г. Самара |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А55-24427/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Поповой Е.Г., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.08.2021 в помещении суда апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2021 по делу N А55-24427/2020 (судья Рысаева С.Г.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кинельская теплоэнергетическая компания" (ИНН 6350025690, ОГРН 1186313024248), г.Кинель Самарской области, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г.Москва, третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства", о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Кинельская ТЭК"- Хижняк К.М. (доверенность от 21.05.2021),
от ОАО "РЖД" - Чернышева О.М. (доверенность от 14.08.2020),
от МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства" - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кинельская теплоэнергетическая компания" (далее - ООО "Кинельская ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения размера исковых требований) о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") задолженности по договору от 21.05.2020 N 165 за апрель 2020 года в сумме 8 758 983 руб. 36 коп., за май 2020 года в сумме 7 653 356 руб. 68 коп., за июнь 2020 года в сумме 7 406 700 руб. 99 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства" (далее - МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства").
Решением от 31.05.2021 по делу N А55-24427/2020 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ООО "Кинельская ТЭК" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ООО "Кинельская ТЭК" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "Кинельская ТЭК" (организация ВКХ) и ОАО "РЖД" (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 21.05.2020 N 165 (с протоколами разногласий и согласования разногласий), по которому организация ВКХ обязалась подавать абоненту на объекты, согласованные приложением N 5 договора, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент - оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором.
С 01.12.2019 поставка коммунального ресурса осуществлялась на следующие объекты абонента: нежилые помещения г.Кинель, ул.Д.Бедного-Октябрьская (граница раздела - ВК7); нежилые помещения (ПТО Ваг.Депо ВЧД-8) г.Кинель, ул.Золинская-Октябрьская (ВК6); нежилое помещение (четная горка) г.Кинель, ул.Октябрьская, 16 (ВК2); нежилые помещения (район металлобазы) г.Кинель, ул.Промышленности (ВК 1); 3 ПОСТ г.Кинель, ул.Первомайская Дв (ВК21); ВЧД г.Кинель, ул.Первомайская (котельная ВРК-1) (ВК 18); компрессорная ШЧ г.Кинель, ул.ЖД Советская (ВК 16); ВОХР г.Кинель, ул.ЖД Советская (ВК 13); мастерские ШЧ г.Кинель, ул.ЖД Советская (ВК 12); нежилые помещения Контора ДТВ (лок.депо) г.Кинель, ул.ЖД Советская (ВК 11); компрессорная ПЧ г.Кинель, ул.ЖД Советская (ВК 11); ШЧ-6 Адм.здание (ВК 10); служебно-бытовой корпус (восстановительный поезд) г.Кинель, ул.Октябрьская, 52 (ВК 5); нежилые помещения (дортехшкола) (ВК 15); нежилое помещение (товарная контора) (ВК 3); нежилое помещение (здание ПМС-208) (ВК 19); нежилые помещения (Гараж ПЧ-12) (ВК 20); ЭЧ-6 (ВК 9); ПМС-208 (контора) ГВС.
Учет количества потребленных коммунальных ресурсов производился в соответствии со ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв.Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776; далее - Правила N 776) и разделом 5 договора.
Так по услуге водоснабжения:
- на основании показаний приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности. Поставка коммунального ресурса "водоснабжение" осуществлялась через 18 границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, установленных договором. Абонентом установлены приборы учета на 12 границах балансовой принадлежности (12 прибор учета введен в эксплуатацию 20.04.2020);
- расчетным методом учета пропускной способности устройств (на основании условий договора и положений Правил N 776).
В соответствии с пп."г" п.14 договора абонент обязан установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности в срок до 01.04.2020.
П.21 договора предусмотрено, что в случае не установки абонентом приборов учета на границах эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности до 01.04.2020 количество потребленной воды и отведенных сточных вод устанавливаются расчетным способом в соответствии с Правилами N 776.
Согласно пп."в" п.16 Правил N 776 в случае неисполнения абонентом обязанности по установке прибора учета на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности в предусмотренный договором срок, для определения объема потребляемой холодной воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 м в секунду.
В рассматриваемом периоде приборы учета потребления холодной воды на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на объектах ОАО "РЖД" (служебно-бытовой корпус (восстановительный поезд) г.Кинель, ул.Октябрьская, 52 (граница раздела - ВК5); нежилые помещения (дортехшкола) (ВК 15); нежилое помещение (товарная контора) (ВК 3); нежилое помещение (здание ПМС-208) (ВК 19); нежилые помещения (Гараж ПЧ-12) (ВК 20); ЭЧ-6 (ВК 9)) - отсутствовали, определение объема потребляемой воды расчетным методом по сечению осуществлялось с 01.04.2020 по настоящее время.
