город Ростов-на-Дону |
|
20 августа 2021 г. |
дело N А32-56048/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края": посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Кулишов С.А. по доверенности от 02.06.2019, диплом от 31.07.2009, паспорт;
от департамента имущественных отношений Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Кошевец А.Д. по доверенности от 29.12.2020, диплом от 06.07.2016, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.04.2021 по делу N А32-56048/2020
по заявлению Государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края"
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: департамента строительства Краснодарского края о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края" (далее - заявитель, учреждение, ГКУ "Главное управление строительства КК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) с исковым заявлением, в котором просит:
1. признать незаконными отказы департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении услуги по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885 N 52-33-20-42043/20 от 13.11.2020, N 52-33-21-44347/20 от 30.11.2020;
2. обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о прекращении права государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885;
3. определить, что решение Арбитражного суда Краснодарского края является самостоятельным основанием для регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885 в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 суд принял отказ от исковых требований к департаменту имущественных отношений Краснодарского края и прекратил производство по делу в части признания незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении услуги по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885, оформленного письмом N 52-33-21-25949/20 от 03.08.2020. Отказ департамента в предоставлении государственной услуги по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885, оформленный письмом N 52-33-21-44347/20 от 30.11.2020, признан незаконным. Суд обязал департамент принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что балансодержатель недвижимого имущества, расположенного в границах спорных земельных участков, должен быть определен до момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельными участками, и отказ департамента от 13.11.2020 N 52-33-21-44347/2020 в предоставлении государственной услуги учреждению по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования не земельные участки является законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель учреждения возражал на доводы жалобы, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения.
Представитель департамента строительства Краснодарского края в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГКУ "Главное управление строительства КК", находящееся в ведомственном подчинении департамента строительства Краснодарского края, осуществляет функции государственного заказчика при проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, возложенные на него на основании приказа департамента строительства Краснодарского края от 25.02.2016 N 60, принятого в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.11.2006 N 1048 "О наделении полномочиями единого заказчика по закупкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд Краснодарского края".
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2011 N 1586 (ред. 16.04.2019) ГКУ "Главное управление строительства КК" осуществляло строительство объекта - "Краевой перинатальный центр, г. Краснодар (строительство и оснащение)", 4-й этап (котельная, сети газоснабжения). Наружные сети газоснабжения (ул. Красная)".
В целях строительства объекта на основании постановлений администрации муниципального образования г. Краснодар N N 5352, 5354 от 23.07.2015, ГКУ "Главное управление строительства КК" осуществило государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885, собственниками которых является Краснодарский край.
В соответствии с уставом основной целью деятельности ГКУ "Главное управление строительства КК" является исключительно осуществление функций заказчика-застройщика по объектам государственного заказа и при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства при реализации инвестиционных программ в области строительства объектов здравоохранения, жилищно-коммунального и спортивного назначения.
Таким образом, как указывает заявитель, после возникновения права государственной собственности Краснодарского края на объекты недвижимого имущества, застройщиком по которым выступало ГКУ "Главное управление строительства КК", право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки подлежит прекращению.
По окончанию строительства и регистрации права государственной собственности Краснодарского края на объект, ГКУ "Главное управление строительства КК" получило от учредителя, в лице департамента строительства Краснодарского края, согласие на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885.
Как утверждает заявитель ГКУ "Главное управление строительства КК" неоднократно обращалось в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885.
По итогам рассмотрения заявлений письмами от 03.08.2020 N 52-33-21-25949/20, от 13.11.2020 N 52-33-20-42043/20, от 30.11.2020 N 52-33-21-44347/20 департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в предоставлении услуги по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.
Причиной отказа явилась необходимость завершения процедуры определения балансодержателя построенных в границах данных земельных участков объектов недвижимого имущества.
Полагая указанные отказы N 52-33-20-42043/20 от 13.11.2020, N 52-33-21-44347/20 от 30.11.2020 незаконными и нарушающими права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав повторно материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 названного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В свою очередь, в силу пункта 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 указанного Кодекса.
