г. Ессентуки |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А15-5201/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Луговой Ю.Б., судей Казаковой Г.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ООО Караван" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2020 по делу N А15-5201/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лидер", г. Махачкала (ИНН 0572012959 ОГРН 1160571051376) к обществу с ограниченной ответственностью "ООО Караван", г. Махачкала (ИНН 0561044236 ОГРН 1020502527000) об обязании заключить договор и о взыскании задолженности, при участи в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "ООО Караван" - представителя Нуродиновой Ш.А. (по доверенности N 2 от 21.02.2020), от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лидер" - представителя Гаджимагомедовой Г.Г. (по доверенности N 13 от 10.08.2020),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания Лидер (далее ООО УК Лидер, истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к обществу с ограниченной ответственностью ООО Караван (далее ООО ООО Караван, ответчик, общество) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), указав способ учета ТКО по нормативу накопления ТКО, годовой объем принимаемого ТКО 26 164,42 м, ежемесячную сумму платежа в 2019 году 643 644 руб. 73 коп.; о взыскании задолженности за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 в размере 2 574 578 руб. 93 коп. (уточненные исковые требования, принятые судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Исковые требования мотивированы тем, что в силу прямого указания законодательства заключение договора на вывоз ТКО является обязательным, в связи с чем истец полагает возможным в судебном порядке обязать ответчика заключить соответствующий договор на условиях Типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд установил, что истец является региональным оператором по обращению ТКО, в связи с чем заключение договора для сторон является обязательным. Поскольку факт оказания услуг по выводу ТКО подтвержден истцом материалами дела, суд взыскал с ответчика сумму долга, определив ее по нормативу накопления ТКО, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 21.12.2018 N 338 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан".
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ООО Караван" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает на то, что истец не обосновал применение предельного размера тарифа, не ознакомил общество с территориальной схемой обращения с отходами, конкретные места накопления отходов в проекте договора не указал, услуги по вывозу отходов не оказывал, в связи с чем задолженность отсутствует, как и обязанность ее погасить. По мнению заявителя, истец неправомерно применил в расчетах приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 21.12.2018 N 338 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан", поскольку данный приказ не имеет юридической силы.
В отзыве на апелляционную жалобу, компания просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Определением от 06.07.2021 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ с целью направления в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора запроса о предоставлении дополнительных доказательств.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 07.07.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы жалобы и отзыва, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в соответствии с Соглашением от 29.11.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан по 1 и 2 зоне деятельности (г. Махачкала, г. Каспийск, г. Буйнакск, Буйнакский район, г. Кизилюрт, Кизилюртовский, Унцукульский и Кумторкалинский районы), заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, истец является региональным оператором (том 1 л. д. 48-57).
ООО УК "Лидер" с 01.01.2019 приступило к оказанию услуг по вывозу ТКО для ответчика как собственника ТКО, образующихся при использовании им торгового комплекса - рынок "Восточный" по адресу: г. Махачкала, ул. Ирчи-Казака, д. 37 А.
Как видно из материалов дела, предложение о заключении договора было размещено на официальном сайте регионального оператора www.mc-lider.ru, а также в социальной сети "Instagram", что подтверждается скриншотами страниц (том 1 л. д. 19-27).
28.05.2019 компания направила в адрес общества претензию исх. N 500 с предложением о заключении договора по типовой форме с указанием способа учета объема ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, а также об оплате задолженности в размере 2 839 151 рубля за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 (том 1 л. д. 14-16).
В связи с неполучением от общества заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, 11.06.2019 компания обратилась в адрес общества с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, проект которого направлен в адрес общества (том 1 л. д. 12).
Поскольку меры досудебного урегулирования спора не привели к его разрешению, компания обратилась в суд.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, являющемуся публичным для регионального оператора, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Форма Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункта 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на: оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как уже было указано выше, обязанность заключить договор установлена императивно, ответчик не мог отказаться от заключения договора, а могло лишь вступить в процедуру урегулирования разногласий.
С иском об урегулировании разногласий в договоре ответчик не обращался.
Факт наличия между сторонами заключенного договора исключает возможность обращения с иском о понуждении к его заключению. Договор уже считается заключенным, его условия определены императивно согласно форме типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641".
Соответственно способ защиты истцом избран неверно, в связи с чем в удовлетворении иска в части обязания заключить договор надлежит отказать.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в течение срока действия договора. Исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статей 64, 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. При этом все представленные доказательства оцениваются арбитражным судом на предмет их относимости к рассматриваемому делу, допустимости и достоверности.
Стороны согласно статьям 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В статье 65 АПК РФ, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Региональной службы по тарифам по Республике Дагестан от 20.12.2018 N 63 утверждены единые предельные тарифы на услуги региональных операторов в Республике Дагестан, в том числе на услуги компании (295 руб. 20 коп. за 1 куб. м).