На объекте ОАО "РЖД" (ШЧ-6 Адм.здание (ВК 10)) прибор учета введен в эксплуатацию 20.04.2020, определение объема потребляемой воды расчетным методом по сечению производилось с 01.04.2020 по 20.04.2020.
Учитывая, что абонент в установленный договором срок приборы учета на границе эксплуатационной ответственности не установил, по соглашению сторон все приборы учета не на границе считались выведенными из эксплуатации с 01.04.2020, и объем потребляемой абонентом воды на объектах с не установленными на границе приборами учета с 01.04.2020 стал определяться расчетным способом на основании пп."в" п.16 Правил N 776 (применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 м в секунду используется в следующих случаях: при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, приборы учета воды не установлены).
ОАО "РЖД" в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указало на то, что в представленном ООО "Кинельская ТЭК" расчете объема поставленного ресурса на объекты, на которых не установлены приборы учета на границе эксплуатационной ответственности, некорректно применены внутренние диаметры (сечения) соответствующих трубопроводов, и представило сведения о внутреннем диаметре, со ссылкой на ГОСТ.
С учетом представленных ОАО "РЖД" сведений о внутреннем диаметре соответствующих труб, ООО "Кинельская ТЭК" уточнило свой расчет.
Оказание услуг водоотведения ООО "Кинельская ТЭК" осуществляло через 12 границ балансовой принадлежности, однако приборы учета на границах балансовой принадлежности ОАО "РЖД" не установлены.
При таких обстоятельствах объем отведенных абонентом сточных вод принимался равным объему воды, поданной абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, на основании п.11 ст.20 Закона N 416-ФЗ, п.23 Правил N 776 и п.20 договора.
ООО "Кинельская ТЭК" указывает на то, что в апреле-июне 2020 года оказало услуги водоснабжения и водоотведения, которые ОАО "РЖД" оплатило частично; общая сумма задолженности составила 23 819 041 руб. 03 коп.
В претензии от 21.07.2020 N 745 ООО "Кинельская ТЭК" предложило ОАО "РЖД" погасить задолженность в добровольном порядке, однако абонент претензию не исполнил.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "Кинельская ТЭК" с исковым заявлением в арбитражный суд.
Возражая против исковых требований, ОАО "РЖД" указало на то, что приборы учета на объектах ОАО "РЖД" установлены и в соответствии с п.42 Правил N 776 приняты в эксплуатацию гарантирующей организацией ВКХ (МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства") по ранее действующему договору.
Постановлением Администрации г.о.Кинель от 24.09.2019 N 2709 статус гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории г.о.Кинель, присвоен ООО "Кинельская ТЭК".
По мнению ОАО "РЖД", при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 21.05.2020 N 165 ООО "Кинельская ТЭК" неправомерно не были учтены введенные в эксплуатацию приборы учета холодного водоснабжения, включенные в договор от 01.01.2014 N 165.
Суд первой инстанции доводы ОАО "РЖД" правильно признал несостоятельными в связи со следующим.
Заключенный между сторонами договор холодного водоснабжения и водоотведения от 21.05.2020 N 165 соответствует правилам и нормам, обязательным при заключении и исполнении публичных договоров, в том числе единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения").
Одним из существенных условий договора водоснабжения и водоотведения является граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации ВКХ.
Согласно п.23 Правил N 644 местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.
Согласно ч.5 ст.20 Закона N 416-ФЗ приборы учета воды размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента или в ином месте в соответствии с договорами.
Аналогичная норма содержится в Правилах N 644. Так, п.35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения.
Также в соответствии с п.4 Правил N 776 приборы учета воды размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм, на абонента возлагается обязанность по установке приборов учета холодной воды именно на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации ВКХ.
Суд первой инстанции правильно отметил, что в качестве исключения из общего императивно установленного правила коммерческий учет объема поставленной воды по приборам учета, размещенным не на границе балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности, возможен только при соблюдении следующих законодательно установленных условий:
- иное место для установки прибора учета воды должно быть прямо предусмотрено договором между абонентом и организацией ВКХ (ч.5 ст.20 Закона N 416-ФЗ, ч.1 ст.13 Закона N 261-ФЗ, п.23, 35 Правил N 644, п.4 Правил N 776);
- учет в "ином месте" должен быть установлен на основании проектной и технической документации в соответствии с техническими условиями, выданными организацией ВКХ (п.28-46 Правил N 776);
- прибор учета в "ином месте" должен быть введен в эксплуатацию организацией ВКХ в установленном Правилами N 776 порядке (п.34-46 Правил N 776).
