20 августа 2021 г. |
дело N А84-4738/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 августа 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Горбуновой Н.Ю., Рыбиной С.А..
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Единая городская карта Севастополя" - Самойловой Софии Игоревны, представителя по доверенности от 26.10.2020; Репина Василия Николаевича, представителя по доверенности от 01.10.2020 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 мая 2021 года по делу N А84-4738/2020 (судья Юрина Е.Н.),
по иску государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова"
к обществу с ограниченной ответственностью "Единая городская карта Севастополя",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, о взыскании
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" (далее - ГУПС "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Единая городская карта Севастополя" (далее - ООО "ЕГКС", общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 23 564 133,76 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21 мая 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ГУПС "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Основанием для отмены указанного судебного акта ГУПС "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" считает несоответствие выводов суда нормам материального и процессуального права, подлежащих применению для регулирования спорных отношений, а также при неверном установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Обоснование и доводы изложены в апелляционной жалобе.
От ООО "ЕГКС" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании представители ООО "ЕГКС" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считают его законным и обоснованным.
ГУПС "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" 17.08.2021 направило второй раз ходатайство об отложении судебного заседания по причине загруженности представителя на рабочем месте и отсутствием специалистов в связи с отпусками.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства. Заявитель ходатайства должен также обосновать невозможность разрешения спора без совершения таких процессуальных действий.
При этом возможность отложить судебное заседание является правом суда, которое осуществляется с учетом обстоятельств конкретного дела, за исключением случаев, когда рассмотрение дела в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, невозможно в силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отложение судебного заседания является обязанностью суда.
Приведенные в ходатайстве обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о невозможности проведения судебного заседания в отсутствие стороны; ответчик не мотивировал ходатайство об отложении судебного заседания в суде необходимостью совершения каких-либо процессуальных действий.
Учитывая совокупность представленных в материалы дела доказательств, и то, что указанное в ходатайстве об отложении судебного разбирательства обстоятельство не может являться само по себе уважительной причиной, препятствующей рассмотрению апелляционной жалобы, так как данное ходатайство не мотивировано необходимостью представления каких-либо дополнительных доказательств, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства или объявления в судебном заседании перерыва.
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова", Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 13.09.2017 между городом федерального значения Севастополем в лице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (город), ГУП "Севастопольский морской порт" (предприятие 1), ГУПС "Севэлектроавтотранс им А.С. Круподёрова" (предприятие 2) и ООО "ЕГКС" (инвестор) заключён инвестиционный договор на создание и эксплуатацию инфраструктуры использования в городе Севастополе единой городской карты Севастополя и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, учёта проданных билетов и совершённых проездов при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя.
В соответствии с Приложением N 1 к инвестиционному договору объект инвестиции представляет собой инфраструктуру использования в городе Севастополе Единой городской карты Севастополя и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, учёта проданных билетов и совершённых поездок при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя.
Пунктом 1 инвестиционного договора установлено, что инвестор за свой счёт обязан создать (включая подготовку проектной документации, доставку, установку (монтаж) необходимого оборудования и коммуникации) инфраструктуру использования в городе Севастополе единой городской карты Севастополя и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, учёта проданных билетов и совершённых проездов при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя, (далее - объект инвестиции), право собственности на которую будет принадлежать городу Севастополю, и осуществлять деятельность с использованием объекта инвестиции. Объект инвестиций должен состоять из элементов, внедрение которых необходимо для обеспечения устойчивого функционирования объекта инвестиций в автоматическом режиме, авторизации ЕГКС, учёта операций по ЕГКС, взаимодействия с системами объекта инвестиции.
