18 августа 2021 г. |
Дело N А84-1331/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
с участием представителей от Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе - Кандул Н.А. по доверенности N 2 от 11.01.2021, от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "КРЫМ ОЙЛ" - Ионов А.В. по доверенности от 26.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 июня 2021 года по делу N А84-1331/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "КРЫМ ОЙЛ" к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "КРЫМ ОЙЛ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее по тексту - Центр ПФР) от 25.02.2021 N 092S19210000466 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09 июня 2021 года суд признал недействительным оспариваемое решение Центра ПФР.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Центр ПФР обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, поскольку финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются ранее представленные в отчетности сведения на конкретное застрахованное лицо.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Центра ПФР поддержала доводы, изложенные в апелляционной желобе.
От общества до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что общество 07.10.2014 зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов в территориальном органе Пенсионного фонда Республики Крым, и ему присвоен регистрационный номер 092001003674.
Во исполнение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), общество представило 10.07.2020 в Центр ПФР отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2020 года в отношении 280 застрахованных лиц.
В дальнейшем, 30.10.2020 заявитель представил в Центр ПФР отменяющую форму отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2020 года в отношении 279 застрахованных лиц.
02.11.2020 общество направило в Центр ПФР пояснительное письмо к отменяющему отчету СЗВ-М с просьбой считать отменяющую форму СЗВ-М от 30.10.2020 недействительной, а также представило в Центр ПФР дополняющую форму отчетности по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении 279 застрахованных лиц и отменяющую форму СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица.
Центром ПФР в отношении общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проведенной проверки оформлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 092S18210000058 от 25.01.2021, в котором указано о непредоставлении в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении 279 застрахованных лиц.
25.02.2021 на основании акта N 092S18210000058 от 25.01.2021 Центром ПФР вынесено решение N 092S19210000466 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 139 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении 279 застрахованных лиц.
Не согласившись с законностью указанного решения, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что в исходной форме отчет СЗВ-М за июнь 2020 направлен в установленный законом срок - 10.07.2020 (л.д.16).
В последующем общество ошибочно направило отменяющую форму отчета в отношении 279 застрахованных лиц, в то время как требовалось произвести отмену в отношении 1 застрахованного лица, о чем заявитель указал в пояснительном письме, полученном Центром ПФР 03.11.2020, а также выявив указанную ошибку, 02.11.2020 инициировало представление сведений по типу формы "дополняющая" (л.д.26-35).
Центр ПФР, определив данное обстоятельство как непредставление страхователем в установленный срок сведений в отношении указанных в форме застрахованных лиц, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Из материалов дела следует и Центром ПФР и не опровергается, что сведения формы СЗВ-М за июнь 2020 года по типу "дополняющая" направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены Центром 03.11.2020. Акт о выявлении правонарушения составлен 25.01.2021, а оспариваемое решение вынесено 25.02.2021.
Таким образом, заявителем до момента обнаружения административным органом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были переданы необходимые корректирующие сведения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как непредставление сведений в установленный законом срок, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, которая вступила в действие с 27.07.2020, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Действительно, абзацем 4 пункта 40 Инструкции N 211н предусмотрено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
При этом положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибки или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях и до их обнаружения контролирующим органом представить исправленные сведения.
Равным образом, Законом N 27-ФЗ не предусмотрено возложение ответственности на лицо при непредставлении дополнительных сведений.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности.
Как неоднократно было отмечено Верховным Судом Российской Федерации, нормы Закона N 27-ФЗ направлены в т.ч. на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Центра ПФР.
Доводы апелляционной жалобы изучены и не приняты судом во внимание, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что то обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 июня 2021 года по делу N А84-1331/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1331/2021
Истец: ООО "Торговый дом "Крым-Ойл"
Третье лицо: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе