г. Москва |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А40-211545/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП ОРДЕНА
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ "РОССИЙСКИЕ СЕТИ ВЕЩАНИЯ И
ОПОВЕЩЕНИЯ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11. 2023 по делу N А40-211545/23
по заявлению Ордена трудового красного знамени Федеральное государственное
унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: |
Столяров А.А. по доверенности от 01.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Пелевина Е.А. по доверенности от 11.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Ордена трудового красного знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным распоряжения N 24945 от 21 апреля 2023 г.
Решением суда от 27.11.2023 заявление предприятия оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился заявитель и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП РСВО поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распорядительного акта, изъятие Нежилого помещения осуществляется для целей реновации в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Принимая Распоряжение от 21.04.2023 N 24945, Департамент руководствовался положениями Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, а также положениями закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", постановлениями Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы".
Не согласившись с распоряжением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" (далее - Закон города Москвы от 20.12.2006 N 65) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности.
В соответствии с п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:
направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение об изъятии нежилых помещений);
опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;
направление решения об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;
опубликование решение об изъятии нежилых помещений;
направление копии решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;
обеспечение направления в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;
обеспечение подготовки проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;
в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое распоряжение Департамента принято в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением требований законодательства об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости.
Заявитель указывает на то, что Департаментом, при принятии оспариваемого Распоряжения от N 21.04.2023 N 24945, был нарушен пункт 3.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП, а именно: отсутствовало обращение Департамента градостроительной политики города Москвы о готовности к переселению многоквартирного дома по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве.
Вместе с тем, как установлено судом, соответствующее обращение Департамента градостроительной политики города Москвы было направлено в Департамент о исполнении установленного Порядка.
Так, 07.04.2023 Департаментом градостроительной политики города Москвы в адрес Департамента направлено уведомление N ДГП-03-2507/23 о готовности рассматриваемого жилого дома к расселению.
В соответствии с пунктом 3.2. вышеназванного Порядка, Департамент в течение 14 рабочих дней со дня поступления соответствующего уведомления Департамента градостроительной политики города Москвы, осуществляет подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках Программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Так, Департаментом было издано оспариваемое Распоряжение от 21.04.2023 N 24945, предусматривающее изъятие нежилого помещения (объекта недвижимого имущества) для государственных нужд с кадастровым номером 77:03:0005010:7445, общей площадью 31,8 кв. м., расположенного в рассматриваемом жилом доме.
Таким образом, Департаментом были соблюдены требования Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП
При принятии решения суд также исходит из того, что в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного 9 процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доказательства фактического нарушения его прав и законных интересов оспариваемым Распоряжением при предусмотренных действующих законодательством компенсационных процедур при изъятии объектов недвижимости для государственных нужд, заявителем в материалы дела не представлены.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.11. 2023 по делу N А40-211545/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211545/2023
Истец: ФГУП ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ "РОССИЙСКИЕ СЕТИ ВЕЩАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