Согласно пункту 2.1 инвестиционного договора в обязанности города входит, в том числе:
- в десятидневный срок после предоставления инвестором проектной документации утвердить ее или сформулировать требования по доработке;
- обеспечить установление тарифа на перевозку пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам с использованием разовых билетов при их реализации водителем или кондуктором в салоне подвижного состава не менее чем на 30% больше, чем при условии оплаты проезда с использованием ЕГКС;
- принять нормативный акт, предусматривающий порядок выпуска, выдачи и обслуживания ЕГКС до 01.10.2017;
- предусмотреть в Правилах перевозок использование ЕГКС и организации посадки пассажиров в салон транспортного средства на маршрутах регулярных перевозок;
- обеспечить осуществление на постоянной основе контроль за безбилетным проездом пассажиров и перевозкой багажа на маршрутах регулярных перевозок;
- обеспечить информационную поддержку реализации инвестиционного проекта, в том числе за счет размещения информационных материалов в средствах массовой информации, а также установления обязательного требования по размещению информации о возможности безналичной оплаты проезда пассажиров и провоза багажа на всех транспортных средствах предприятий;
- обеспечивать координацию деятельности сторон и органов исполнительной власти города Севастополя при реализации инвестиционного проекта;
- обеспечить хранение заявлений о выпуске ЕГКС для льготных категорий граждан в ГКУ "МФЦ в г. Севастополь" и органах социальной защиты населения и представление инвестору второго экземпляра заявления;
- организовать межсетевое взаимодействие МФЦ и органов социальной защиты населения с объектом инвестиций, представление инвестору информации для выпуска и блокирования карт льготных категорий граждан, справочников и классификаторов для информационного взаимодействия;
- обеспечить прием заявлений на выдачу персонифицированных ЕГКС, выдачу персонифицированных ЕГКС для жителей города Севастополь;
- обеспечивать получение у инвестора ЕГКС для выдачи в МФЦ и органах социальной защиты населения;
- в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным предоставлять инвестору сведения о размере субсидий, выплаченных из бюджета города Севастополя предприятиям и перевозчикам, с которыми у инвестора заключены соглашения об оказании услуг с использованием объекта инвестиций, по форме, приведенной в Приложении N 6, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2.3 инвестиционного договора предприятия обязаны, в том числе:
- обеспечить со своей стороны ввод в эксплуатацию объекта инвестиций и обучение персонала;
- в ходе реализации настоящего договора принять во владение и пользование движимое имущество, обеспечивающее ввод в эксплуатацию и функционирование объекта инвестиций в соответствии с целями настоящего договора, обеспечить его сохранность и исправное состояние. В случае возникновения ущерба, вызванного действиями работников предприятий или третьих лиц, замена и ремонт указанного имущества осуществляется предприятиями за счет собственных средств. Ущерб третьих лиц в целях настоящего договора это действия работников пользователей объекта инвестиций или пассажиров, иных лиц, повлекшие причинение материального ущерба, повреждение и (или) уничтожение имущества, входящего в состав объекта инвестиций и (или) обеспечивающего его эксплуатацию;
- принять право использования программного обеспечения, необходимого для эксплуатации объекта инвестиций, на условиях простой неисключительной лицензии;
- оплачивать вознаграждение инвестору в соответствии с условиями настоящего договора;
- ежемесячно, не позднее 5 числа следующего за отчетным месяцем, предоставлять инвестору сведения о размере субсидий, полученных из бюджета города Севастополя, по форме, приведенной в Приложении N 5, которое является неотъемлемой частью настоящего договора;
- предоставить инвестору возможность установки оборудования для создания пунктов распространения и пополнения карт ЕГКС, обмена и возврата карт ЕГКС на территории (в помещениях) своих действующих специализированных пунктов продажи билетов без взимания платы с инвестора. В период действия настоящего договора, но не ранее 2019 года, предприятия вправе, уведомив инвестора не менее чем за 90 дней и передав ему по акту полученное ранее работоспособное оборудование, уменьшить количество своих действующих специализированных пунктов продажи билетов;
- обеспечивать обслуживание держателей карт ЕГКС с пополнением, обменом и распространением карт ЕГКС в пунктах продажи проездных билетов и транспортных средствах;
- утвердить в срок до ввода объекта инвестиций в эксплуатацию инструкции по приему, распространению и пополнению карт ЕГКС, в том числе водителем в салонах подвижного состава предприятий, проект которых разрабатывается инвестором;
- компенсировать инвестору затраты по изготовлению карт-проездных билетов, в случае принятия решения о выпуске отдельных проездных билетов, совместимых с системой оплаты объекта инвестиций по согласованной сторонами цене;
- обеспечить использование объекта инвестиций при организации своей деятельности при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с условиями настоящего договора;
