город Томск |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А67-950/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Павлюк Т.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" (N 07АП-6203/2021) на решение от 19.05.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-950/2020 (судья Ломиворотов Л.М.) по исковому заявлению Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268; 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Каменская, дом 74) к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г. Томска" (ИНН 7017001968, ОГРН 1027000880323; 634050, Томская область, г. Томск, пр. Комсомольский, дом 66) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 7 337 832,63 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", предприятие, ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 7 337 832,63 руб.
Решением от 19.05.2021 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что отказ от возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие в виде проведения зачета противоречит требованиям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) и ставит УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" в неравные условия с остальными хозяйствующими субъектами, которые не вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение твердых коммунальных отходов в 2016 году.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Управления не представлен.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, УМП "Спецавтохозйство г. Томска" зарегистрировано в качестве юридического лица Муниципальным учреждением "Томская регистрационная палата" 16.11.1993 за регистрационным номером 4850Р/4213, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 06.11.2002 за ОГРН 1027000880323, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 7017001968, осуществляет деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду.
В Управление Росприроднадзора по Томской области УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" 20.02.2019 представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, выполненная в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Плательщиком исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами, за размещение отходов производства, за смещение твердых коммунальных отходов.
Общий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, подлежащей уплате в бюджет, по данным расчетов плательщика составил 7 337 832,63 руб.
Плата в установленные сроки в бюджеты всех уровней плательщиком не внесена. Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год составила 7 337 832,63 руб.
Управлением Росприроднадзора по Томской области подготовлено и направлено в адрес УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" требование от 26.06.2019 N 3250/03 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, которым ответчику предложено в добровольном порядке в течение 10 календарных дней с дня получения требования уплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 7 337 832,63 руб.
Требование вручено адресату 02.07.2019, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требование о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в заявленном размере является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов представляют собой нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Статьей 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), которые, согласно пункту 3 Постановления, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Согласно пункту 53 Правил N 255 в случае, если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2018 год установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Положениями Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена полномочиями главного администратора доходов федерального бюджета, в том числе, в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N N 109, 110 на территориальные органы Росприроднадзора возложены полномочия главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов и администратора доходов федерального бюджета, в том числе администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Новосибирской, Томской и Омской областей.
До 14.10.2019 функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Томской области исполняло Управление Росприроднадзора по Томской области. На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.06.2019 N 283 Управление Росприроднадзора по Томской области было реорганизовано в форме присоединения к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу с переименованием последнего в Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Права и обязанности Управления Росприроднадзора по Томской области перешли к Сибирскому межрегиональному управлению Росприроднадзора в порядке правопреемства
УМП "Спецавтохозйство г. Томска" осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем в силу статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ на него возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщиком исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами, за размещение отходов производства, за размещение твердых коммунальных отходов.
Согласно представленной УМП "Спецавтохозйство г. Томска" в Управление Росприроднадзора по Томской области декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год общий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, подлежащий уплате в бюджет, по данным расчетов УМП "Спецавтохозйство г. Томска" составил 7 337 832,63 руб.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 7 337 832,63 руб. в установленные сроки в бюджеты всех уровней плательщиком не внесена.
Доказательств оплаты задолженности в размере 7 337 832,63 руб. УМП "Спецавтохозйство г. Томска" в материалы дела не представлено.
В обоснование позиции по делу УМП "Спецавтохозйство г. Томска" указывает на неправомерный отказ в зачете переплаты в счет погашения задолженности за 2018 год.
Как правомерно указал суд первой инстанции, решением от 09.09.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-1843/2020 отказ в зачете признан правомерным, в удовлетворении требований УМП "Спецавтохозйство г. Томска" отказано.
В силу изложенного, требование о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в заявленном размере суд первой инстанции правомерно счел обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
УМП "Спецавтохозйство г. Томска" не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-950/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-950/2020
Истец: СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска"