город Воронеж |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А48-8351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Залегощь-Агро": Недава С.В., представителя по доверенности N 1 от 11.01.2021;
от Департамента сельского хозяйства Орловской области: Яковенко С.С., представителя по доверенности N вн-6-1/999 от 15.07.2021 ( до перерыва);
от Администрации Мценского района Орловской области: Стребковой Д.Ю., представителя по доверенности N 13-690 от 27.08.2020 ( после перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Мценского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.05.2021 и дополнительное решение от 16.06.2021 по делу N А48-8351/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Залегощь-Агро" (ОГРН 1105745000350, ИНН 5709004445) к Администрации Мценского района Орловской области (ОГРН 1025702656121, ИНН 5717000130) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не подписании Соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области, об обязании подписать Соглашение "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в предложенной заявителем редакции,
третье лицо: Департамент сельского хозяйства Орловской области (ИНН 5753039990),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Залегощь-Агро" (далее - ООО "ЗалегощьАгро", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Мценского района Орловской области, выразившегося в не подписании соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области; возложении на Администрацию Мценского района Орловской области обязанности подписать соглашение "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в предложенной заявителем редакции (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент сельского хозяйства Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.05.2021 признано незаконным бездействие Администрации Мценского района Орловской области, выразившееся в не подписании соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области. На Администрацию Мценского района Орловской области возложена обязанность подписать соглашение "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между 13 ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в редакции, являющейся приложением к настоящему решению.
Дополнительным решением от 16.06.2021 с Администрации Мценского района в пользу ООО "Залегощь-Агро" взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Мценского района Орловской области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила решение и дополнительное решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 05.08.2021 Администрация Мценского района Орловской области явку полномочных представителей не обеспечила.
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от Администрации Мценского района Орловской области поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечения явки представителя заинтересованного лица по причине дорожно-транспортного происшествия.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от ООО "Залегощь-Агро" поступил отзыв на апелляционную жалобу, через канцелярию суда по почте от Департамента сельского хозяйства Орловской области - отзыв на апелляционную жалобу с приложенным ходатайством о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Залегощь-Агро" и Департамента сельского хозяйства Орловской области возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение и дополнительное решение по делу законными, обоснованными и не подлежащими отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела отзывах, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции в порядке статей 163, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 12.08.2021.
Информация о перерыве в судебном заседании была размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
В продолженное после перерыва в том же судебном составе судебное заседание явились представители ООО "Залегощь-Агро" и Администрации Мценского района Орловской области.
Через канцелярию суда по почте от Департамента сельского хозяйства Орловской области поступил уточненный отзыв на апелляционную жалобу.
Иных заявлений, ходатайств, дополнений не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Мценского района Орловской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение и дополнительное решение незаконными и необоснованными, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд их отменить и принять по делу новые судебные акты.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение и дополнительное решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора субаренды от 15.11.2018 ООО "Залегощь-Агро" во временное владение и пользование за плату предоставлен земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030201;1457, общей площадью 232 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположением: Орловская область, Мценский район, Протасовское с/п, СПК "Сычи". Указанный договор субаренды заключен сроком на 5 лет с момента его регистрации в установленном порядке. Договор субаренды от 15.11.2018 был зарегистрирован Управлением Росреестра по Орловской области 06.12.2018, что подтверждается штампом регистрирующего органа на последней странице договора.
07.10.2020 ООО "Залегощь-Агро" представило в Департамент сельского хозяйства по Орловской области письмо от 06.10.2020 исх. N 107 о предоставлении субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 16.12.2019 N 689.
Письмом от 13.10.2020 исх. N 6-1/2586 Департамент сельского хозяйства Орловской области сообщил ООО "Залегощь-Агро", что для получения субсидии заявителю необходимо заключить трехстороннее соглашение "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.
Письмом от 22.05.2020 N 493 Отдел сельского хозяйства и продовольствия Администрации Мценского района отказался от подписания соглашения с ООО "Залегощь-Агро", мотивируя тем, что пунктом 2.2.1 указанного соглашения предусмотрена обязанность Администрации Мценского района по "диверсификации сельской экономики и обеспечению занятости сельского населения". Учитывая, что заявитель зарегистрирован в Залегощенском районе, ответчик счел указанный пункт соглашения неисполнимым.
Аналогичное обоснование отказа от подписания трехстороннего соглашения содержится в письме Администрации Мценского района в адрес заявителя от 03.06.2020 N 15-384.
В письме от 03.09.2020 N 814 ответчик дополнительно указал, что ООО "Залегощь-Агро", ведущее деятельность на территории Мценского района, рабочих мест для жителей Мценского района не предоставило, налоговых отчислений не производит, от социального партнерства уклоняется.