К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 этого же Кодекса (применительно к настоящему делу государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных)), и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В данном случае, как установлено судом, заявителем при обращении за прекращением права постоянного (бессрочного) пользования было приложено согласие департамента строительства Краснодарского края на такое прекращение, оформленное письмом от 04.06.2020 N 207-06-10-3249/20.
Пунктом 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Копия указанного в названном пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Из анализа статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации следует два основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, а именно: при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть в добровольном порядке (пункт 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации); в принудительном порядке по основаниям, предусмотренным законом (пункт 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345 департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В целях регламентации административных процедур и административных действий при предоставлении департаментом имущественных отношений Краснодарского края услуги по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, распоряжение которыми находится в компетенции департамента имущественных отношений Краснодарского края, при отказе землепользователей от принадлежащего им права, приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.06.2016 N 959 утвержден административный регламент.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что положениями вышеуказанного административного регламента, а также положениями Закона Краснодарского края N 930-КЗ от 11.10.2005 предусмотрено определение балансодержателя недвижимого имущества до момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки. Указанный довод не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Пунктом 2.10.2 подраздела 2.10 раздела 2 административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по принятию решений о прекращении право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, распоряжение которыми находится в компетенции департамента, при отказе землепользователей от принадлежащего им права, утвержденного приказом департамента от 20.06.2016 N 959, предусмотрен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении указанной государственной услуги.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края, оформленный письмом от 30.11.2020 N 52-33-21-44347/20, не содержит оснований, перечисленных в вышеуказанном пункте административного регламента. Кроме того, следует отметить, что административный регламент не содержит положений, устанавливающих очередность или процедуру определения балансодержателя построенных в границах данных земельных участков объектов недвижимого имущества. Закон Краснодарского края N 930-КЗ от 11.10.2005 также не содержит норм по определению очередности или описывающих процедуру определения балансодержателя построенных в границах данных земельных участков объектов недвижимого имущества.
Таким образом, приведенные в оспариваемом отказе, оформленном письмом от 30.11.2020 N 52-33-21-44347/20, основания необходимости определения балансодержателя недвижимого имущества, расположенного в границах земельных участков, до момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования противоречат вышеприведенным положениям как земельного законодательства, так и административного регламента.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что департамент имущественных отношений Краснодарского края не имел правовых оснований для отказа в прекращении заявленного права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку такой отказ противоречит земельному законодательству; доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Кроме того, судом первой инстанции при рассмотрении дела учтено, что согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН от 02.02.2021 правообладателями объектов недвижимости, расположенных в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885, являются Краснодарский край (объект недвижимости (кад. N 23:43:0000000:20192) и Муниципальное образование город Краснодар (объект недвижимости (кад. N 23:43:0000000:20183).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в части признания незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении государственной услуги по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ГКУ "Главное управление строительства КК" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885, оформленный письмом N 52-33-21-44347/20 от 30.11.2020.
Вместе с тем, как разъяснено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что отказ департамента в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования влечет за собой так же обязанность заявителя согласно требованиям статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать земельный налог на земельные участки, которыми фактически учреждение не пользуется.
Законность и обоснованность решения суда в части отказа в признании незаконным отказа департамента в предоставлении услуги по принятию решения о прекращений права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885, оформленное письмом N 52-33-20- 42043/20 от 13.11.2020 в пункта 1 предписания от 04.03.2020 N 04-35-16-Н-1 и в части отказа в удовлетворении требования об указании, что решение является самостоятельным основанием для регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ГКУ "Главное управление строительства КК" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0305046:1378, 23:43:0000000:14885 в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, лицами, участвующими в деле, не оспорена, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции не проверяется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 по делу N А32-56048/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56048/2020
Истец: ГКУ "ГУСКК", Государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент Строительства КК, Департамент строительства Краснодарского края, Департамент имущественных отношений КК