 по 01.11.2019 по максимальной мощности газопотребяющих узлов, исходя из 24 часов их работы в сутки.
Поскольку факт поставки газа в указанный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, ответчиком не опровергнут, доказательств оплаты потребленного газа не представлено, суд правомерно удовлетворил требование о взыскании 2 519 134 руб. 44 коп. задолженности.
Довод учреждения, что акт от 22.10.2019 составлен в отсутствие представителя потребителя, отклоняется.
В соответствии с пунктом 26 Правил поставки газа каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц покупателя возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведения необходимой документации, осмотра газопотребляющего оборудования и документации на него (пункт 4.11 договора).
По результатам проверки исправности и правильности работы узла учета газа, а также состояния учета, составляется акт, который подписывается представителем поставщика и представителем покупателя, присутствующих при проверке. В случае отсутствия при проверке представителя покупателя с полномочиями подписания акта или отсутствия подтверждения его полномочий, а также в случае отказа от подписи названный выше акт составляется и подписывается в одностороннем порядке и является основанием для осуществления расчета объема поставленного газа в порядке, определенном в пункте 4.1. договора.
В случае несогласия одной из сторон по оценке состояния средства измерения, указанное средство измерения комиссионно изымается из эксплуатации, для чего упаковывается, пломбируется и передается владельцу с целью дальнейшего направления на метрологическую экспертизу, о чем составляется акт.
Как следует из акта от 22.10.2019, при проведении проверки присутствовал представитель покупателя Зязиков У.А. который и обеспечил допуск проверяющих к УУГ. Оснований полагать, что указанное лицо не наделено соответствующими полномочиями у представителей общества не имелось. В нарушение условий договора учреждение не сообщило обществу о лице, наделённом полномочиями представлять интересы покупателя при проведении проверок.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба учреждения подлежит частичному удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции неверно установлены фактические обстоятельства спора, решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.02.2021 по делу N А18-305/2020 подлежит изменению.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.02.2021 по делу N А18-305/2020 изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" удовлетворить частично.
Взыскать государственного бюджетного учреждения "Республиканский центр фтизиопульмонологии", с. Плиево (ИНН 0602001185 ОГРН 1020600987384) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" (ИНН 0608042967 ОГРН 1160608052714) 2 519 134 руб. 44 коп. задолженности за поставленный газ, 28 304 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказать".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" (ИНН 0608042967 ОГРН 1160608052714) в доход федерального бюджета 2 049 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-305/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Назрань"
Ответчик: ГБУ "Республиканский центр фтизиопульмонологии"