г. Москва |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А40-177904/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24 февраля 2021 г. по делу N А40-177904/20 (79-1182)
по заявлению ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службе по г.Москве
третьи лица: 1) Плотников А.В., 2) ООО "СТЭП", 3) ТУ Росимущества в г.Москве
о признании незаконным решения от 25.08.20 N 077/07/00-13507/2020,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Садриева А.Р. по дов. от 18.03.2021; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2 не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" (далее - заявитель, организатор торгов, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - ответчик, Управление) от 25.08.2020 N 077/07/00-13507/2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2021 заявленные ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения. По мнению ответчика, в действиях организатора торгов имелись нарушения Закона о закупках, в силу чего решение и предписание выданы ему обоснованно.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверена в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в антимонопольный орган поступила жалоба ИП Плотникова А.В. (далее - податель жалобы, третье лицо) на действия ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" (далее - Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (извещение N 070820/39599967/01, 070820/39599967/02, 030820/39599967/08, 030820/39599967/09, 030820/39599967/07, 030820/39599967/06, мотивированная несогласием подателя жалобы с проведением торгов на электронной площадке не из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и возражения организатора торгов, комиссия контрольного органа приняла решение от 25.08.2020 N 077/07/00-13507/2020 о признании поданной жалобы обоснованной, организатору торгов выдано обязательное к исполнению предписание.
Свое решение Управление мотивировало тем, что организатором торгов нарушен п. 4.44.4 договора, заключенного между ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" и ТУ Росимущества, что выразилось в проведении торгов на площадке, не входящей в перечень электронных торговых площадок, утвержденных Распоряжениями Правительства РФ N 2488-р от 04.12.2015 и N 1447-р от 12.07.2018. Нарушение указанного пункта договора, как указал антимонопольный орган в оспариваемом решении, является нарушением публичного порядка, предусмотренного законодательством о проведении публичных торгов.
На основании указанного решения заявителю выдано обязательное к исполнению предписание об аннулировании торгов, включая отмену составленных в ходе их проведения протоколов, обеспечение направления в ТУ Росимущества документов для возврата задатков участникам, подавшим соответствующую заявку на участие в торгах, на оператора ЭТП возложена обязанность разблокировать и вернуть денежные средства всем участникам торгов, а также организатору торгов объявить новые торги на электронной площадке, входящей в перечень операторов электронных площадок, предусмотренного ч. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), ч. 11 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Не согласившись с выводами Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании вынесенных актов незаконными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что поданная жалоба рассмотрению антимонопольным органом не подлежала. Кроме того, учитывая гражданско-правовой характер содержания контракта между ТУ Росимущества и ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ", судом сделан вывод о том, что рассмотрение вопроса о неисполнении условий договора на оказание услуг по реализации арестованного имущества, заключенного между ТУ Росимущества в городе Москве и ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" выходит за пределы полномочий антимонопольного органа, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, и не может быть рассмотрено в порядке ст. 18.1 данного закона.
Апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (третьим лицом), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет".
Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ торги).
В настоящем случае, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве выступает от имени собственника и в его интересах, в связи с чем, в государственном контракте определяет порядок проведения публичных торгов.
Действия Организатора торгов нарушают требования государственного контракта, заключенного территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве с ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ".
Указанный договор размещен публично по адресу https://agregatoreat.ru/purchase/684357/contract (далее - Договор).
В п. 4.4.44 Договора указано, что к обязанностям Организатора торгов относится: в обязательном порядке использовать при реализации имущества на торгах электронные торговые площадки, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2488-р (далее - Распоряжение N 1) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N1447-р (далее - Распоряжение N 2).
В соответствии с Распоряжением N 1 установлен следующий перечень юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме:
1. Государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан".
2. Акционерное общество "Электронные торговые системы".
3. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов".
4. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер".
5. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка".
6. Открытое акционерное общество "Российский аукционный дом".
В соответствии с Распоряжением N 2 к указанным разрешенным площадкам также добавлены АО "ТЭК - Торг" и Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ".
