г. Чита |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А19-6329/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6329/2021 по заявлению Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323) к обществу с ограниченной ответственностью "Транспорт" (ОГРН 1153850049033, ИНН 3808192588) о взыскании 4000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - заявитель, Центр по установлению пенсий N 1, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Транспорт" (далее - ООО "Транспорт", Общество, страхователь) финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 4000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6329/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6329/2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области поступило ходатайство о замене стороны Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 его правопреемником - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 с учетом представленных документов, в связи с подтверждением факта правопреемства установлено, что Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области является лицом, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства решения суд первой инстанции по настоящему делу.
Согласно доводам апелляционной жалобы, несвоевременная подача обществом отчетности в установленные сроки явилась основанием для привлечения общества к ответственности в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Пенсионный фонд не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что заявитель обратился в арбитражный суд о взыскании задолженности с ООО "Транспорт" после истечения установленного срока, поскольку Пенсионный орган в пределах установленного срока 09.02.2021 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
В материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 01.07.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Транспорт" в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М за периоды август-сентябрь 2018 года, январь-март 2019 года, апрель 2020 г.
В дополнение к ранее представленным сведениям Обществом 13.05.2019 представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (дополняющая) за январь-март 2019 года на 1 застрахованное лицо и 22.05.2020 представлены сведения формы СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2020 г. на 3 застрахованных лиц, в отношении которых отчетность ранее в исходных формах за указанные периоды не представлялась.
Поскольку дополнительные сведения за январь-март 2019 года на 1 застрахованное лицо и за апрель 2020 г. на 3 застрахованных лиц были представлены Обществом после установленных законом сроков для представления отчетности за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Кроме того Пенсионным Фондом установлено ненадлежащее исполнение обязанности по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета формы СЗВ-М за август-сентябрь 2018 года.
По результатам проверки представленных сведений Пенсионным фондом составлены акты от 06.02.2019 г. N 048S18190001927, N 048S18190001929, от 04.06.2019 г. N 048S18190014193, N 048S18190014194, N 048S18190020251, от 28.05.2020 г. N 048S18200014164 на основании которых приняты решения от 22.03.2019 г. N48S19190004236, N48S19190004237, от 10.07.2019 г. N 048S19190014946, N 048S19190014948, от 20.09.2019 г. N 048S19190022150, от 02.07.2020 г. N 048S19200018532 о привлечении ООО "Транспорт" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 4000 руб.
Требованиями от 24.04.2019 г. N 048S01190006860, N 048S01190006862, от 09.08.2019 г. N 048S01190020952, N 048S01190020954, от 23.10.2019 г. N 048S01190027826, от 28.07.2020 г. N 048S01200019135 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес ООО "Транспорт" по почте и по телекоммуникационным каналам связи, страхователю было предложено в сроки до 16.05.2019 г., 27.08.2019 г., 13.11.2019 г. и 17.08.2020 г. уплатить финансовые санкции.
В связи с неисполнением ООО "Транспорт" требований от 24.04.2019 г. N 048S01190006860, N 048S01190006862, от 09.08.2019 г. N 048S01190020952, N 048S01190020954, от 23.10.2019 г. N 048S01190027826, от 28.07.2020 г. N 048S01200019135 Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 4000 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.02.2021 по делу N А19- 2475/2021 в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 10500 руб. Пенсионному фонду отказано в связи с наличием спора о праве.
Неисполнение Обществом в установленные сроки требований от 24.04.2019 г. N 048S01190006860, N 048S01190006862, от 09.08.2019 г. N 048S01190020952, N 048S01190020954, от 23.10.2019 г. N 048S01190027826, от 28.07.2020 г. N 048S01200019135 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа от 24.02.2021 по делу N А19-2475/2021 явились основанием для обращения Центр по установлению пенсий N 1 в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для привлечения страхователя к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о представлении Обществом дополняющих форм СЗВ-М за периоды январь-март 2019 года, апрель 2020 г. за пределами установленных пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сроков.
Абзацем 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с абзацами 1, 3 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в 5 установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленные сроки обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пунктов 9, 10 настоящей статьи, положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки, пеней, штрафов следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в п. 3 Определения от 08.02.2007 г. N 381-ОП указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Сроки исполнения требований от 24.04.2019 г. N 048S01190006860, N 048S01190006862, от 09.08.2019 г. N 048S01190020952, N 048S01190020954, от 23.10.2019 г. N 048S01190027826, от 28.07.2020 г. N 048S01200019135 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования были установлены Пенсионным фондом до 16.05.2019 г., 27.08.2019 г., 13.11.2019 г. и 17.08.2020 г.
Следовательно, как правильно установил суд первой инстанции, срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взысканием задолженности, указанной в данных требованиях истек 17.02.2021 г.
В арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании задолженности в размере 4000 руб. Центр по установлению пенсий N 1 обратился 25.03.2021 г., согласно оттиску календарного штемпеля органа почтовой связи на конверте, то есть после истечения установленного законом срока.
Согласно п.60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Поскольку действующим законодательством не установлен перечень обстоятельств, при которых причины пропуска могут быть признаны уважительными, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду. При этом основным критерием уважительности причин пропуска процессуального срока является наличие юридических препятствий для своевременного обращения с соответствующим заявлением в суд.
Пенсионный фонд, заявляя ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, в обоснование уважительности причины пропуска срока сослался на то, что первоначально он обратился в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного срока, но в принятии заявления о выдаче судебного приказа ему было отказано в связи с наличием спора о праве.
Указанные доводы Пенсионного фонда о причинах пропуска срока правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку то обстоятельство, что Пенсионный фонд ранее обращался в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного законом срока, не свидетельствует о соблюдении им срока на обращение за взысканием данной задолженности в порядке упрощенного производства и не влияет на порядок его исчисления. Тем более, что к попуску срока привели действия самого заявителя, связанные с подачей заявления о выдаче судебного приказа, в котором было заявлено требование, не являющееся бесспорным.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае оснований для применения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не имеется, поскольку он касается ситуации, когда судебный приказ выдавался, но был отменен, чего в настоящем случае не имеется.
Принимая во внимание, что заявитель пропустил процессуальные сроки для подачи заявления о взыскании финансовой санкции и утратил право на взыскание штрафа, то основания для удовлетворения его требования о взыскании штрафа в размере 4000 руб. у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования судом первой инстанции правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-6329/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6329/2021
Истец: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1
Ответчик: ООО "Транспорт"