г. Саратов |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А57-17706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосистемы" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2021 года по делу N А57-17706/2020
по исковому заявлению Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, г. Красный Кут (ОГРН 1026400822920; ИНН 6417069180),
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплосистемы", (ОГРН 1156451001827; ИНН 6452115061), г. Саратов,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Краснокутское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", общество с ограниченной ответственностью "Наш дом Красный Кут", общество с ограниченной ответственностью УК "УЮТ"
о признании действий ответчика незаконными,
при участии в судебном заседании:
- руководитель общества с ограниченной ответственностью "Теплосистемы" - Макаренко И.Е., на основании приказа N 3 от 09.02.2020 г.,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Теплосистемы", Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, Краснокутского муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети", общества с ограниченной ответственностью "Наш дом Красный Кут", общества с ограниченной ответственностью УК "УЮТ", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Теплосистемы" о признании действий ответчика по выводу из эксплуатации блочно-модульной котельной установки незаконными, об обязании ввести в эксплуатацию выведенную блочно-модульную котельную установку, обеспечивающую теплоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Красный Кут, ул. Комсомольская, д.109; г.Красный кут, пр. Нефтяников, д.1.
В процессе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в котором истец уточнил номер договора и просил суд считать верным договор N 1/2019 от 16.09.2019 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2021 года по делу N А57-17706/2020 исковые требования Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, г.Красный Кут - удовлетворены.
Признаны незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Теплосистемы", г. Саратов по выводу из эксплуатации блочно-модульной котельной установки, установленной мощностью 0,6 МВт, расположенной по адресу: г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 102К.
Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Теплосистемы", г.Саратов (ОГРН 1156451001827; ИНН 6452115061) ввести в эксплуатацию выведенную блочно-модульную установку, обеспечивающую теплоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 109 и пр. Нефтяников, д. 1.
С общества с ограниченной ответственностью "Теплосистемы", г.Саратов (ОГРН 1156451001827; ИНН 6452115061) в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 12 000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосистемы" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Теплосистемы" поддержал позицию по делу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что по адресу: г. Красный Кут, ул. Комсомольская, Д.102К располагалась сооружение блочно-модульной котельной установки, установленной мощностью 0,600 МВт и оборудование, принадлежащее на праве собственности ООО "Теплосистемы".
На основании договора аренды N 1/2019 от 16.09.2019 указанное имущество с 16.09.2019 по 27.04.2020 использовалось КМУП "Тепловые сети", которое осуществляло поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г.Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 109; г. Красный Кут. пр.Нефтяников, д.1.
20.05.2020 года ООО "Теплосистемы" осуществлен демонтаж вышеуказанной котельной.
21.05.2020 в адрес администрации Краснокутского муниципального района поступила жалоба от жителей района о несогласованном отключении тепловой энергии.
26.05.2020 администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области в адрес директора ООО "Теплосистемы" направлена претензия о незаконном выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, где администрацией района указано требование о незамедлительном осуществлении подключения жителей района к источнику тепловой энергии, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не исполнил требование о введении в эксплуатацию выведенной блочно - модульной котельной установки, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующими исковыми требованиями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Теплосистемы" при осуществлении вывода источника тепловой энергии из эксплуатации, нарушило требования Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889. Таким образом, исковые требования заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ООО "Теплосистемы" в апелляционной жалобе указывает на то, что ООО "Теплосистемы" не является теплоснабжающей организацией по многоквартирным домам г.Красный Кут. ул. Комсомольская, д. 109, пр. Нефтяников, дом 1. Общество не подпадает под действие статьи 21 ФЗ N 190-ФЗ и не обязано было сообщать администрации Краснокутского района о выводе из эксплуатации МКДУ.
02.09.2019 года между Администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области и ООО "Теплосистемы" заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения N 1 от 31.10.2016. ООО "Теплосистемы" безвозмездно передал в муниципальную собственность имущество, а именно блочно-модульные котельные на сумму 4 746 600 руб. Соответственно со 02.09.2019 в связи с расторжением концессионного соглашения N 1 от 31.10.2016 обязательства ООО "Теплосистемы" по осуществлению деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта Соглашения прекратились в том числе и дома 109 К по ул. Комсомольская, дома 1 по пр. Нефтянников г. Красный Кут.
16.09.2019 заключен договор аренды N 2\2019 года на блочно-модельную котельную установку между ООО "Теплосистемы" и Краснокутское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", расположенный по адресу г. Красный Кут. ул. Комсомольская, д. 109 К, срок действия договора с 16 сентября 2019 года по 27 апреля 2020 года. Краснокутское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" не обращалось с требованием о продлении договора аренды.
Кроме того, на момент предъявления искового заявления и в процессе рассмотрения данного дела квартиры дома 109 по улице Комсомольской в городе Красный Кут и дома 1 по улице Нефтянников в городе Красный Кут переведены на индивидуальные отопления, о чем имеется в материалах дела акты осмотров, заявления от собственников, выписки из ЕГРЮЛ, которым судом не дана оценка. Соответственно, при исполнении судебного акта и восстановлении блочно-модульной котельной ответчик понесет убытки.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с п. 1 ч.1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов выводы указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
На основании данной нормы утверждены Правила N 889.
Согласно пункту 16 указанных правил собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
На основании пункта 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.
Таким образом, Правилами N 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее уведомление, согласовать его или приостановить вывод объекта из эксплуатации, а собственники или владельцы объекта обязаны выполнить такое требование.