Не согласившись с решением Администрации Мценского района об отказе в заключении трехстороннего соглашения, ООО "Залегощь-Агро" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае заявителем оспаривается бездействие Администрации Мценского района Орловской области, выразившееся в не подписании соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
29.12.2006 принят Федеральный закон N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ).
Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Этот Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (статья 1 Закона N 264-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в том числе, в виде финансирования мероприятий по развитию сельского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В дальнейшем эти бюджетные средства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (статья 6 Закона N 264-ФЗ).
ООО "Залегощь-Агро" является сельскохозяйственным товаропроизводителем, зарегистрированным на территории Орловской области и осуществляющим производственную деятельность на территории Орловской области.
На территории Орловской области реализуются Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и государственная программа Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 16.12.2019 N 689 (далее - программы).
В целях обеспечения выполнения показателей программ предусмотрено заключение:
а) соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между муниципальными образованиями Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области (далее - соглашение);
б) соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между сельскохозяйственными товаропроизводителями Орловской области, муниципальными образованиями Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области (далее - трехстороннее соглашение);
в) соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между предприятиями пищевой перерабатывающей отрасли, муниципальными образованиями Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.
Формы указанных соглашений утверждены приказом Департамента от 07.02.2020 N 10. Предметом соглашения и трехстороннего соглашения является сотрудничество и скоординированные действия сторон по реализации программы в целях устойчивого развития сельских территорий на основе увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышения конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.
Согласно пункту 7 Порядка предоставления субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Орловкой области" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования продукции, сырья и продовольствия Орловской области" получатели субсидии должны соответствовать следующим требованиям
1) у получателей субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) получатели субсидии не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;
3) получатели субсидии - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидии - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
4) получатели субсидии не должны получать средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка. Такой пункт, как наличие обособленного подразделения в каждом из районов, где сельхозпредприятие осуществляет деятельность, в вышеназванном Порядке предоставления субсидий не предусмотрен и не может являться основанием к не подписанию трехстороннего соглашения.
Заключение трехстороннего соглашения является обязательным условием получения сельскохозяйственным товаропроизводителем государственной бюджетной поддержки в форме субсидий в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 08.04.2020 N 219 "Об утверждении порядка предоставления субсидии на стимулирование увеличения производства масличных культур", постановлением Правительства Орловской области от 20.12.2019 N 700 "О предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования", постановлением Правительства Орловской области от 30.03.2016 N 102 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса", постановлением Правительства Орловской области от 16.12.2019 N 689 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", постановлением Правительства Орловской области от 04.03.2013 N 73 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее порядки получения субсидий). Перечень целевых индикаторов и показателей реализации мероприятий Программы, утвержденный в приложении к трехстороннему Соглашению, формируется из показателей, предусмотренных в вышеуказанных Порядках получения субсидий. При этом сельскохозяйственными товаропроизводителями в приложении к трехстороннему Соглашению заполняются только те показатели, которые соответствуют видам экономической деятельности, осуществляемой ими, и направлению планируемой к получению государственной поддержки.
Между Департаментом и Администрацией Мценского района Орловской области было заключено соглашение от 27.07.2020 N 17, в соответствии с пунктом 2.2.1 которого Администрация Орловского района обязуется разработать и утвердить программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2025 годы муниципального района, разработанную с учетом положений программы и основанную на принципах комплексного планирования развития территорий, рационального размещения производительных сил и расселения, диверсификации сельской экономики и обеспечения занятости сельского населения, построения эффективной системы взаимодействия крупных, средних и малых форм хозяйствования, включая организации потребительской кооперации, достижения высокого уровня развития сельской инфраструктуры с учетом реконструкции сетей, обеспечения жильем сельского населения, консолидации финансовых ресурсов для развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства.
Диверсификация сельской экономики обозначена в пункте 2.2.1 соглашения не как обязанность ответчика, а как один из принципов формирования муниципальной программы. При этом в экономической теории под диверсификацией сельского хозяйства понимается процесс, относящийся к структурированию сельскохозяйственных операций, в целях использования разнообразных видов таких ресурсов, как земля, капитал, животноводство, оборудование и других активов.
Перечень целевых индикаторов и показателей реализации мероприятий программ, утвержденный в приложении к соглашению, соответствует положениям программ и формам отчетности, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и запрашиваемым Департаментом в соответствии с пунктом 2.1.3 соглашения.