- предоставить пассажирам возможность приобретения в пунктах продажи проездных билетов, салонах подвижного состава транспортных средств предприятий и использования для оплаты проезда карт ЕГКС без взимания комиссии за распространение, активацию, пополнение ЕГКС;
- обеспечить инвестору возможность установки оборудования приема карт ЕГКС всех типов, во всех принадлежащих им транспортных средствах, предназначенных для проезда пассажиров, перевозки багажа, и пунктах реализации проездных билетов для проезда пассажиров, перевозки багажа и транспортных средств и при необходимости направление информации о них на регистрацию в контрольно-надзорные органы;
- обеспечить занесение в системы объекта инвестиций через интерфейс, предоставляемый инвестором, информацию, ее актуализацию для функционирования системы оплаты объекта инвестиций;
- использовать систему оплаты объекта инвестиций для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, во всех принадлежащих им транспортных средствах;
- перечислять на расчетный счет инвестора средства, полученные от пассажиров: за услуги активации ЕГКС, при пополнении ЕГКС и безналичной оплаты проезда с использованием платежных карт в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
В пункте 2.5 инвестиционного договора изложены обязанности инвестора, в том числе:
- осуществить финансирование инвестиционного проекта в полном объеме и в порядке, установленном настоящим договором;
- обеспечить разработку и согласование проектной документации;
- создать объект инвестиций, а также обеспечить его эксплуатацию и функционирование в соответствии с Техническим заданием и технико-экономическими показателями объекта инвестиций в сроки, установленные настоящим договором;
- обеспечить запуск инфраструктуры объекта инвестиций и оборудование пассажирского транспорта (не менее 15 ед. транспортных средств, включая кассовые модули и пункты пополнения ЕГКС) возможностью безналичной оплаты проезда, в том числе и для льготных категорий граждан не позднее 01.12.2017;
- обеспечить эмиссию и распространение карт ЕГКС в соответствии с требованиями настоящего договора;
- в ходе реализации настоящего договора обеспечить передачу во владение и пользование предприятиям движимого имущества, обеспечивающего ввод в эксплуатацию и функционирование объекта инвестиций в соответствии с целями настоящего договора. Переданное имущество предоставляется предприятиям с обязательством инвестора по гарантийному обслуживанию, срок которого составляет один год с момента предоставления, а также с условием послегарантийного обслуживания до истечения срока действия настоящего договора. При этом обязательство по гарантийному и послегарантийному обслуживанию не распространяются на ущерб, возникший в результате действий работников предприятий или третьих лиц. Ущерб третьих лиц в целях настоящего договора это действия работников пользователей объекта инвестиций и пассажиров, повлекшие причинение материального ущерба, направленные на повреждение и (или) уничтожение имущества, входящего в состав системы оплаты;
- обеспечивать бесперебойное функционирование объекта инвестиций в соответствии с условиями настоящего договора;
- ежемесячно, с даты ввода объекта инвестиций в эксплуатацию не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, направлять в город отчет о ходе реализации инвестиционного проекта по форме, установленной в Приложении N 7, которое является неотъемлемой частью договора;
- ежемесячно, с момента ввода объекта инвестиций в эксплуатацию, предоставлять городу отчет на бумажном носителе о размерах перевозок, учтенных объектом инвестиций, не позднее 5 числа месяца следующего за отчетным;
- осуществлять деятельность по обеспечению функционирования объекта инвестиций с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;
- ежемесячно предоставлять в адрес Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя заверенные данные о полученной прибыли от эксплуатации объекта инвестиций, а также информацию о перечисленных в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объемах средств за перевозку пассажиров и багажа в городе Севастополе, с разбивкой по маршрутам.
Разделом 3 инвестиционного договора установлен порядок приемки и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций, который включает в себя:
- по завершению работ или этапа работ по созданию объекта инвестиций, инвестор письменно за 5 рабочих дней уведомляет город и предприятия о завершении работ о готовности объекта инвестиций или этапа работ к приемке и вводу в эксплуатацию;
- приемочная комиссия, состоящая из уполномоченных представителей города, предприятий, инвестора, в течение 10 рабочих дней с даты получения сторонами уведомления инвестора обязана произвести приемку этапа работ и ввод объекта инвестиций в эксплуатацию в следующем порядке:
1) если принимаемый объект инвестиций соответствует требованиям настоящего договора, уполномоченные лица сторон (члены приемочной комиссии) обязаны подписать акт приемки и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций по форме, установленной в Приложении N 2, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
Подписание сторонами акта приемки и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций является подтверждением того, что объект инвестиций соответствует требованиям законодательства РФ и настоящего договора, инвестор выполнил свои обязательства по созданию объекта инвестиций надлежащим образом.
