г. Хабаровск |
|
20 августа 2021 г. |
А73-20807/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края: Терешкевич, Е.П., представитель по доверенности от 11.01.2021;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Аллазов Н.Т.о., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 23-08;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 09.06.2021
по делу N А73-20807/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
об оспаривании требования в части
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - истец, КГБУЗ "Перинатальный центр", учреждение, медицинская организация) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ответчик, ХКФОМС, фонд) о признании недействительным требования ХКФОМС от 15.10.2020 N 28 в части обязания КГБУЗ "Перинатальный центр" возвратить в бюджет фонда средства, использованные не по целевому назначению, в размере 45 267,93 руб., а также уплатить штраф в размере 4 526,79 руб.
Решением суда от 09.06.2021 заявленное КГБУЗ "Перинатальный центр" требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требования отказать. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что между медицинской организацией и привлеченным специалистом был заключен гражданско-правовой договор, а не трудовой, в связи с чем, выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
В судебном заседании апелляционного суда представитель фонда на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель медицинской организации в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании приказов ХКФОМС от 17.04.2017 N 66 "О контроле за деятельностью медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования", от 15.08.2018 N 161 "Об утверждении Типовой программы проверки использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС" и приказа от 18.08.2020 N 195 "О проведении проверки в КГБУЗ "Перинатальный центр" фондом проведена плановая комплексная проверка учреждения по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (ТПОСМ) (проверяемый период: с 01.01.2018 по 31.12.2019).
Проверкой установлено использование учреждением средств в сумме 133 378,73 руб., не по целевому назначению.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки 05.10.2020 N 60, на основании которого учреждению выставлено требование от 15.10.2020 N 28, которым предложено в течение 10 рабочих дней с момента его получения возвратить в бюджет ХКФОМС средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 133 378,73 руб., а также уплатить штраф в сумме 13 337,87 руб.
Считая, указанное требование в части обязания КГБУЗ "Перинатальный центр" возвратить в бюджет фонда средства, использованные не по целевому назначению, в размере 45 267,93 руб., а также уплатить штраф в размере 4 526,79 руб. незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4. БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом об ОМС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 названного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 N 545-пр и от 28.12.2018 N 500-пр"), действующими в проверяемые периоды, предусмотрено, что за счёт средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС осуществляются в числе прочего мероприятия по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения).
По материалам дела судом установлено, что в спорный период учреждением за счёт средств ОМС осуществлялась выплата вознаграждения (в общем размере 45 267,93 руб.) врачу - урологу (Ярошенко В.П.) в рамках заключенных с ним в 2018-2019 договоров гражданско-правового характера за оказанные им услуги (выполненные работы) по азооспермии.
Полагая, что вознаграждение специалиста, привлеченного по гражданско-правовому договору, в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не включено, поскольку медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию, соответственно за счёт средств ОМС может оплачиваться медицинская помощь, оказываемая медицинскими работниками, состоящими в трудовых отношениях с медицинской организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности с указанием конкретного адреса её осуществления, фонд пришел к выводу о неправомерном расходовании учреждением средств ОМС на указанные цели.
Кроме того, в учреждении имеется штатный врач-уролог.
Между тем, суд не может согласиться с выводами фонда исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из буквального прочтения пункта 3.1. договоров, заключенных учреждением с Ярошенко В.П., усматривается, что стоимость работ исполнителя определена в размере, предусматривающем применение районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравниваемых к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока, с учётом НДФЛ в размере 13% и страховых взносов 27,1%, что свидетельствует о том, что Ярошенко В.П. фактически установлена заработная плата.
Как указывает учреждение, необходимость заключения договорных отношений с Ярошенко В.П. обусловлена отсутствием претендентов на полную ставку врача уролога.
Учреждение заключило трудовой договор с внешним совместителем Сорока П.В. для ведения консультативных приёмов, однако указанный специалист не владеет хирургическими методами, и у него нет опыта работы в хирургическом отделении.
В свою очередь Ярошенко В.П. является врачом урологом высшей квалификационной категории, кандидатом медицинских наук, практикующим врачом урологического отделения КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1".
При этом у КГБУЗ "Перинатальный центр", и у КГБУЗ "ККБ N 1" имеются лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю урология.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что произведенные медицинской организацией выплаты привлеченному специалисту (урологу) фактически представляют собой оплату труда (заработную плату) в рамках осуществляемых учреждением мероприятий по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), в силу чего, подлежат финансированию за счёт средств ОМС, является обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы фонда по приведенным в ней доводам.
Суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.06.2021 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-20807/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20807/2020
Истец: КГБУЗ "Перинатальный центр"
Ответчик: ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