г. Вологда |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А66-12986/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 мая 2021 года по делу N А66-12986/2018,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (после переименования - ПАО "Россети Центр"; ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107; адрес: Москва, улица Малая Ордынка, дом 15; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - Общество) о взыскании 191 964 руб. 30 коп., в том числе 137 268 руб. 20 коп. задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2014 N 69800126 за май 2018 года, 54 696 руб. 10 коп. законной неустойки за период с 14.06.2018 по 14.04.2021 и законной неустойки начиная с 15.04.2021 по день фактической оплаты основного долга в порядке и размере, предусмотренных абзацем пятым пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Решением суда от 18 мая 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также с Общества в пользу Компании взыскано 5 245 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 1 514 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на неверность принятых судом расчетов, составленных исходя из показаний общедомовых приборов учета. Указывает на нарушение порядка допуска части приборов учета в эксплуатацию, предусмотренного действующим законодательством, несоответствие приборов учета метрологическим требованиям к средствам измерений, отсутствие оснований для использования в расчетах спорных приборов учета в ветхих и аварийных домах.
Истец в отзыве считает решение суда законным и обоснованным, просит суд апелляционной инстанции решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. В связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается в материалах дела, отношения сторон в спорный период были урегулированы двусторонним договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2014 N 69800126 (в редакции, утвержденной определением Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2014 года по делу N А40-113511/2014).
В соответствии с условиями договора исполнителя (истец) обязался оказывать заказчику (ответчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральном законом основании исполнителю и (или) территориальным сетевым организациям (ТСО), к объектам электросетевого хозяйства которых имеют технологическое присоединение потребители заказчика, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Пунктом 3.2.10 договора установлена обязанность заказчика (ответчика) при возникновении у заказчика (ответчика) обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг вместе с Актом об оказании услуг, подписанным в неоспариваемой части, направлять претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг.
Также пунктом 4.1 договора установлено, что исполнитель ежемесячно в порядке, определенном сторонами и ТСО в приложении N 4 к настоящему договору, определяет объемы переданной по договору электрической энергии и мощности.
Согласно пункту 6.4 договора оплата оказанных услуг производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
Приложением 1 к договору сторонами согласованы условия расчета и порядок определения стоимости услуг.
Согласно разделу 2 приложения 1 к договору заказчик оплачивает оказанные в интересах обслуживаемых им потребителей услуги по передаче электрической энергии в расчетном периоде, определенные в соответствии с разделом 3 приложения 1 к договору, в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с формулой, указанной в разделе 3 приложения 1 к договору, стоимость электрической энергии, подлежащей оплате заказчиком, определяется исходя из объема электроэнергии и мощности, переданной потребителям по сетям исполнителя и сетям ТСО. При этом объем электрической энергии и мощность, фактически переданные в данном расчетном периоде на энергопринимающие устройства потребителей заказчика, определяются согласно пункту 2.4 и пункту 2.5 приложения 5 к договору.
Приложение 3 определяет перечень точек поставки потребителей заказчика и перечень средств измерений электрической энергии.
Приложением 4 к договору является Соглашение о взаимодействии в процессе формирования и согласования объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии (далее по тексту Соглашение) и в силу пункта 2.1 Соглашение определяет порядок действий Исполнителя, ТСО и Заказчика в процессе формирования и согласования объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии по договору.
В спорный период истец оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии потребителям ответчика, в том числе относящимся к категории "население", с использованием сетей истца и ТСО.
Факт оказания истцом ответчику в спорный период услуг по передаче электрической энергии ответчиком не оспаривается.
Акт оказания услуг по передаче энергии (мощности) от 31.05.2018 на сумму 197 044 857 руб. 19 коп. подписан заказчиком с протоколом разногласий.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности за спорный период в сумме 137 268 руб. 20 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и неустойки.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона N 35-ФЗ, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным.
Заявленные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, отражены в оспариваемом акте и получили в нем надлежащую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
В рамках настоящего дела у сторон возник спор по объему электрической энергии, учтенной общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ).
Возражения Общества сводятся к оспариванию предъявленного Компанией объема услуг, а именно ответчик ссылается на неправомерность определения истцом объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома (далее - МКД) по показаниям ОДПУ в связи с нарушением процедуры допуска приборов учета в эксплуатацию, истечением межповерочного интервала приборов учета, несоответствием прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений, установкой ОДПУ не в границах балансовой принадлежности МКД, а также на отсутствие оснований для использования показаний спорных приборов учета в качестве общедомовых в ветхих и аварийных домах.
Суд первой инстанции согласился с доводами истца, который определяет объем услуг по показаниям ОДПУ, и отклонил возражения ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 37 Закона N 35-ФЗ отношения по договору энергоснабжения регулируются Основными положениями в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных, в том числе с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета, при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом.
В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности; при отсутствии технической возможности установки прибора учета на указанной границе прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к ней.
Положения Закона N 261-ФЗ устанавливают приоритет учетного способа определения объема поставленных энергоресурсов, основанного на его измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Ввиду того, что разногласия сторон касаются определения объема энергии, поставленной в жилые дома, суд первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям правомерно применил нормы жилищного законодательства.
По общему правилу, предусмотренному пунктами 42, 80 Правил N 354, статьей 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета (ОДПУ). Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ также предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 названной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу требований пункта 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в спорных МКД имеются общедомовые приборы учета электрической энергии.
