г. Самара |
|
19 августа 2021 г. |
дело N А55-10003/2021 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод автоагрегатов" на резолютивную часть решения Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2021 года, принятого в порядке упрощенного производства по делу N А55-10003/2021 (судья Лукин А.Г.) по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ИНН 6316186232) к закрытому акционерному обществу "Тольяттинский завод автоагрегатов" (ИНН 6320010545) о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Тольяттинский завод автоагрегатов" (далее - ответчик) о взыскании 183 477,84 руб. задолженности по договору N ТКО-5 147 от 25.03.2019 за период с 01.01.2019 по 31.01.2020.
Решением в виде резолютивной части от 08.06.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном размере. Мотивированное решение изготовлено 25.06.2021.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что основанием для оплаты оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг является их оказание и принятие. Факт оказания и сдачи услуг должен доказать истец.
Истец таких доказательств не представил, его ссылка на то, что им оказаны услуги надлежащим образом на основании выставленных им же УПД, подписанных в одностороннем порядке, актом сверки взаимных расчетов, который подписан в одностороннем порядке, является необоснованной и не может расцениваться как доказательство фактического оказания услуг.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическое оказание услуг. Кроме того, отсутствуют доказательства объемов в размере 23,595 куб.м./мес. якобы оказанных услуг.
Впервые УПД N КУ02-001792 об оплате якобы оказанных услуг за период с 01.01.2019 года по декабрь 2020 года было выставлено истцом только 29.02.2020.
За весь спорный период ответчик самостоятельно утилизировал указанные отходы.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе с учетом дополнения.
Истец отклонил апелляционную жалобу по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее -ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-5 147 от 25.03.2019.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязался принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (далее - КГО) в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителями ТКО с региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- Закон N89-ФЗ") и Правилами N1156.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 - 2020 для населения в размере 498,47 руб./куб.м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с пунктом 12 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 23.07.2020 к договору стороны договорились производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее- Правила N505), в соответствии с приложением N 1 к договору.
Согласно приложению N 1 к договору учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется по формуле: Pi = V х Тотх где: Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО; V - объем принимаемых ТКО в месяц, согласованный сторонами (указан в Приложении N 1 и Приложении N 1.1. к Договору) - 23,595 м3; Тота - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО - 498,47 руб./куб.м + 20% НДС.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО за период: 01.01.2019 - 31.01.2020 по договору согласно указанной выше формуле, выглядит следующим образом: 23,595 куб.м в мес. х 498,47 руб./куб.м + 2 352,28 руб. (сумма НДС - 20%) = 14 113,68 руб./мес, где: 23,595 куб.м в мес. - объем принимаемых ТКО в данный период (согласно приложению N 1.1 к договору); 498,47 руб./куб.м - тариф без учета НДС - 20%; 2 352,28 руб. - сумма НДС - 20%; 14 113,68 руб. в мес. - сумма платы за услуги по обращению с ТКО за указанный период.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель ежемесячно оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Судом установлено, что с начала срока действия договора (с 01.01.2019) региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО (КГО), расположенных по адресу согласно приложению N 1 договора.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором надлежащим образом, в адрес потребителя были выставлены УПД (N КУ02-001792 от 29.02.2020, N КУ02-001793 от 29.02.2020) и УПД (N 00БП-007826 от 20.10.2020., N 00БП-007827 от 20.10.2020) на оплату услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 13 раздела V договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Потребителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих оказание региональным оператором услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате оказанных Региональным оператором услуг, на дату обращения задолженность, согласно представленному истцом расчету и акту сверки взаимных расчетов составляет 183 477 руб. за период: 01.01.2019 - 31.01.2020 (14 113,68 руб. (ежемесячная плата) х 13 (количество месяцев за взыскиваемый период).
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что услуги до февраля 2020 года ему фактически не оказывались, а истец доказательств оказания услуг не представил. Кроме того, ответчик заявил, что самостоятельно утилизировал все отходы производства.
Указанные доводы судом первой инстанции обоснованно отклонены.
При этом суд исходил из следующего. Единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156, а также в разделе V договора.
Из пояснений истца следует, что ответчик в его адрес не направлял ни одного акта о нарушении последним обязательств по договору, суду таких актов также не представлено, в связи с этим, суд первой инстанции правильно указал, что услуги по обращению с ТКО считаются оказанными надлежащим образом и подлежат оплате в полном объеме.
Суд также правильно отметил, что в соответствии с пунктом 12 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 23.07.2020 к договору стороны договорились производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами N 505, следующим способом в соответствии с приложением N 1 к договору.
Согласно приложению N 1 к договору учет объема ТКО за период с 01.01.2019 по 31.01.2020 (взыскиваемый период) производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему Самарской области.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
На основании соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО осуществляется ООО "ЭкоСтройРесурс" в качестве единственного Регионального оператора на всей территории Самарской области с 01.01.2019.
В соответствии частью 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из содержания пунктов 9, 15 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 следует, что потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Закона N 89-ФЗ ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В пункте 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена в пункте 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Учитывая положения Закона N 89-ФЗ в процессе деятельности юридических лиц образуются ТКО, что влечет появление права собственности на образованные ТКО, обязанность по оплате услуг по утилизации ТКО основана на действующем законодательстве и не вытекает исключительно из договорных отношений между Региональным оператором и потребителями.
Кроме того, пунктом 23 договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 23.07.2020) предусмотрено его заключение на срок с 01.01.2019 по 31.12.2020 (включительно), а также указано, что он распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО(то есть с 01.01.2019).
Кроме того, в соответствии пунктом 8(18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, само по себе не заключение договора с региональным оператором, не освобождает потребителя от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые с 01.01.2019 никем иным, кроме как истцом, как региональным оператором, оказываться не могут.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено право потребителя самостоятельно утилизировать ТКО. Напротив, нормами действующего законодательства установлены специальные требования в области обращения с ТКО. Кроме того, статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
На основании изложенного, суд правильно указал, что осуществление деятельности по обращению с ТКО входит в компетенцию исключительно Регионального оператора, который осуществляет обращение с ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Перечень ТКО, подлежащих сбору и транспортированию Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО, определен Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Роспотребнадзор) от 22.05.2017 N 242.
Согласно ФККО, а также согласно разъяснениям Роспотребнадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733, к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. Аналогичная информация содержится в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО".
Факт заключения ответчиком каких-либо договоров и их исполнение сторонами, в том числе договоров на приемку макулатуры, не является доказательством неоказания услуг Региональным оператором.
Суд правильно указал, что принимаемый объем ТКО в месяц в размере 23,595 куб.м за период с 01.01.2019 по 31.01.2020 установлен соглашением сторон исходя из количества расчетных единиц, предоставленных потребителем и указан в столбце 16 графы 1 в приложении N 1, а также в приложении N 1.1 об объемах принимаемых ТКО к дополнительному соглашению N 1 (к договору) от 23.07.2020, подписанному сторонами без разногласий.
Таким образом, принимаемый объем ТКО в размере 23,595 куб.м. является договорным и согласован сторонами.
При таких обстоятельствах заявленные требования судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10003/2021 (резолютивная часть от 08 июня 2021 года, мотивированное решение от 25 июня 2021 года), принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод автоагрегатов" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Судья |
Демина Е.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10003/2021
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ЗАО "Тольяттинский завод автоагрегатов"