Во избежание сомнений, наличие недостатков, не влияющих на эксплуатацию объекта инвестиций не должно препятствовать подписанию акта приемки и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций. Стороны согласовывают период для их устранения после приемки приемочной комиссией объекта инвестиций, в форме письменного соглашения.
2) если объект инвестиций не соответствует требованиям настоящего договора, город в течение 5 рабочих дней направляет инвестору предписание об устранении нарушений, с указанием разумных сроков устранения нарушений. Инвестор обязан исполнить предписание об устранении нарушений в соответствии с указанными в нем сроками, после чего объект инвестиций подлежит повторной приемке, в порядке, предусмотренном разделом 3 договора.
При отказе одной из сторон от подписания акта приемки и ввода в эксплуатацию объекта инвестиции, в нем ставится отметка об этом с указанием причины.
В соответствии с пунктом 4.1 инвестиционного договора размер инвестиций на создание объекта инвестиций составляет не менее 133 000 000,00 руб., в том числе НДС 20 288 135,59 руб.
Положениями пункта 4.3.1 инвестиционного договора инвестор оказывает услуги предприятиям по учету оплаты стоимости услуг перевозки пассажиров, багажа, транспортных средств, а также по осуществлению безналичных расчетов за перевозку с использованием карт ЕГКС, мобильного приложения и иных способов расчетов за вознаграждение, выплачиваемое предприятиями, в размере 5,56 % от стоимости проезда пассажиров, перевозки багажа, перевозки транспортных средств.
В силу пункта 4.3.2 инвестиционного договора инвестор обязан оказывать предприятиям услуги по учёту количества поездок, совершённых льготными категориями граждан, с использованием карт типа ЕГКС за вознаграждение, выплачиваемое предприятием, перевозчиками в размере 5,56 % от размера, получаемой предприятиями, из бюджета города Севастополя, суммы возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан при осуществлении регулярных перевозок.
Срок оказания услуг, указанных в пунктах 4.3.1 и 4.3.2 инвестиционного договора, - с даты ввода объекта инвестиций или завершении этапа работ и приемки в эксплуатацию и до окончания срока действия договора.
В соответствии с пунктом 4.6 инвестиционного договора инвестор обеспечивает перевод предприятиям денежных средств, полученных от пассажиров в счет оплаты за услуги по перевозке в следующем порядке:
- на основании статистики, сформированной объектом инвестиций, о выручке предприятий, полученной от оказания услуг по перевозке с использованием ЕГКС, за предшествующий месяц, инвестор определяет доли выручки предприятий в сумме денежных средств, полученных от оказания услуг по перевозке за предшествующий месяц (пункт 4.6.1);
- инвестор производит перечисление предприятиям денежных средств, полученных инвестором от пассажиров и предприятий в счет оплаты за услуги по перевозке в размерах пропорционально долям, рассчитанным согласно пункту 4.6.1 инвестиционного договора за вычетом своего вознаграждения, по согласованию сторон, но не реже одного раза в месяц (пункт 4.6.2).
В силу пункта 4.7 инвестиционного договора стоимость услуг, указанная в пунктах 4.3.1 - 4.3.2, оплачивается инвестору предприятиями ежемесячно в течение 10 дней после представления инвестором отчетных материалов.
Инвестор по результатам оказания услуг, указанных в пунктах 4.3.1 - 4.3.2, направляет предприятиям отчетные документы: счет, счет-фактуру, акты приемки оказанных услуг, по форме, установленной в Приложениях 3, 4 к настоящему договору, которые является неотъемлемой частью настоящего договора, подписанные со своей стороны в двух экземплярах, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.7.1).
Предприятия обязаны подписать акт приемки оказанных услуг или направить инвестору мотивированный отказ от приемки услуг в течение 10 календарных дней с даты получения отчетных документов от инвестора (пункт 4.7.2).
Оплата услуг, оказанных инвестором, производится предприятием в течение 5 календарных дней с момента подписания сторонами акта приемки оказанных услуг (пункт 4.7.3).
В случае необоснованного уклонения предприятий от подписания акта приемки оказанных услуг, оплата оказанных инвестором услуг, производится предприятием в течение 15 календарных дней с момента предоставления инвестором отчетных материалов в соответствии с пунктом 4.7.1 настоящего договора (пункт 4.7.4).