Следовательно, расчет за оказанные услуги по передаче электрической энергии следует производить с применением показаний этих приборов учета.
Судом первой инстанции также установлено и следует из материалов дела, что приборы учета в спорных многоквартирных жилых домах установлены сетевой компанией в порядке, предусмотренном действовавшим в период установки законодательством.
Как ссылается истец и видно из дела, часть спорных ОДПУ установлена и введена в эксплуатацию в период действия Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530), утративших силу с введением в действие Основных положений.
Основные положения N 530 не устанавливали сроки и процедуру ввода прибора учета в эксплуатацию, обязательность составления акта допуска. В связи с этим показания ОДПУ, установленных до даты вступления в силу Основных положений, могут быть использованы для определения объема оказанных услуг.
Спорные приборы учета установлены сетевой компанией, которая должна осуществить их допуск, одновременно с установкой пломб при опосредованном (с обеспечением доступа к месту установки прибора) либо непосредственном участии управляющих организаций. Следовательно, спорные ОДПУ следует считать допущенными в эксплуатацию.
Доказательств того, что спорные приборы учета в рассматриваемый период являлись неисправными и (или) работали некорректно, ответчик в материалы не представил.
В силу изложенного подлежат отклонению и ссылки подателя жалобы на то, что акты не содержат подписей уполномоченных на то лиц, подписаны в том числе представителями сторонних организаций (представителями районных администраций), старостами по дому, старшими по дому.
Таким образом, суд первой инстанции, учтя представленные Компанией в материалы дела акты допуска приборов учета в эксплуатацию, акты проверки приборов учета, признав их относимыми и допустимыми доказательствами по делу, верно не установил наличие оснований для вывода о нарушении процедуры и порядка ввода и эксплуатации спорных ОДПУ.
Возражения ответчика в части несоответствия приборов учета метрологическим требованиям к средствам измерения также являются несостоятельными.
Из анализа пункта 81 (12) Правил N 354 следует, что прибор учета может считаться вышедшим из строя, в том числе при истечении сроков поверки прибора учета.
Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии" (далее - ГОСТ 8.259-2004).
Операции, производимые при проведении проверки, регламентированы пунктом 4.1 ГОСТ 8.259-2004: внешний осмотр; проверка изоляционных свойств; опробование и проверка правильности работы счетного механизма, стопора обратного хода и устройства переключения тарифов многотарифного счетчика; проверка порога чувствительности; проверка отсутствия самохода; определение метрологических характеристик однофазных счетчиков и трехфазных счетчиков в режиме симметричной нагрузки; определение метрологических характеристик трехфазных счетчиков в режиме несимметричной нагрузки.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ 8.259-2004 при получении отрицательного результата в процессе выполнения любой из операций поверки счетчик бракуют и его поверку прекращают.
Согласно пункту 11.4 ГОСТ 8.259-2004 оформление отрицательных результатов поверки осуществляется путем составления извещения о непригодности прибора учета; клеймо и свидетельство предыдущей поверки гасят и вносят запись в паспорт о непригодности прибора учета с указанием причин.
Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим факт несоответствия прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений и, как следствие, подтверждающим непригодность такого прибора учета к эксплуатации и использованию в расчетах, является извещение, оформленное в соответствии с требованиями названного ГОСТа, или запись в паспорте прибора учета.
Апеллянтом такие документы в материалы дела не представлены.
Нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии в соответствии с положениями пунктов 59 и 60 Правил N 354.
Доказательств того, что истечение срока межповерочного интервала приборов учета привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии, в материалы дела не предъявлено.
Также Общество полагает, что отсутствуют правовые основания для использования показаний приборов учета, установленных в МКД, признанных аварийными и ветхими.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, разъяснено, что в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом. Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах. Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Как справедливо указал суд первой инстанции, ответчиком не представлено доказательств неисправности приборов учета, а также того, что приборы учета неверно определяли объем потребленной электроэнергии, при этом в деле отсутствуют доказательства, позволяющие установить, превышает ли объем коммунальной услуги на ОДН, рассчитанный исходя из нормативов потребления, объем, определенный по показаниям спорных ОДПУ.
Таким образом, оснований не согласиться с расчетами истца и в этой части у суда не имеется.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности использования истцом показаний ОДПУ для определения достоверного объема электроэнергии, переданной в том числе в ветхие и аварийные дома.
С учетом изложенного и того, что доказательств оплаты долга ответчиком суду в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании основного долга в размере 137 268 руб. 20 коп. подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 54 696 руб. 10 коп. законной неустойки за период с 14.06.2018 по 14.04.2021 и законной неустойки начиная с 15.04.2021 по день фактической оплаты основного долга.
Поскольку факт просрочки исполнения денежного обязательства подтвержден материалами дела, требование о взыскании неустойки заявлено правомерно.
Проверив расчет неустойки, суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании пеней в заявленном истцом размере.
Требование о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 65 Постановления N 7, следовательно, правомерно удовлетворено судом.
С учетом изложенного и того, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального и процессуального права применены судом правильно, то оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18 мая 2021 года по делу N А66-12986/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12986/2018
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" филиал "МРСК Центра"-"Тверьэнерго"
Ответчик: АО "АтомЭнергоСбыт"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6378/2021
18.05.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12986/18
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-12986/18
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-12986/18