г. Чита |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А19-5976/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-5976/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1038500601314, ИНН 8506008175) к главе крестьянского фермерского хозяйства Хоботовой Юлии Васильевне (ОГРН 304850619700045, ИНН 850100036357) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (дополняющие) за декабрь 2018 года, январь, февраль 2020 года в размере 4000 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского фермерского хозяйства Хоботовой Юлии Васильевны финансовых санкций в размере 4000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-5976/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М после установленного законодательством срока за отчетный период на застрахованных лиц, отсутствующих в исходных сведениях, привлечение предпринимателя к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 01.07.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ответчиком представлены в пенсионный фонд по месту учета дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года, январь, февраль 2020 года, по результатам проверки которых приняты решения от 03.02.2020 N 048S19200002954, от 16.07.2020 N 048S19200021043, N 048S19200021044 о привлечении к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного закона, в виде штрафа в общем размере 4000 руб. 00 коп.
Требованиями от 18.02.2020 N 048S01200003819, от 30.07.2020 N 048S01200019672, N 048S01200019673 ответчику предложено уплатить финансовые санкции в общем размере 4000 руб. 00 коп.
Срок исполнения требований истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" заявитель обратился за взысканием финансовой санкции в размере 4000 руб. 00 коп. в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" глава крестьянского фермерского хозяйства Хоботова Ю.В. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.14 вышеуказанного закона страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ)).
В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице соответствующие сведения.
Статьей 17 вышеуказанного закона установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п.2 - 2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действовавшей в период представления сведений), указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на представление дополняющих форм СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц. При этом срок представления дополняющих сведений страхователем до обнаружения пенсионным фондом ошибок не установлен.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик представил исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за декабрь 2018 года - 14.01.2019, за январь 2020 года - 14.02.2020, за февраль 2020 года - 16.03.2020, дополняющие сведения за спорные периоды - 29.11.2019, 11.04.2020 и 11.04.2020, соответственно.
В рассматриваемом случае, как установлено судом и следует из материалов дела, страхователь, самостоятельно обнаружив ошибку в сведениях, представленных по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетные периоды 2019 и 2020 года, представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за указанные отчетные периоды с типом формы "дополняющая" до момента выявления такой ошибки Пенсионным фондом. Доказательств обратного Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
Позиция фонда, приведенная и апелляционному суду, о необходимости квалификации действий заявителя как несвоевременное представление о застрахованных лицах при представлении исходной формы СЗВ-М за указанные периоды 2019 и 2020 года, противоречит вышеуказанным нормам Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н.
Таким образом, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно отказано.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с положениями ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абз.19 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Пенсионным фондом выставлены страхователю требования об уплате финансовых санкций от 18.02.2020 N 048S01200003819, от 30.07.2020 N 048S01200019672, N 048S01200019673, которыми предложено уплатить финансовые санкции в общей сумме 4000 руб. 00 коп.
Срок исполнения последних требований (требования от 30.07.2020 N 048S01200019672, N 048S01200019673) установлен до 13.08.2020.
Таким образом, учитывая положения ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" окончание срока для обращения в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности приходится на 15.02.2021.
Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением 31.03.2021, что подтверждается конвертом. Таким образом, пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности по истечении установленного срока, не заявив ходатайство о восстановлении срока.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-5976/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5976/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области Межрайонное
Ответчик: Хоботова Юлия Васильевна