В соответствии с пунктом 4.8 инвестиционного договора при осуществлении расчетов по оказанным услугам в соответствии с данным разделом настоящего договора обязательства инвестора и предприятий могут быть погашены путем зачета встречных требований в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 4.10 инвестиционного договора установлено, что прибыль, полученная в результате инвестиционной деятельности, принадлежит инвестору.
Разделом 6 инвестиционного договора установлены сроки реализации проекта: договор действует с даты его заключения в течение 6 лет (пункт 6.1); срок разработки проектной документации - до 3 месяцев с даты заключения договора (пункт 6.2); срок окончания работ по созданию объекта инвестиций и ввода ее в эксплуатацию - до 7 месяцев (пункт 6.3). Допускается поэтапный ввод объекта инвестиций в эксплуатацию.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 19.03.2018 сроки разработки проектной документации (пункт 6.2 инвестиционного договора) были увеличены с 3 месяцев до 8 месяцев, а срок окончания работ по созданию объекта инвестиций и ввода ее в эксплуатацию увеличен с 7 месяцев до 9 месяцев (пункт 6.3 инвестиционного договора).
Дополнительным соглашением N 2 от 28.03.2018 внесены изменения в Приложение N 2 договора - акт приемки и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций, добавлена форма акта приемки и ввода в эксплуатацию этапа объекта инвестиций (Приложение N 1 к ДС N 2 от 28.03.2018).
В соответствии с пунктом 7.1.1 инвестиционного договора с внесенными изменениями дополнительного соглашения N 3 от 14.12.2018, право собственности на объект инвестиций и движимое имущество, обеспечивающее ввод в эксплуатацию и функционирование объекта инвестиций по завершению срока настоящего договора передается г. Севастополю, от имени которого выступает Департамент.
В силу раздела 10 инвестиционного договора последний вступает в силу со дня его подписания сторонами и прекращает свое действие 8 сентября 2023 года, но в любом случае после выполнения сторонами обязательств по нему и завершения взаиморасчетов.
В соответствии с подписанным сторонами инвестиционного договора актом приемки и ввода в эксплуатацию этапа объекта инвестиций от 30.03.2018 введена в эксплуатацию инфраструктура использования в городе Севастополе Единой городской карты Севастополя и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, учета проданных билетов и совершенных проездов при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя.
Сторонами подтверждено, что Объект инвестиций введен в эксплуатацию актом от 30.03.2018. Доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта инвестиций требованиям договора, суду не представлено.
После подписания акта приемки и ввода в эксплуатацию этапа объекта инвестиций от 30.03.2018, учёт льготных категорий граждан системой учёта ООО "ЕГКС" до 01.04.2019, т.е. до момента введения персонифицированного учёта перевозки льготных категорий граждан согласно постановлению Правительства Севастополя N 188-ПП от 01.04.2019, которым был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по бесплатному провозу для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории г. Севастополя, проводился путем выдачи и использования "Служебных карт" кондукторами и водителями предприятия.
Постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2016 N 341-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета г. Севастополя Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Севэлектроавтотранс им А.С. Круподёрова" (ГУПС "Севэлектроавтотранс им А.С. Круподёрова") на возмещении затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан наземным электротранспортом" определен Порядок предоставления субсидии по льготной перевозке отдельных категорий граждан, проживающих на территории г.Севастополя.
Возмещение затрат за осуществление перевозки льготных категорий граждан в спорный период производилось с учётом коэффициента соотношения количества перевезенных льготных пассажиров к количеству платных пассажиров, установленного Постановлениями Правительства Севастополя от 14.04.2016 N 341-ПП, от 29.06.2018 N 416-ПП, от 11.02.2019 No66-ПП. В связи с чем учёт перевозки льготных категорий граждан для расчёта субсидий на период с апреля 2018 по апрель 2019, по мнению истца, не требовался.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2019 N 200-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета г. Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях а возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан наземным электротранспортом, автомобильным транспортом общего пользования и морским пассажирским транспортом общего пользования" определен Порядок предоставления субсидии по льготной перевозке отдельных категорий граждан проживающих на территории г. Севастополя и отменены
постановления N 341-ПП от 14.04.2016, N 416-ПП от 29.06.2018, N 66-ПП от 11.02.2019.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2019 N 188-ПП утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по бесплатному провозу для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории г. Севастополя.
Следовательно, персонифицированный учёт перевозки льготных категорий граждан был введен только постановлением Правительства Севастополя N 200-ПП от 01.04.2019.
