город Самара |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А55-5176/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 (судья Копункин В.А.) по делу N А55-5176/2021 в порядке упрощенного производства по иску акционерного общества "РН-Транс" к открытому акционерному обществу "Российские железнодорожные дороги" о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железнодорожные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 535 892 руб. 69 коп. пени (уточненные исковые требования).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 227 347 руб. 39 коп. пени за просрочку доставки груза, 8314 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней истец просит решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 отменить, принять новый судебный акт, иск удовлетворить полностью.
Апелляционная жалоба и дополнение к ней мотивированы неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "РН-Транс" (далее - Истец) принял на себя обязательства по перевозке груза по железнодорожным накладным, указанным в расчете к иску.
В процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Ответчик), являясь перевозчиком, нарушило нормативный срок доставки груза, предусмотренный Правилами N 245.
Таким образом, Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
В связи с нарушением Ответчиком срока доставки груза, истцом, с учетом уточнения исковых требований, начислены пени в размере 535 892 руб. 69 коп.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, Истцом в адрес Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" были направлены досудебные претензии N N ПС-3450-У-2020 от 24.09.2020, ПС-0198-У-2021 от 27.01.2021 с расчетами размера пени за просрочку доставки вагонов.
Однако Ответчиком досудебная претензия была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основания для обращения истца в арбитражный суд с иском к ответчику.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки, перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнера с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В силу п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ N 245 от 07.08.2015 (далее - Правила N 245) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению в установленные сроки.
Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.
Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В представленном отзыве на иск, ответчик полагал необходимым отклонить сумму пени в размере 211 110 руб. 71 коп.
Исковые требования заявлены без учета того, что сроки доставки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки увеличиваются на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика в соответствии с п.6.10 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 и без учета ст. 97 УЖТ РФ.
Так по железнодорожным накладным N N ЭЧ974990, ЭЧ961852. ЭЧ961619.
ЭШ546617, ЭШ049300, ЭЫ504231, ЭЫ503874, ЭЫ412665, ЭЫ412507, ' ЭЫ700112, ЭЫ699822, ЭЫ661541 вагоны были задержаны в пути следования на территории морского перевозчика в связи с неблагоприятными погодными условиями согласно представленным справкам ФГБУ "Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Крымское УГМС").
По данным Гидрометеорологического бюро Керчь ФГБУ "Крымское УГМС" по северной части Керченского пролива в районе Керченской паромной переправы в период с 01.03.2020 по 15.03.2020, 01.02.2020 по 14.02.2020, 15.02.2020 по 29.02.2020 наблюдались неблагоприятные погодные условия (подтверждается справками N 26-04/286 от 09.10.2020, N 26-04/61 от 14.02.2020, N 26-04/247 от 08.09.2020).
В связи с чем, отклонена сумма пени в размере 208 962 руб. 12 коп.
Кроме того по вышеуказанным накладным истец в нарушение ст. 97 УЖТ РФ при расчете суммы пени включил дополнительные сборы.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Провозная плата - это плата за перевозку грузов, определяемая на основании тарифов и утверждаемых в порядке, установленном транспортными Уставами и кодексами (ст. 2 Устава ж.д. транспорта РФ, ст. 790 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 790 ГК РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 790 ГК РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В рассматриваемом случае, плата за перевозку грузов определяется в соответствии с Прейскурантом N 10-01, утвержденным Постановлением ФЭК от 17.07.2003 N 47-т/5.
Истец в нарушение ст. 790 ГК РФ и ст. 97 ФЗ "УЖТ РФ" начислил пени исходя из провозной платы с прибавлением суммы дополнительных платежей, однако указанные нормативные акты в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно провозную плату без учета сумм сборов и плат. Сбор за охрану груза, за предоставление подвижного состава и других плат рассчитывается в соответствии с Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов, утв. Постановлением ФЭК РФ N 35/15 от 19.06.2012 г., в состав провозной платы не входят, являются сборами за дополнительную операцию.
Таким образом, сбор за охрану, другие сборы и платы не подлежат включению в расчет пени за просрочку в доставке грузов, соответственно представленный Истцом расчет противоречит требованиям ст. 790 ГК РФ, ст. 97 УЖТ РФ и Правилам перевозок, соответственно является незаконным и необоснованным.
Кроме того, исковые требования по железнодорожным накладным N N ЭЧ974990, ЭЧ961852, ЭЧ961619, ЭШ546617, ЭШ049300, ЭЫ504231, ЭЫ503874, ЭЫ412665, ЭЫ412507, ЭЫ700112, ЭЫ699822, ЭЫ661541 заявлены без учета того, что сроки доставки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки увеличиваются на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика в соответствии с п.6.10 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N245 (далее -Правила).
На основании вышеизложенного, а также с учетом доводов, изложенных в отзыве на исковое заявление, суд первой инстанции отказал в требовании истца в размере 208 962 руб. 12 коп.
Расчет истца признан судом первой инстанции верным в части начисления пени в размере 324 781 руб. 98 коп.
В процессе рассмотрения спора ответчик заявил о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец возражал против снижения неустойки.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Согласно пунктам 73 и 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2000 N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При таких обстоятельствах задача суда состоит в устранении явной несоразмерности договорной ответственности, следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
Сведений о том, какие последствия имеют для истца нарушение ответчиком требований договора истец не представил.
Принимая во внимание доводы сторон, а также размер пени, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер начисленной истцом неустойки несоразмерен последствиям нарушения обязательства, может привести к получению истцом необоснованной выгоды, и снизил общий размер пени на 30% до 227 347 руб. 39 коп.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 330, 333, 784, 785, 790, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 71, 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 29, 97 Устава Железнодорожного транспорта Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск частично, взыскал с ответчика в пользу истца 227 347 руб. 39 коп. пени за просрочку доставки груза, 8314 руб. расходов по государственной пошлине, а в остальной части иска отказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 по делу N А55-5176/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) из федерального бюджета Российской Федерации 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 04.06.2021 N 85537.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5176/2021
Истец: АО "РН-Транс", АО "РН-Транс" в лице филиала в Республике Башкортостан
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: ОАО "РЖД"