В силу части 8 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Как видно из материалов дела, ООО "Теплосистемы" не направляло в адрес администрации Краснокутского муниципального района уведомление о планируемом выводе блочно - модульной котельной установки из эксплуатации. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о необходимости вывода спорного объекта из эксплуатации, ответчиком также не представлено.
Таким образом, ООО "Теплосистемы" нарушен порядок уведомления о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.08.2019 N Ф01-3538/2019 по делу N А28-10024/2018.
Факт вывода тепловых сетей из эксплуатации также подтверждается материалами проверки прокуратуры.
Как установлено судами и следует из материалов дела N А57-13312/2020, по обращению гр. Букреевой М.В. по вопросу сноса котельной, отапливающей многоквартирный дом, в котором она проживает (Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д.109, кв. 1) Прокуратурой Краснокутского района Саратовской области в период с 01.06.2020 по 20.06.2020 в порядке статьи 22 и части 4 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре РФ" в отношении ООО "Теплосистемы" проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения.
Итоги проверки отражены в Акте проверки от 20.06.2020, из которого следует, что в ходе проверки прокуратурой установлено, что в нарушение статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ООО "Теплосистемы" в мае 2020 года осуществило демонтаж котельной отапливающей многоквартирные дома, расположенные по адресам: Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 109 и Саратовская область, г. Красный Кут, пр. Нефтянников, д. 1А. При этом уведомление в Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области о выводе котельной из эксплуатации не направлялось. Изложенное послужило основанием вынесения в адрес ООО "Теплосистемы" представления об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении от 01.07.2020 N 61 - 2020/315 с требованием принять меры к устранению нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущению указанных нарушений в будущем, а также с требованием рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.
Несогласие с представлением послужило основанием обращения ООО "Теплосистемы" в суд. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.11.2020 года по делу N А57-13312/2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 года, а также постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2021 года, в удовлетворении заявленных ООО "Теплосистемы" требований о признании недействительным представления прокуратуры Краснокутского района Саратовской области N 61/2020/315 от 01.07.2020 отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Теплосистемы" при осуществлении вывода источника тепловой энергии из эксплуатации, нарушило требования вышеуказанных правовых норм.
На основании изложенного, исковые требования являются законными, обоснованными и правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Теплосистемы" ссылается на то, что не является теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 109 и Саратовская область, г. Красный Кут, пр. Нефтянников, д. 1А, в связи с чем, по его мнению, Общество не подпадает под действие ст. 21 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Данный довод отклоняется судебной коллегией, поскольку данная норма устанавливает требования к собственникам или иным законным владельцам источников тепловой энергии, тепловых сетей. В нарушение требований ст. 65 АПК РФ, ООО "Теплосистемы" не представлено доказательств того, что спорная котельная в рассматриваемый период находилась во владении иных лиц.
Довод ООО "Теплосистемы" о том, что Концессионное соглашение N 1 от 31.10.2016, по которому Обществом было фактически создано путем модернизации (установлена передвижная блочно-модульная тепловая установка (котельная) было расторгнуто соглашением от 02.09.2019, в связи с чем, данное Общество не осуществляло теплоснабжение и не обладало названной котельной, является несостоятельным, так как по указанному концессионному соглашению было фактически создано путем модернизации иное сооружение - передвижная блочно-модельная котельная, которая при расторжении концессионного соглашения администрации в муниципальную собственность не передавалась (т. 1 л.д. 121-157).
Данные обстоятельства установлены также судами в рамках дела N А57-13312/2020, имеющего преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
ООО "Теплосистемы" 20.05.2020 осуществлен демонтаж вышеуказанной котельной, отопление в указанные многоквартирные жилые дома прекращено, что подтверждается материалами проверки прокуратуры, жалобой Букреевой М.В. (т. 1 л.д. 81, том 3 л.д. 25-28). Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор аренды N 2\2019 от 16.09.2019 на блочно-модельную котельную установку между ООО "Теплосистемы" и Краснокутское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" прекратил действие 27.04.2020, Краснокутское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" не обращалось с требованием о продлении договора аренды, в рассматриваемом случае не влияет на законность состоявшегося судебного акта.
Согласно пояснениям Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 09.02.2021, ранее заключенный договор прекратил действие 27.04.2020 и 27.04.2020 закончился отопительный сезон, то есть заключение договора могло быть осуществлено позже (том 2 л.д. 132-133).
Доводы апелляционной жалобы о том, что квартиры в спорных домах переведены на индивидуальные отопления, о чем имеются в материалах дела акты осмотров, заявления от собственников, выписки из ЕГРЮЛ, которым судом не дана оценка, судебной коллегией отклоняется.
В материалы дела управляющими организациями ООО "Наш дом Красный Кут", ООО Управляющая компания "Уют" представлены списки собственников квартир, в которых отсутствует отопление (том 2 л.д. 135-136). Согласно пояснениям ООО Управляющая компания "Уют" часть собственников были вынуждены съехать из своих квартир (том 3 л.д. 72-73).
Ответчиком не представлено безусловных доказательств, подтверждающих переход всех квартир на индивидуальное отопление. Письма собственников такими доказательствами являться не могут.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2021 года по делу N А57-17706/2020 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Теплосистемы" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - общество с ограниченной ответственностью "Теплосистемы".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2021 года по делу N А57-17706/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17706/2020
Истец: Администрация Краснокутского МР Саратовской области, Администрация Краснокутского МР СО
Ответчик: ООО Теплосистемы
Третье лицо: КМУП "Тепловые сети", МУП Краснокутское "Тепловые сети", ООО "Наш дом Красный Кут", ООО УК "Уют"