Согласно актам сверки, подготовленным и предоставленным ответчиком истцу за период с апреля 2018 года по апрель 2019 года инвестор удержал денежные средства - вознаграждение в размере 5,56 % - исходя из суммы всей субсидии, получаемой предприятием.
ГУПС "Севэлектроавтотранс им А.С. Круподёрова" указал в исковом заявлении и указывает в апелляционной жалобе на то, что согласно Порядку предоставления субсидии из бюджета г. Севастополя ГУПС "Севэлектроавтотранс им А.С. Круподёрова", утвержденного постановлением Правительства Севастополя N 341-ПП от 14.04.2016 (по актам об оказанных услугах по льготной перевозке отдельных категорий граждан наземным электротранспортом по договору о предоставлении субсидии из бюджета г. Севастополя) истцу подлежало возмещению 445 450 044,24 руб. (сумма, полученная Департаментом социальной защиты г. Севастополя, рассчитанная с учетом коэффициента 2.9 согласно Постановлению N 416-ПП от 29.06.2018). В нарушение условий договора ответчиком незаконно был удержан размер вознаграждения по пункту 4.3.2 инвестиционного договора (5,56%), тогда как в спорный период времени - до 01.04.2019 - учет перевозки льготных категорий граждан для расчета субсидии не требовался и не производился ответчиком, вследствие чего не был принят истцом.
За спорный период времени оказания услуг ответчиком (с апреля 2018 года по апрель 2019 года) отчетные документы по льготникам - акты об оказанных услугах, счета, счета-фактуры регулярно не принимались и не подписывались истцом и были возвращены ответчику как необоснованно начисленные и не подтвержденные объемом оказанных услуг.
По расчету истца задолженность ответчика в пользу истца составляет 23 564 133,76 руб.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись претензии с требованиями об оплате задолженности.
Ссылаясь на оставление ООО "ЕГКС" без удовлетворения требований о возврате денежных средств, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Судом первой инстанции в удовлетворении иска отказано полностью.
Заслушав пояснения представителей ответчика, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, руководствуясь положениями статей 268, 271 АПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Из анализа пункта 1 статьи 1102 ГК РФ следует, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие трех условий: 1) приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; 2) приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего), имущество которого уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; 3) отсутствие правовых оснований для получения имущества, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, происходит неосновательно.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (пункт 2 статьи 1107 ГК РФ).
Из смысла указанных норм права следует, что требование о взыскании неосновательного обогащения может быть предъявлено лицом, за счет которого обогатилось другое лицо.
Статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, по действующему гражданскому законодательству договор является соглашением сторон, в котором они определяют взаимные права и обязанности.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или 10 иными правовыми актами, при этом в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.
Статьей 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, инвестиционный договор является заключенным и действующим.
Согласно пункту 2.3 инвестиционного договора предприятие обязалось оплачивать вознаграждение инвестору в соответствии с условиями договора.
Так, положениями пункта 4.3.1 инвестиционного договора инвестор оказывает услуги предприятиям по учету оплаты стоимости услуг перевозки пассажиров, багажа, транспортных средств, а также по осуществлению безналичных расчетов за перевозку с использованием карт ЕГКС, мобильного приложения и иных способов расчетов за вознаграждение, выплачиваемое предприятиями, в размере 5,56 % от стоимости проезда пассажиров, перевозки багажа, перевозки транспортных средств.
В силу пункта 4.3.2 инвестиционного договора инвестор обязан оказывать предприятиям услуги по учёту количества поездок, совершённых льготными категориями граждан, с использованием карт типа ЕГКС за вознаграждение, выплачиваемое предприятием, перевозчиками в размере 5,56 % от размера, получаемой предприятиями, из бюджета города Севастополя, суммы возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан при осуществлении регулярных перевозок.
Срок оказания услуг, указанных в пунктах 4.3.1 и 4.3.2 инвестиционного договора, - с даты ввода объекта инвестиций или завершении этапа работ и приемки в эксплуатацию и до окончания срока действия договора.
Актом приемки и ввода в эксплуатацию этапа объекта инвестиций от 30.03.2018 введена в эксплуатацию инфраструктура использования в городе Севастополе Единой городской карты Севастополя и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, учета проданных билетов и совершенных проездов при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя.
Сторонами подтверждено, что объект инвестиций введен в эксплуатацию актом от 30.03.2018, иные акты ввода в эксплуатацию сторонами не подписывались.
Доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта инвестиций требованиям договора, суду не представлено.
Во исполнение условий пунктов 4.7.1 - 4.8 инвестиционного договора инвестор ежемесячно направлял в адрес предприятия отчетные материалы, включая акты приемки оказанных услуг.
Истцом без возражений подписаны акты приемки оказанных услуг за апрель 2018 года на сумму 1 860 483,86 руб. и июнь 2018 года на сумму 1 914 094,87 руб.
За иные периоды оказанных услуг истец отказался от подписания актов приемки оказанных услуг.
Вместе с тем, между предприятием и инвестором заключен регламент взаимодействия сторон от 03.04.2018 (далее - Регламент), согласно которому ответчик оказывает, в том числе услуги по учету количества поездок, совершенных льготными категориями граждан, с использованием карты типа ЕГКС.
В соответствии с пунктом 2.4 Регламента предприятие обязано подписать акт приемки оказанных услуг или направить инвестору мотивированный отказ от приемки услуг в течение 10 календарных дней с даты получения отчетных документов от инвестора.
В пункте 3.1 Регламента установлено, что на основании сформированной статистики о выручке предприятия, по перевозке с использованием ЕГКС, инвестор производит перечисление предприятию денежных средств за вычетом своего вознаграждения. Перечисление денежных средств производится по согласованию сторон.
Согласно пункту 3.3 Регламента, при осуществлении расчетов за оказанные услуги, обязательства инвестора и предприятия могут быть погашены путем зачета встречных требований в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Во исполнение условий договора в части взаиморасчётов между сторонами, а также с учетом непоступления мотивированного отказа от подписания актов приемки оказанных услуг по учету перевозок льготных категорий граждан за период с 01.06.2018 по 31.04.2019, ответчиком в адрес истца направлены уведомления о зачете встречных требований, а именно: от 27.12.2018 N 188 за период с 01.04.2018 по 30.11.2018; от 27.02.2019 N 39 за период с 01.12.2018 по 27.02.2019; от 03.04.2019 N 64 за период с 28.02.2019 по 01.03.2019; от 30.04.2019 N 89 за период с 01.03.2019 по 31.03.2019; от 31.05.2019 N 111 за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 (в части учета льготников с 01.04.2019 по 11.04.2019).
Указанные уведомления оставлены в установленный договором и Регламентом срок без ответа и мотивированного возражения, тем самым ответчик полагает, что истец согласился с зачетом встречных требований, а именно, в части оказания услуг инвестором, предусмотренных пунктом 4.3.2 договора.
Таким образом, при проведении взаиморасчета, инвестором удержано вознаграждение за услуги, оказанные последним в соответствии с пунктами 4.3.1, 4.3.2 за период с 01.04.2018 по 11.04.2019.
В свою очередь, город согласно пункту 2.1 инвестиционного договора, обязался принять нормативный акт, предусматривающий порядок выпуска, выдачи и обслуживания ЕГКС до 01.10.2017.
Однако, как установлено судом первой инстанции, персонифицированный учёт перевозки льготных категорий граждан был введен только постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2019 N 200-ПП.
Вместе с тем, при использовании объекта инвестиций стало возможным осуществлять учет проданных билетов и совершенных поездок всеми категориями граждан, на основании которого в последующем, производился расчет суммы субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан при осуществлении регулярных перевозок, поскольку с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций и до введения персонифицированных карт ЕГКС (01.04.2018-11.04.2019), учет количества поездок, совершенных льготными категориями граждан для расчёта размера субсидии производился исходя из данных о числе пассажиров, предоставляемых инвестором (ответчиком), что согласуется с пунктом 4.3.2 инвестиционного договора.
Кроме того, материалами дела подтверждается использование кондукторами и водителями предприятия "Служебных карт", выданных ответчиком, для учета льготных пассажиров.
В целях получения субсидий истцом в адрес ответчика направлялись запросы о предоставлении официального отчета о проведенных транзакциях по оплате пассажирами проезда в городском наземном электрическом транспорте с использованием карт ЕГКС (количестве пассажиров), для подтверждения общего количества платных пассажиров.
Кроме того, в целях возмещения истцу затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан наземным электротранспортом в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2016 N 341-ПП, от главного распределителя в адрес ответчика поступали запросы о предоставлении информации о количестве и сумме проведенных транзакций по оплате пассажирами проезда с использованием ЕГКС, на что ответчиком предоставлялась испрашиваемая информация в полном объеме.