С учетом изложенного, а также исходя из общего принципа регулирования правоотношений сторон в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного Законом N 416-ФЗ, заключающегося в достижении и соблюдении баланса экономических интересов организаций ВКХ и их абонентов, стороны договора установили границу эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации ВКХ и обязанность абонента по установке приборов учета холодной воды и сточных вод на границе эксплуатационной ответственности сторон.
Так, пп."г" п.14 договора установлена обязанность абонента установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности в срок до 01.04.2020. Данное условие было согласовано сторонами путем подписания протокола согласования разногласий к договору, следовательно, ОАО "РЖД" приняло на себя соответствующую обязанность.
Доказательств того, что договором были предусмотрены иные места для установки приборов учета, суду не представлено.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, договором водоснабжения от 01.01.2014 с прежней ресурсоснабжающей организацией (МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства") была предусмотрена обязанность ОАО "РЖД" по установке приборов учета воды на всех границах эксплуатационной ответственности; иное место для установки приборов учета, как того требует закон (ч.5 ст.20 Закона N 416-ФЗ, ч.1 ст.13 Закона N 261-ФЗ, п.23, 35 Правил N 644, п.4 Правил N 776), договором не было предусмотрено. Сведения о спорных приборах учета этот договор не содержал. Данные обстоятельства также подтверждаются отзывом МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства".
Спорные приборы учета, размещенные не на границе эксплуатационной ответственности, не введены в эксплуатацию в установленном порядке, так как установлены с нарушением порядка, предусмотренного Правилами N 776.
Согласно п.8 Правил N 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;
в) допуск к эксплуатации узла учета.
Проектирование и установка узла учета осуществляется на основании технических условий (п.28 Правил N 776).
Допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией ВКХ на основании заявки абонента, к которой в обязательном порядке должна быть приложена заверенная копия проектной документации на оборудование узла учета, соответствующая техническим условиям.
Согласно п.39 Правил N 776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации проверке подлежит, в том числе соответствие проектной и технической документации техническим условиям.
П.40 Правил N 776 установлено, что при выявлении организацией ВКХ в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным п.39 Правил N 776, в частности, несоответствие установленного узла учета техническим условиям, узел учета не может быть допущен к эксплуатации.
Для исполнения со стороны ОАО "РЖД" соответствующей обязанности, предусмотренной ранее действующим договором водоснабжения от 01.01.2014, и для соблюдения порядка, предусмотренного Правилами N 776, прежняя организация ВКХ (МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства") 30.07.1015 по заявке ОАО "РЖД" выдала технические условия N 16 на установку приборов учета воды на всех границах эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон, в том числе по спорным объектам.
Однако до расторжения договора водоснабжения от 01.01.2014, заключенного с прежней организацией ВКХ (МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства"), технические условия N 16 в части установки приборов на семи границах эксплуатационной ответственности ОАО "РЖД" не исполнило.
ООО "Кинельская ТЭК", как новая организация ВКХ, спорные приборы учета воды, установленные не на границе эксплуатационной ответственности, в эксплуатацию также не вводило.
Доказательств установки приборов учета воды не на границе эксплуатационной ответственности с соблюдением технических условий, а также порядка, предусмотренного Правилами N 776, ОАО "РЖД" не представлено, равно как не представлено доказательств того, что договорами с прежней организацией ВКХ (МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства") и с новой организацией ВКХ (ООО "Кинельская ТЭК") были предусмотрены иные места для установки приборов учета воды.
Как следует из пояснений МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства", в соответствии с условиями договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2014 ОАО "РЖД" обязалось установить приборы учета холодной воды на всех границах эксплуатационной ответственности в срок, предусмотренный договором; границами эксплуатационной ответственности стороны установили водопроводные колодцы.