В нарушение 4.4.44 Договора Организатором использует при реализации имущества на торгах Торгов площадку ООО "Эль-Торг" (https://el-torg.net/), не входящую в перечень разрешенных площадок.
В силу пункта 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В связи с чем, положения государственного контракта не только удостоверяют право ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" по проведению публичных торгов, но и определяют публично-правовой порядок проведения таких торгов, установленный государственным заказчиком в лице управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Исходя из вышеуказанной нормы, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов.
Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий Организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, условия государственного контракта не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публично-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по государственному контракту.
При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.
В связи с изложенными, антимонопольный орган обосновано установил в действиях Организатора торгов нарушение п. 4.4.44 государственного контракта, выразившегося в реализации имущества на Торгах с использованием площадки ООО "Эль-Торг" (https://el-torg.net/), не входящей в перечень разрешенных площадок, что является нарушением публичного порядка, предусмотренного законодательством о проведении публичных торгов.
При этом выявление данного нарушения не обусловлено формальным несоответствием действий организаторов торгов положениям государственного контракта, а напротив, является следствием необходимости усиления антимонопольного контроля в рассматриваемых правоотношениях, поскольку подобные нарушения прав участников закупки со стороны недобросовестных Операторов ЭТП и Организаторов торгов носят систематический характер и направлены на искусственное ограничение количества участников торгов.
Также судом не учтено, что ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" проводит торги в соответствии с договором N 10-АИ/2019 от 02.12.2019 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации, заключенным с ТУ Росимущества в городе Москве.
При этом указанный договор был заключен в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При объявлении закупки ТУ Росимущества по г. Москве были определены требования к участникам закупки и условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки.
В свою очередь, ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ", подавая свою заявку на участие в указанной процедуре, согласилось со всеми требованиями закупки, требования проекта контракта не оспаривало.
В рассматриваемом же случае заявитель по существу ссылается на незаконность п. 4.4.44 договора, понуждающего последнего проводить закупочные процедуры на электронных торговых площадках, указанных в перечне.
Статьей 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Заявителем не представлены доказательства невозможности проведения торговых процедур на торговых площадках из перечня.
Таким образом, приведенные заявителем доводы представляют собой лишь констатацию факта его несогласия со сделанными антимонопольным органом выводами, а потому, ввиду отсутствия доказательств ошибочности таких выводов, не могут являться основанием для признания оспариваемых решения и предписания недействительными.
Вывод суда о частноправовом характере пункта 4.4.44 Договора, исключающего возможность антимонопольного органа устанавливать соответствующее нарушение в действиях организатора торгов в случае его несоблюдения является неверным.
Положения договора, вопреки доводам организатора торгов, являются неотъемлемой частью публичного порядка проведения конкурентных процедур, а, следовательно, и применяемого права, поскольку являются процедурными условиями, определяющими порядок проведения торгов.
Как указано ранее в соответствии с частью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества
Рассматриваемое положение государственного контракта обеспечивает права неопределенного круга лиц, определяет порядок проведения публичных торгов, которые в силу действующего законодательства (статьи 449.1 ГК РФ) являются обязательными.
Антимонопольным органом определено, что положения государственного контракта не только удостоверяют право заявителя по проведению публичных торгов, но и определяют публично-правовой порядок проведения таких торгов, установленный государственным заказчиком в лице управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает, что выявленные Управлением нарушения в действиях организатора торгов по определению места торгов связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, поэтому соответствуют основаниям, предусмотренным для обжалования действий заказчиков и организаторов закупок в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Поэтому жалоба Плотникова А.В. была рассмотрена в пределах полномочий, определенных ст. 18, ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, решение и предписание УФАС России по г. Москве от 25.08.2020 N 077/07/00-13507/2020 соответствуют действующему законодательству.
В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2021 г. по делу N А40-177904/20 отменить.
В удовлетворении требований ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177904/2020
Истец: ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ТУ Росимущества в городе Москве, ООО "СТЭП", Плотников Алексей Владимирович