г. Киров |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А82-4867/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Малых Е.Г., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, ИНН 7604040739, ОГРН 1027600689621
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 по делу N А82-4867/2021
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151)
к Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604040739, ОГРН 1027600689621),
третье лицо: департамент финансов Ярославской области,
о взыскании убытков в виде невыплаты субсидии на возмещение выпадающих доходов,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о взыскании 72 390 794 руб. 39 коп. убытков, возникших в октябре-декабре 2020 года в результате невыплаты субсидии на возмещение выпадающих доходов.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Ярославской области (далее - департамент финансов ЯО).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на статью 78 БК РФ, пункт 2.2.6 Порядка предоставления субсидий, пункты 2.1, 6.1 договора на возмещение субсидий и указывает, что Департамент производит выплату субсидий по мере бюджетного финансирования, то есть исполнения доходной части бюджета Ярославской области, в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств. Судом не учтены данные обстоятельства.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
В соответствии со Схемой теплоснабжения городского округа города Ярославля на период до 2027 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.12.2013 N 887, Обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
На 2020 год для потребителей Общества Приказами Департамента были установлены тарифы:
-от 20.12.2018 N 416-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Ярославской области ПАО "ТГК-2", на 2019-2023 годы",
-от 18.12.2019 N 286-ви "О внесении изменений в Приказ Департамента от 20.12.2018 N 418-г/вс",
-от 18.12.2019 N 284-ви "О внесении изменений в Приказ Департамента от 20.12.2018 N 416-тэ",
-от 19.12.2019 N 450-лт "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, питьевую холодную воду, горячую воду, водоотведение и услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год",
-от 18.12.2019 N 285-ви "О внесении изменений в Приказ Департамента от 20.12.2018 N 417-тн".
27.04.2020 Департамент (главный распорядитель средств) и Общество (получатель субсидии) заключили договор N 000875-0001/ДогЭСД20/47/2020 (далее - Договор), предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидий на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.
Размер субсидии составляет 124 162 804 руб. (пункт 2.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 21.07.2020 N 1).
Главный распорядитель средств ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня квартала, перечисляет субсидии в соответствии с договором в пределах утвержденного кассового плана расходов областного бюджета на текущий квартал на расчетный счет поручателя субсидии, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации (пункт 3.2 Договора).
Письмами от 15.05.2020, 15.09.2020 истец обращался к ответчику с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору в силу того, что размер субсидии, предусмотренный договором, не покрывает выпадающие доходы истца.
Истец надлежащим образом оказывал услуги по теплоснабжению потребителям в октябре, ноябре и декабре 2020 года.
Ответчик обязанность по перечислению сумм субсидий на расчетный счет Общества не исполнил.
По расчету истца сумма выпадающих доходов за спорный период составила 72 390 794 руб. 39 коп.
13.11.2020, 11.12.2020, 18.01.2021 Общество направило Департаменту отчеты о фактической потребности в субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций за октябрь-декабрь 2020 года.
Ответчик субсидию Обществу не предоставил, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении, наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области", от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области" правом на льготные тарифы наделены физические лица - собственники или наниматели жилых помещений, являющиеся потребителями коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению на территории Ярославской области; лица, приобретающие тепловую энергию, теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, в части объемов оказанных физическим лицам коммунальных услуг. Установлено, что компенсация выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства области от 25.07.2014 N 721-п в Ярославской области утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 2.2 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц. Главным распорядителем бюджетных средств является департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Субсидии предоставляются на основании договора, ежемесячных отчетов и документов, подтверждающих размер недополученных доходов коммунальных ресурсов (услуг).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 Постановления N 87 (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
При данных обстоятельствах Ярославская область в лице Департамента является обязанным субъектом по компенсации Обществу потерь, вызванных межтарифной разницей, в виде субсидии, порядок предоставления которой предусмотрен заключенным сторонами Договором.
Ссылка заявителя на то, что оплата субсидий осуществляется по мере бюджетного финансирования, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 по делу N А82-4867/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4867/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ ДЕПАРТАМЕНТА ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