Срок исполнения абонентом обязанности по установке приборов учета потребления питьевой воды на всех границах эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон по просьбе ОАО "РЖД" неоднократно менялся путем заключения дополнительных соглашений к договору. Для определения объема потребляемых абонентом ресурсов на объектах с неустановленными приборами учета на границе эксплуатационной ответственности в период продления срока для исполнения абонентом обязанности по установке приборов на границе, дополнительными соглашениями к договору устанавливался временный договорный порядок расчета (в размере суммы показаний внутренних приборов учета и 50% от этой величины за текущий месяц). Одновременно были оформлены акты ввода в эксплуатацию на период продления срока для исполнения абонентом обязанности по установке приборов на границе. При этом ввод в эксплуатацию данных приборов учета в порядке, установленном Правилами N 776, МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства" не производился.
Для исполнения абонентом соответствующей обязанности МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства" 30.07.2015 выдало ОАО "РЖД" технические условия на установку приборов учета потребления питьевой воды на границах эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон.
Однако технические условия от 30.07.2015 N 16, а также вышеуказанное условие в договоре со стороны ОАО "РЖД" исполнены не были. Приборы учета расхода питьевой воды на семи границах эксплуатационной ответственности сторон договора до момента его расторжения ОАО "РЖД" не установило. Надлежащий коммерческий учет воды в соответствии с Правилами N 776 абонент на данных границах не обеспечил.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, спорные приборы учета не являются приборами учета, введенными в эксплуатацию в установленном порядке, и не могут применяться для целей осуществления коммерческого учета.
Согласно ч.2 ст.13 Закона N 261-ФЗ до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, учитывая положения вышеприведенных правовых норм, а также условия договора, объем поставленного ресурса за взыскиваемый период по договору по объектам с не установленными на границе эксплуатационной ответственности приборами учета, определялся расчетным способом с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
Применение расчетного способа, по сути, является механизмом воздействия на абонента с целью обеспечения им коммерческого учета воды на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности или в ином месте, прямо определенном договором.
Как указало ООО "Кинельская ТЭК", ввиду наличия у сторон договора разногласий относительно порядка применения к их правоотношениям Правил N 776, в частности, определения объема поставленного ресурса расчетным способом, ОАО "РЖД" обратилось за разъяснениями в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, которое согласно п.2 Правил N 776 уполномочено давать разъяснения о порядке применения этих правил.
В письме от 29.12.2020 N 40052-ОГ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что включение в договор водоснабжения условий, предусматривающих: 1) обязанность абонента по установке прибора учета на границе эксплуатационной ответственности в согласованный сторонами срок; 2) условие, согласно которому при неисполнении абонентом обязанности по установке прибора учета на границе в предусмотренный договором срок, введенный ранее прежней ресурсоснабжающей организацией прибора учета не на границе эксплуатационной ответственности будет считаться выведенным из эксплуатации и объем потребляемой абонентом воды будет определяться расчетным способом согласно пп."в" п.16 Правил организации коммерческого учета воды - не противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО "Кинельская ТЭК" обоснованно применяло расчетный способ (пп."в" п.16 Правил N 776) для определения объема потребленной воды.
Довод ОАО "РЖД" о том, что законодатель предусматривает полную передачу технической документации при смене гарантирующей организации, является несостоятельным.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность по передаче технической документации всех подключенных к присоединенной сети нежилых помещений абонентов от прежней гарантирующей организации новой, а также порядок такой передачи.
Техническая документация, касающаяся водоснабжения и водоотведения объектов ОАО "РЖД", в том числе на приборы учета, от МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства" в ООО "Кинельская ТЭК" не передавалась.
Довод ОАО "РЖД" о том, что объем ресурса должен быть определен по приборам учета не на границе с учетом потерь на основании п.21 Правил N 776, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, отступление от правила по установке прибора учета воды на границе эксплуатационной ответственности, возможно только по соглашению сторон; при этом в договоре должно быть определено "иное место" для его установки.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в случае отсутствия такого соглашения между сторонами и при наличии в договоре даты, до которой абонент обязан установить приборы учета на границе эксплуатационной ответственности, при неисполнении такой обязанности применению подлежит п.16 Правил N 776.
ОАО "РЖД" также указывает, что Законом N 261-ФЗ не определены требования по переносу приборов учета, установленных не на границе эксплуатационной ответственности.
Вместе с тем, отсутствие в законе требования о переносе счетчиков не лишает сторон права при заключении договора в целях достижения баланса интересов сторон предусмотреть обязанность по установке приборов учета воды на границе с учетом общего правила к месту его размещения, что не противоречит действующему законодательству.
При этом порядок, требования к установке и допуску к эксплуатации прибора учета воды, в том числе, на границе эксплуатационной ответственности определены разделами 5, 6 Правил N 776.
ООО "Кинельская ТЭК" сослалось на то, что во исполнение пп."г" п.14 договора ОАО "РЖД" обратилось в ООО "Кинельская ТЭК" за техническими условиями на проектирование узлов учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности лишь в сентябре 2020 года. В ответ на обращение ООО "Кинельская ТЭК" выдало абоненту технические условия, которые до настоящего времени абонентом не исполнены. Прибор учета в соответствии с техническими условиями установлен только по объекту "Гараж ПЧ-12".
С учетом изложенного, приняв во внимание отсутствие доказательств погашения задолженности на дату рассмотрения настоящего дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "Кинельская ТЭК".
ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции неверно применил норму материального права при выборе способа расчета для определения объема поставленного по договору ресурса.
Этот довод общества является несостоятельным. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с пп."в" п.16 Правил N 776 объем поставленного ресурса за взыскиваемый период по договору по объектам с отсутствующими на границе эксплуатационной ответственности приборами учета, определяется расчетным способом с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.
ОАО "РЖД" указывает, что приборы учета воды, размещенные не на границе эксплуатационной ответственности, установлены и введены в эксплуатацию в соответствии с Правилами N 776 в рамках ранее действующего договора от 01.01.2014 с МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства".
Между тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные приборы учета не являются приборами учета, введенными в эксплуатацию в установленном Правилами N 776 порядке, и для целей коммерческого учета применяться не могут.
Договором водоснабжения от 01.01.2014 с прежней РСО (МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства") была предусмотрена обязанность ОАО "РЖД" по установке приборов учета воды на всех границах эксплуатационной ответственности; иное место для установки приборов учета сторонами не согласовывалось. Сведения о спорных приборах учета данный договор не содержал.
Спорные приборы учета установлены с нарушением порядка, предусмотренного Правилами N 776, и не введены в эксплуатацию.
Также суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ОАО "РЖД" о передаче дела по подсудности.
В качестве основания для передачи дела по подсудности в Арбитражный суд г.Москвы ОАО "РЖД" указало на отсутствие в договоре от 21.05.2020 N 165 специальных правил о подсудности либо о месте его исполнения.
Глава 4 АПК РФ определяет компетенцию арбитражных судов, в том числе подсудность.
По общему правилу, установленному ст.35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по адресу ответчика.
Нормами ст.36 АПК РФ предусмотрено право истца в определенных случаях предъявить иск в арбитражный суд по своему выбору.
Согласно ч.4 ст.36 АПК РФ иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
При этом, из содержания ч.4 ст.36 АПК РФ не следует, каким образом в договоре должно быть указано место его исполнения.
На основании ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Применение ч.4 ст.36 АПК РФ возможно в случае, когда место исполнения договора может быть установлено путем толкования его условий, в частности, при наличии указания в тексте договора на место исполнения основного обязательства, составляющего его предмет и имеющего решающее значение для содержания договора. Указанная позиция содействует наиболее эффективному выполнению задач судопроизводства, предусмотренных ст.2 АПК РФ.
К исполнению договора относится совершение определенных действий, которые составляют его предмет.
В рассматриваемом случае основными обязательствами, составляющими предмет договора N 165, являются поставка через присоединенную сеть холодной воды, отведение сточных вод и оплата оказанных услуг.
Согласно условиям договора N 165 (п.1, 2, 3, приложения N 1, 2, 5, 6) местом исполнения обязательств по настоящему договору является граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации ВКХ в отношении объектов, находящихся в г.Кинель Самарской области. Местом заключения договора также является г.Кинель Самарской области. Кроме того, договор со стороны абонента (ОАО "РЖД") подписан Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - в лице начальника Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", а также содержит постовый адрес (г.Самара, ул.Новокрасноармейская, 3А) и расчетный счет (открыт в Самарской области) абонента. Вся документация, связанная с исполнением договора, поступает от ОАО "РЖД" с почтового адреса: г.Самара, ул.Новокрасноармейская, 3А. Фактические действия сторон, направленные на исполнение договора, свидетельствуют, что местом исполнения договора является Самарская область, г.Кинель.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что договором предусмотрено место его исполнения - г.Кинель Самарской области.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Самарской области правомерно принял к производству и рассмотрел исковое заявление ООО "Кинельская ТЭК".
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, со ссылкой на судебные акты по другим делам, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ОАО "РЖД".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2021 года по делу N А55-24427/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24427/2020
Истец: ООО "Кинельская теплоэнергетическая компания"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: МУП "Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства", ОАО "РЖД"