г. Владивосток |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А51-10185/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России",
апелляционное производство N 05АП-4875/2021
на решение от 05.07.2021
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-10185/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН 2539063082, ОГРН 10425040583433)
к акционерному обществу "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000)
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по протоколу от 15.06.2021 N АП-25/4/1481,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю: Косарева А.С. по доверенности от 28.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 29148 от 10.06.2019);
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее - заявитель, административный орган, Управление Роскомнадзора по Приморскому краю) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" (далее - ответчик, АО "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по протоколу об административном правонарушении от 15.06.2021 N АП-25/4/1481.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2021 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В обоснование своей правовой позиции общество приводит доводы об отсутствии состава правонарушения, настаивая на том, что факт правонарушения подтвержден недопустимыми доказательствами. По мнению апеллянта, акт мониторинга и рабочие ведомости являются ненадлежащими доказательствами, так как составлены работниками Федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" (далее - ФГУП "ГРЧЦ"). В свою очередь, ни положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ни нормами Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, не предусмотрена возможность привлечения к участию в проведении мероприятия по государственному контролю ФГУП "ГРЧЦ".
С учетом мнения представителя Управления суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя апеллянта.
Поступивший через канцелярию суда от Управления Роскомнадзора по Приморскому краю письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен коллегией к материалам дела.
Представитель административного органа на доводы апелляционной жалобы возразил по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ АО "Почта России" создано путем реорганизации в форме преобразования и зарегистрировано в качестве юридического лица 01.10.2019 Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1197746000000, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 7724490000.
АО "Почта России", являясь полным правопреемником ФГУП "Почта России", осуществляет лицензируемый вид деятельности в области услуг почтовой связи на основании лицензии N 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок до 11.04.2023.
В соответствии с пунктом 5 лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В ходе проведения планового мероприятия систематического наблюдения в отношении АО "Почта России", проводимого Управлением Роскомнадзора по Приморскому краю без взаимодействия с проверяемым лицом, на основании приказа от 24.03.2021 N 11-нд, выявлены следующие нарушения оформления почтовых ящиков на территории Владивостокского почтамта (6 почтовых ящиков), Артемовского почтамта (1 почтовый ящик), Спасского почтамта (1 почтовый ящик).
Так, 05.04.2021, 15 час. 40 мин., г. Владивосток, ул. Никифорова, д. 37, п/я без номера: на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
-05.04.2021, 16 час. 00 мин., г. Владивосток, ул. Героев Хасана, д. 4, п/я без номера: на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере.
-06.04.2021, 12 час. 30 мин., г. Владивосток, ул. Светланская, д. 76, п/я без номера: на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
-06.04.2021, 13 час. 15 мин., г. Владивосток, ул. Толстого, д. 38, п/я беЗ номера: на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
-13.04.2021, 13 час. 51 мин., г. Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, д. 1596, п/я без номера: на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере.
-15.04.2021, 17 час. 50 мин., г. Владивосток, ул. Успенского, д. 112, п/я N 279: на почтовом ящике отсутствует информация о днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
-26.04.2021, 10 час. 20 мин., г. Артем, ул. Донбасская, д. 19, п/я без номера: на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
-22.04.2021, 11 час. 40 мин., Черниговский р-н, с. Черниговка, ул. 8 марта, д. 9 (в помещении ОПС 692372), п/я без номера: на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере.
Усмотрев в действиях АО "Почта России" нарушения требований абзаца 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), пункта 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), и пункта 5 лицензионных требований от 11.04.2018 N 162571 на предоставление услуг почтовой связи, указывающие на наличие события административного правонарушения, в отношении АО "Почта России" 15.06.2021 административным органом составлен протокол об административном правонарушении NАП-25/4/1481, действия общества квалифицированы в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного дела в порядке абзаца четвертого части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены Управлением в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, по результатам рассмотрения которого судом принято решение о признании АО "Почта России" виновным в совершении вменяемого правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения (лицензии).
Субъектом данного правонарушения является лицо, на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 названного Закона соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Как определено в пункте 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по оказанию услуг связи.
По правилам статьи 29 Закона N 126-ФЗ оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии.
Согласно статье 16 Закона N 126-ФЗ качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Обязанность оператора связи оказывать услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи установлено также абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ.