Применение истцом тарифа, установленного регулирующим органом в размере 295 руб. 20 коп. за 1 куб. м, не противоречит закону, поскольку указанный тариф не превышает предельного размера платы.
Довод ответчика о необходимости применения в расчетах тарифа в меньшем размере, чем установлено регулирующим органом, не обоснован ссылками на конкретные положения действующего законодательства.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии РД N 338 от 21.12.2018 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории РД", расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, для рынков является 1 кв.м общей площади, и составляет 0,66208409 куб.м.
Ежемесячная сумма платежа определена по формуле: общая площадь рынка (2148 кв.м) х норматив накопления ТКО, утвержденный для рынка (0,66208409куб.м) х единый тариф на услуги по обращению с ТКО в г. Махачкале (295,20 рублей с учетом НДС): 12 месяцев = 34 981 руб.20 коп.
В соответствии с пунктом 6 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО оплата за услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего месяцем, за который осуществляется оплата.
На основании вышеизложенного задолженность ответчика за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 составила 2 574 578 руб. 93 коп.
Общество расчет истца не опровергло, доказательств, подтверждающих оказание ему услуг по обращению с ТКО иной организацией, не представило.
Факт оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о движении транспортных средств, осуществляющих их вывоз, представленными компанией (том 1 л. д. 121-132).
Собственное место (площадка) накопления для складирования ТКО у ответчика отсутствует.
Согласно представленным отчетам по зонам из сведений системы ГЛОНАСС о передвижении мусоровозов компанией осуществлялся вывоз отходов с контейнерных площадок по адресам: рынок "Восточный" по адресу: г. Махачкала, ул. Ирчи-Казака, д. 3, который находятся в непосредственной близости от объекта общества.
Таким образом, судом установлено, что у ответчика имелась возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя вышеуказанные контейнерные площадки, находящиеся в непосредственной близости.
Общество не представило доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами по вывозу ТКО, оказываемыми истцом.
Довод жалобы о том, что приказ Минприроды РД от 21.12.2018 N 338 не имеет юридической силы - отклоняется, поскольку является необоснованным и противоречащий сложившейся судебной практике по аналогичным спорам (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2020 по делу N А15-4443/2019, от 19.01.2021 по делу N А15-6619/2019).
При этом, установленные приказом Минприроды РД от 31.10.2019 N 208 (находится в свободном доступе на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сети Интернет) нормативы накопления твердых коммунальных отходов, идентичны тем, которые были установлены приказом Минприроды РД от 21.12.2018 N 338.
Доводы ответчика о размещении ТКО не на полигоне в ООО "Грин Тау", а на объекте хранения отходов "Черкесе кутан", отклоняется, как не имеющий правового значения. Объект в районе "Черкесс-кутан" является согласно территориальной схеме обращения с отходами Республики Дагестан от 2016 года объектом временного накопления отходов сроком до 11 месяцев. При этом, ООО УК "Лидер" как региональный оператор осуществляет деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, что также указано в Соглашении с Минприродой РД от 29.11.2018 г. и в силу изложенного, используя указанный объект для временного накопления ТКО, не нарушает схему потока движения отходов.
Вопросы соблюдения региональным оператором ООО УК "Лидер" потоков движения отходов относится к компетенции уполномоченных контрольно-надзорных органов, к которым ООО "Караван" не относится, в связи с чем не вправе давать заключения по указанному вопросу.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество самостоятельно осуществляет сбор ТКО в виде бумаги и картона V класса опасности отходов, которые он прессует и складирует на своей территории в арендованном помещении ООО "Дагстройтехнолнзинг", отклоняется как основанный на неправильном понимании и применении норм действующего законодательства РФ в области обращения с отходами, и не соответствуют принципам допустимости доказательств.
Ссылка ответчика на раздельный сбор ТКО в виде картона и бумаги не состоятельна, поскольку раздельного сбора ТКО на территории Республики Дагестан не введено, в территориальной схеме обращения с отходами Республики Дагестан, размещенной на сайте Минприроды Республики Дагестан в разделе "деятельность", подраздел "обращение с отходами", нет мест накопления ТКО с раздельным сбором, не утвержден соответствующий тариф на услуги регионального оператора при раздельном сборе ТКО. Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО запрещается организовывать места (площадки) накопления отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора (Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572).
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалованный судебный акт в части взыскания с общества долга за услуги по вывозу ТКО соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2020 по делу N А15-5201/2019 в части обязания общества с ограниченной ответственностью "ООО Караван" заключить договор - отменить, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований в указанной части - отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2020 по делу N А15-5201/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лидер", г. Махачкала (ИНН 0572012959 ОГРН 1160571051376) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "ООО Караван", г. Махачкала (ИНН 0561044236 ОГРН 1020502527000) 1 500 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5201/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЛИДЕР"
Ответчик: ООО " КАРАВАН "
Третье лицо: Нуродинова Шахрузат Абдуразаковна