В соответствии с письмом Департамента городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) от 13.12.2018 N 8461/10-01.1-18/2-18, приказами Департамента от 11.12.2017 N 442-ОД и N 443-ОД ГУПС "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова" в расчете экономически обоснованных тарифов на проезд наземным электрическим и городским автомобильном транспорте в расчете предельно максимального тарифа, органом регулирования были включены затраты процентной ставки в размере 5,56 % за услуги ООО "ЕГКС".
Основанием для включения данной процентной ставки в затраты предприятий послужили заявление и приложенные к нему материалы расчетов, направленное предприятием в орган регулирования, а также выполнение подпунктов 4.3.1 и 4.3.2 инвестиционного договора.
В соответствии с письмом Департамента от 29.10.2020 N 8768/01-03-01.1-18/02/20 согласно пункту 28 Порядка формирования и установления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного автомобильного транспорта, наземного электрического транспорта и морского транспорта по внутригородским, пригородным и смежным межрегиональным маршрутам регулярного сообщения по регулируемым тарифам на территории города Севастополя", утвержденного приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 16.10.2017 N 347-ОД, тарифы на перевозки пассажиров рассчитываются исходя их расчётного объема необходимой валовой выручки (далее - НВВ) перевозчика и прогнозируемого объема оказания данного вида услуг, которая в свою очередь, согласно пункту 4 Порядка, это расчетный объем денежных средств, необходимый перевозчику для возмещения затрат на обслуживание маршрута (маршрутов) соответствующего сообщения и получения экономически обоснованной прибыли.
Руководствуясь пунктами 4.3.1 и 4,3.2 договора, органом регулирования при расчете экономически обоснованного тарифа (далее - ЭОТ) на перевозку пассажиров и багажа, в составе НВВ, а именно в статье "Прочие расходы" - расчетов ГУПС "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" учтены затраты за услуги, предоставляемые ООО "ЕГКС" в размере 5,56% от стоимости проезда пассажиров, перевозки багажа, а именно: - на 2018 год - городской наземный электрический транспорт, размер ЭОТ составляет 23,11 руб., затраты на услуги ООО "ЕГКС" заложены в размере 36 815 190 руб.; на 2019 год - городской наземный электрический транспорт, размер ЭОТ составляет 25,60 руб., затраты на услуги ООО "ЕГКС" заложены в размере 37 334 720 руб.; на 2019 год - автомобильный транспорт (внутригородские маршруты регулярного сообщения), размер ЭОТ составляет 35,19 руб., затраты на услуги ООО "ЕГКС" заложены в размере 7 163 260 руб.
В связи с введением в апреле 2019 года персонифицированных карт ЕГКС, позволяющих вести учет проезда льготной категории граждан для расчета субсидий без применения данных, предусмотренных пунктом 8 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2016 N 341-ПП, между сторонами инвестиционного договора было заключено дополнительное соглашение N 4 от 13.05.2019, согласно которому пункт 4.3.2 инвестиционного договора изложен в новой редакции: услуги, оказываемые предприятиям по учету количества поездок, совершенных льготными категориями граждан с использованием персонифицированных карт ЕГКС за вознаграждение, выплачиваемое предприятиями из бюджета города Севастополя суммы возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозке отдельных категорий граждан при осуществлении регулярных перевозок.
Доводы истца о том, что учет льготных категорий граждан системой учета ООО "ЕГКС" не требовался и проводился в тестовом режиме и не в полном объеме, а возмещение затрат на осуществление перевозки льготных категорий граждан производился с учетом коэффициента 2.9, установленного постановлением Правительства Севастополя N 416-ПП от 29.06.2018, действие которого продолжалось до момента введения персонифицированного учета перевозки льготной категории граждан и инвестор должен был рассчитывать суммы в размере 5,56 исходя из суммы, полученной от учета количества поездок, совершенных льготными категориями граждан с использованием карт типа ЕГКС, а не из общей суммы субсидии, поэтому вознаграждение инвестором рассчитано неверно и неправомерно удерживается, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы заявителя исследованы апелляционным судом в полном объеме, однако они не опровергают выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 мая 2021 года по делу N А84-4738/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4738/2020
Истец: ГУП города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова"
Ответчик: ООО "Единая городская карта Севастополя"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