Согласно пункту 5 лицензионных требований от 11.04.2018 N 162571 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Взаимоотношения между пользователями услуг почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234.
В соответствии с пунктом 8 Правил оказания услуг почтовой связи на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Таким образом, одним из условий осуществления обществом лицензируемого вида деятельности является соблюдение лицензионных требований в виде соответствия нормативным требованиям почтовых ящиков.
Вместе с тем из материалов дела усматривается допущение АО "Почта России" при осуществлении деятельности почтовой связи нарушений лицензионных требований в виде несоответствия нормативным требованиям почтовых ящиков в вышеуказанных населенных пунктах, что подтверждается материалами административного дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 05.04.2021 N АП-25/4/1481, протоколами мониторинга от 05.04.2021, N 25-018-003/ПЯ, от 06.04.2021 N 25-007-011/ПЯ, от 16.04.2021 N 25-006-004/ПЯ, от 17.04.2021 N 25-007-013/ПЯ, от 22.04.20-21 N 25-013-006/ОПС.
Таким образом, наличие в действиях АО "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Довод апеллянта об отсутствии состава правонарушения ввиду представления административным органом недопустимых доказательств, составленных неуполномоченным лицом, рассмотрен и мотивированно отклонен судом первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 8 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, передаваемых в ведение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации", федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Дальневосточного Федерального округа" является подведомственной Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) организацией.
Из пункта 1.1 Устава ФГУП "ГРЧЦ", утвержденного приказом Роскомнадзора от 16.08.2017 N 162, следует, что ФГУП "ГРЧЦ" осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом.
Пункт 2.2.15 Устава регламентирует участие в установленном порядке в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно приказу Руководителя Управления N 90-нд от 29.06.2020 "О проведении планового систематического наблюдения" филиал ФГУП "ГРЧЦ" в ДВФО был привлечен к проведению систематического наблюдения, то есть Управление наделило ФГУП "ГРЧЦ" полномочиями по проведению систематического наблюдения.
Согласно пп. "в" п. 6.1 Методических рекомендаций, утвержденных Заместителем руководителя Роскомнадзора 21.02.2020 Панковым А.А., при проведении систематического наблюдения и мониторинга предметом наблюдения (контроля) является выполнения правил оказания услуг почтовой связи.
В пункте 6.1.1 Методические рекомендации указано, что в период проведения систематического наблюдения должностные лица ГРЧЦ проводят исследования параметров контроля, результаты которых фиксируют в рабочих ведомостях, актах/протоколах мониторинга.
В соответствии с пунктом 7.5.1.4 Методические рекомендации должностные лица ГРЧЦ обязаны контролировать правильность оформления почтовых ящиков на обслуживаемой оператором почтовой связи территории.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 Методических рекомендаций по результатам мониторинга, проведенного ГРЧЦ, составляется акт (заключение) мониторинга, а по результатам систематического наблюдения территориальным органом составляется акт систематического наблюдения.
Таким образом, ФГУП "ГРЧЦ ДФО" обладает необходимой компетенцией для фиксации фактических обстоятельств, имевших место при осуществлении услуг почтовой связи, а составляемые ими документы имеют доказательственное значение.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
В силу осуществления лицензируемого вида деятельности на общество возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, каких-либо объективных препятствий к соблюдению требований законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Доказательства, исключающие возможность соблюсти правила, за нарушение которых частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях лицензиата состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КОАП РФ, являются верными.
Имеющиеся в деле доказательства апелляционный суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Следовательно, у административного органа имелись законные основания для составления в отношении общества по факту выявленных нарушений протокола об административном правонарушении от 15.06.2021 N АП-25/4/1481, квалифицирующего его действия по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие при составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заявителем обеспечены и соблюдены.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное обществу противоправное деяние на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9. КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При этом в соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
На основании изложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, отягчающего ответственность общества за совершение вмененного ему административного правонарушения, а именно привлечение общества ранее к ответственности за аналогичные правонарушения, исключающее в рассматриваемом случае возможность применения наказания в виде предупреждения, и исходя из своих дискреционных полномочий, руководствуясь принципами справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также учитывая характер рассматриваемого правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленного требования административного органа и привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2021 по делу N А51-10185/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10185/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"