При этом перечень целевых индикаторов и показателей реализации мероприятий программ, утвержденный в приложении к трехстороннему соглашению, соответствует перечню показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий и предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2.2.5 соглашения и пунктом 2.3.1 трехстороннего соглашения: указанные значения целевых индикаторов и показателей являются базовыми и могут быть скорректированы с учетом намерений сторон по более ускоренному развитию сельскохозяйственного производства, социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и наращиванию темпов жилищного строительства в сельской местности.
Фактически соглашением от 27.07.2020 N 17 установлен следующий показатель - "количество высокопроизводительных рабочих мест". Согласно объяснениям Департамента сельского хозяйства Орловской области от 26.03.2021, этот показатель отражаем не новые, а существующие рабочие места. Увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест при этом предусмотрено только в 2022 году на 40 единиц и в 2025 голу на 20 единиц. Таким образом, за 6 лет реализации программы во Мценском районе количество высокопроизводительных рабочих мест должно быть увеличено на 60 единиц (в среднем - на 10 единиц в год).
В соответствии с пунктом 1 Методики расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2017 N 665, к высокопроизводительным рабочим местам относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).
Таким образом, в целях выполнения показателя "Количество высокопроизводительных рабочих мест" сельскохозяйственные товаропроизводители должны повышать уровень среднемесячной заработной платы работников. В связи с этим, одним из целевых индикаторов и показателей реализации программ в трёхстороннем соглашении является показатель "Среднемесячная заработная плата", который указывается в целом по организации и рассчитывается в соответствии положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
В связи с тем, что основным средством производства в сельскохозяйственном производстве являются земли сельскохозяйственного назначения, владение сельскохозяйственным товаропроизводителем земельными участками на территории муниципального образования является определяющим для заключения трехстороннего соглашения между Департаментом, заявителем, специализирующимся в отрасли растениеводства, и ответчиком, в целях дальнейшего получения субсидий в соответствии с порядком предоставления субсидии на возмещение части затрат па обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 20.12.2019 N 700.
Требований об образовании на территории муниципальных образований обособленных подразделений юридических лиц положениями программы, трехстороннего соглашения и порядками предоставления субсидий не установлено.
Заключение трехстороннего соглашения связано с предметом соглашения, в частности обеспечивает сотрудничество сторон, а также позволяет ответчику выполнить следующие обязательства по соглашению:
- проводить консультационную, разъяснительную и организационную работу с участниками программ по вопросам, касающимся реализации мероприятий программ (пункт 2.2.2. соглашения):
- вести реестр заявлений на участие в программах сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий агропромышленного комплекса (пункт 2.2.2. соглашения).
Из положений статей 50 ГК РФ и 11 Налогового кодекса Российской Федерации, что организация - получатель государственной поддержки должна обеспечить единый бухгалтерский и налоговый учет для подтверждения статуса "сельскохозяйственный товаропроизводитель".
Таким образом, как правомерно установлено судом области, требование Администрации Мценского района Орловской области к ООО "Залегощь-Агро" об образовании на территории Мценского района обособленного подразделения юридического лица противоречат нормам действующего законодательства, положениями программы, трехстороннего соглашения и порядками предоставления субсидий не предусмотрены.
При этом отсутствие обособленного подразделения на территории района, где фактически осуществляется деятельность предприятие, и как следствие отсутствие соответствующих отчислений НДФЛ, не противоречит действующему законодательству и не является основанием к не подписанию трехстороннего соглашения.
Письмом N 2200 от 04.09.2020 подтверждается тот факт, что ООО "Залегощь-Агро" состоит на учете в МРИ ФНС N 5 по Орловской области и производит отчисления по земельному налогу.
При таких обстоятельствах, законодательно предусмотренных оснований для отказа Администрации Мценского района Орловской области от подписания соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области судебной коллегией не установлено.
В соответствии с правилами доказывания, предусмотренными частью 5 статьи 200 АПК РФ, Администрацией Мценского района основания для отказа в подписании трехстороннего соглашения не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия Администрации Мценского района Орловской области, выразившегося в не подписании соглашения "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области, ввиду чего заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.
Следовательно, правомерны выводы суда области о том, что мерой, направленной на восстановление нарушенных прав заявителя, является возложение на заинтересованное лицо обязанности подписать соглашение "Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" между ООО "Залегощь-Агро", Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в редакции, являющейся приложением к настоящему решению.
Оснований для переоценки указанных выводов и обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Орловской области от 25.05.2021 и дополнительное решение от 16.06.2021 по делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 25.05.2021 и дополнительное решение от 16.06.2021 по делу N А48-8351/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Мценского района Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-8351/2020
Истец: ООО "ЗАЛЕГОЩЬ-АГРО"
Ответчик: Администрация Мценского района Орловской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