г. Санкт-Петербург |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А56-112690/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Будылевой М.В., Денисюк М.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Муравьев А.О., по доверенности от 21.11.2019;
от ответчика (должника): Лесничая Т.В., по доверенности от 22.06.2021;
от 3-го лица: Рожнов А.В., по доверенности от 01.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18645/2021) публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2021 по делу N А56-112690/2020 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: акционерное общество "ЛОЭСК"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - антимонопольный орган, УФАС, Управление) от 26.11.2020 N 047/04/9.21-426/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "ЛОЭСК" (далее - АО "ЛОЭСК").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2021 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-426/2020 изменено в части назначенного наказания, снижен размер назначенного административного штрафа до 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить в полном объеме. Податель жалобы указывает, что вывод Управления о нарушении Обществом пункта 88 Правил противоречит пунктам 21, 81 Правил, в соответствии с которыми технические условия к договору подлежали согласованию системным оператором.
Податель жалобы считает, что Управление не учло исполнение Обществом обязательств по договору путем направления 08.07.2020 заявителю проекта АТП. Заявитель не исполнил свои встречные кредиторские обязанности, 16.07.2020 отказавшись от подписания раннее направленного ему проекта АТП, в связи, с чем из-за внесения многочисленных исправлений по требования заявителя АТП был подписан и зарегистрирован только 03.09.2020. Правила не устанавливают сроки урегулирования разногласий сторон относительно условий АТП, в том числе предусматривают срок ответа на отказ заявителя от подписания АТП, в связи с чем действия Общества по выдаче АТП от 03.09.2020 после отказа заявителя от подписания не могли быть квалифицированы судом по статье 9.21 КоАП РФ.
Также податель считает, что правонарушение может быть квалифицировано по статье 2.9 КоАП РФ и признано малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения обращения (жалобы) АО "ЛОЭСК" на действия Общества антимонопольный орган установил нарушение последним пунктов 16, 88, 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила присоединения, Правила), выразившееся в:
- неосуществлении фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям в срок до 26.06.2020;
- направлении с нарушением установленного трехдневного срока для подписания подписанного со своей стороны в 2 экземплярах акта о выполнении технических условий (в срок до 14.03.2020);
- не осуществление в установленный 10-дневный срок проверки выполнения АО "ЛОЭСК" технических условий к Договору.
Управление установило, что в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя Черняевой Э.Л., АО "ЛОЭСК" заключило договор N ОД-13488-18/19234-Э-18 от 26.06.2018 об осуществлении технологического присоединения (далее - Договор) (увеличение максимальной мощности от ПС 110/10/6 кВ N 224 по яч. РУ-6 кВ N 09, 19).
В соответствии с условиями Договора АО "ЛОЭСК" внесло плату за технологическое присоединение, а также выполнило мероприятия, предусмотренные Техническими условиями (Приложением N 1 к Договору).
Согласно условиям Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 24 месяца со дня заключения настоящего договора (до 26.06.2020).
26.09.2019 АО "ЛОЭСК" уведомило ПАО "Россети Ленэнерго" о выполнении технических условий к Договору (исх. N 00-02/2701; вх. ЛЭ/16-02/1912 от 27.09.2019).
В связи с отсутствием ответа от ПАО "Россети Ленэнерго" на данное уведомление, АО "ЛОЭСК" направило повторное обращение о проведении осмотра и оформлении акта о выполнении технических условий (исх. N 00-02/3078 от 29.10.2019; вх. ГтЭС/032/5846 от 01.11.2019).
04.12.2019 в адрес АО "ЛОЭСК" поступило уведомление ПАО "Россети Ленэнерго" (вх. N 00-02/3402) о необходимости предоставления дополнительных документов.
12.12.2019 АО ЛОЭСК направило в ПАО "Россети Ленэнерго" запрошенные документы (исх. N 00-02/3616; вх. N ГтЭС/032/6748 от 12.12.2019).
ПАО "Россети Ленэнерго" не осуществило проверку выполнения АО "ЛОЭСК" технических условий к Договору в установленный срок до 23.12.2019.
Проверка выполнения технических условий была проведена только 11.03.2020, а проект акта об осуществлении технологического присоединения поступил в адрес АО "ЛОЭСК" 08.07.2020.
Кроме того, Управление установило, что Договор между ПАО "Россети Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК" заключен 26.06.2018.
Согласно пункту 5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 24 месяца со дня заключения настоящего договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" обязано было осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям в срок до 26.06.2020.
Акт об осуществлении технологического присоединения N 94711111111-ОД-13488-18/19234-Э-18-49783 выдан 03.09.2020.
11.03.2020 ПАО "Россети Ленэнерго" проведена проверка выполнения технических условий со стороны АО "ЛОЭСК".
08.07.2020 в адрес АО "ЛОЭСК" поступили проект акта об осуществлении технологического присоединения (далее - АТП) и проект акта о выполнении технических условий по Договору.
ПАО "Россети Ленэнерго" обязано было направить Акт о выполнении технических условий в адрес АО "ЛОЭСК" в срок до 14.03.2020.
16.07.2020 АО "ЛОЭСК" направил письмо о корректировке АТП по Договору.
При этом акт об осуществлении технологического присоединения N 9471111 1111-ОД-13488-18/19234-Э-18-49783 в соответствии с корректировками АО "ЛОЭСК" выдан 03.09.2020.
На основании указанных обстоятельств Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.11.2020 об административном правонарушении N Пр/05/112.
Постановлением УФАС от 26.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-426/2020 Общество привлечено к административной по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 300 000 рублей.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда от 29.04.2021 подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями также урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Подпунктом "д" пункта 18 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанных в пункте 18 Правил присоединения определен пунктом 16 Правил присоединения.
В соответствии с пунктом 88 Правил присоединения по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.
В соответствии с пунктом 90 Правил N 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний вне зависимости от факта выполнения технических условий со стороны сетевой организации.
Факт нарушения Обществом пунктов 16, 88, 90 Правил присоединения, выразившийся в несоблюдении трехдневного срока направления акта о выполнении технических условий, неосуществлении фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям в установленный срок (до 26.06.2020), несоблюдении установленного 10-дневного срока проверки выполнения АО "ЛОЭСК" технических условий к Договору, установлен судом и подтверждается материалами дела..
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности применения в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом, административный орган и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений.
Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, принимая во внимание, что Общество 08.07.2020 направило заявителю проект АТП (просрочка в части срока направления АТП составила семь рабочих дней), подписание и регистрация АТП осуществлена только 03.09.2020 из-за внесения многочисленных исправлений по требования заявителя, учитывая, что доказательств возникновения угрозы общественным правоотношениям, а также наступления негативных последствий Управлением не представлено, а также отсутствие пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности квалифицировать совершенное Обществом правонарушение как малозначительное.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, статьей 2.9 КоАП РФ и разъяснениями, изложенными в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 приходит к выводу, что обжалуемое постановление подлежит признания незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2021 по делу N А56-112690/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26.11.2020 N 047/04/9.21-426/2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112690/2020
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛОЭСК", АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"