20 августа 2021 г. |
Дело N А55-22497/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.08.2021.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой А.Э.,
судей Коршиковой Е.В., Митиной Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тазовой И.С.,
с участием:
от истца ООО "Красноярская крепость" - директор Жирнов И.Е выписка ЕГРЮЛ;
от ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель Объедкова И.В. по доверенности от 11.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2021 года
апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Красноярская крепость" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2021 года по делу N А55-22497/2020 (судья Михайлова М.В.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Красноярская крепость"
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
о признании отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 20.05.2020 незаконным;
о представлении истцу льготы в виде освобождения от арендных платежей с 01.04.2020 по 01.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярская крепость" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в котором просило:
- признать отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 20.05.2020 незаконным;
- представить истцу льготы в виде освобождения от арендных платежей с 01.04.2020 по 01.06.2020 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением суда от 21.01.2021).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующие доводы. Истец является арендатором земель лесного фонда, т.е. федерального имущества, а не регионального, как указано в обжалуемом судебном акте. Основным видом деятельности ответчика является деятельность в области отдыха и развлечений (ОКВЭД 93.2). Если в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, приведен целиком класс или подкласс, то все входящие в него группы, подгруппы, виды также считаются включенными в Перечень. Истец отвечает всем необходимым критериям для предоставления льготы в виде освобождения от арендных платежей с 01.04.2020 по 01.07.2020 в силу п/п "б" п.1 Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N670-р.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы
Представитель ответчика не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, отзывов не представили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании решения комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ от 22.11.2008, между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и Ивановой С.А. (арендатор) заключен договор аренды N 122/07 от 21.11.2008 г. лесного участка из земель лесного фонда площадью 4,20 га, предоставленный в аренду для осуществления рекреационной деятельности, имеющий местоположение Самарская область Красноярское лесничество Красноярское участковое лесничество квартал N 103, являющегося частью лесного участка из земель лесного фонда площадью 113,26.00 га КН 63:26:1403013:0080.
Соглашением от 23.05.2012 права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка N 122/07 от 21.11.2008 г. переданы ООО "Красноярская крепость".
Договор аренды N 122/07 от 21.11.2008 г. и соглашение от 23.05.2012 зарегистрированы в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что 15.04.2020 ООО "Красноярская крепость" обратилось в Министерство лесного хозяйства Охраны окружающей среды и Природопользования Самарской области с заявлением об освобождении от арендных платежей за апрель, май и июнь 2020, свои требования Истец мотивирует ссылкой на Распоряжение Правительства РФ от 10 апреля 2020 г. N 968-р. в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства, занимающиеся определенными видами деятельности, освобождаются от платежей за апрель, май и июнь 2020, по договорам аренды федерального имущества. Освобождение от арендных платежей, касается лиц, занимающихся авиа-, автоперевозками, аэропортовой деятельностью, общепитом, туризмом, гостиничным бизнесом, деятельностью в сфере культуры, досуга, развлечений и спорта, физкультурно-оздоровительной деятельностью, организацией выставок, бытовыми услугами, организаций дополнительного образования, а также негосударственных образовательных учреждений.
Основным видом экономической деятельности ООО "Красноярская Крепость" является деятельность в области отдыха и развлечений указанная информация подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Письмом от 20.05.2020 N 2705-02/9621 Министерство лесного хозяйства Охраны окружающей среды и Природопользования Самарской области от 20.05.2020 истцу отказано в освобождении от арендных платежей за апрель, май и июнь 2020 года. Отказ Ответчика мотивирован тем, что специалистами Ответчика в рамках натурного обследования установлено, что ООО "Красноярская крепость" не осуществляет на указанном земельном участке деятельность в области спорта, культуры и отдыха. Кроме того, Ответчик указал, то, что ООО "Красноярская крепость" не доказало, что "пострадало в рамках ухудшающейся ситуации".
Обосновывая исковые требования истец указал, что Распоряжение Правительства РФ от 10 апреля 2020 г. N 968-р не возлагает на Заявителя обязательств по доказыванию ущерба, понесенного в рамках ограничений, вызванных распространением COVID-19 и не связывает освобождение от арендных платеже с фактическим осуществлением (или не осуществлением) на арендуемом земельном участке деятельность в области спорта, культуры и отдыха.
Возражая против удовлетворения заявленных требований в ходе судебного разбирательства в первой инстанции, ответчик указал, что истец в обоснование своих требований ссылается на распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - распоряжение N 670-р). Между тем, Распоряжением Правительства РФ от 10.04.2020 N 968-р внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р и уточнены основания для предоставления малому и среднему бизнесу отсрочек по уплате платежей по договорам аренды федерального имущества. Документы, подтверждающие фактическое использование соответствующего вида деятельности, в адрес министерства от ООО "Красноярская крепость" не поступали. Кроме того, на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации), не возложена обязанность по освобождению и отсрочки по уплате платежей по договорам аренды федерального имущества.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 606, 611, 614 ГК РФ, с учетом Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р в актуальной спорным отношениям редакции, установил невыполнение истцом требований для получения освобождения от арендной платы, отсутствие обязанности у ответчика предоставить арендатору освобождение от внесения арендной платы, и исходил из недоказанности невозможности использования арендатором лесного участка.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их безосновательности по следующим основаниям.
Отношения сторон по настоящему делу возникли из договора аренды лесного участка N 122/07 от 21.11.2008, регламентированы Лесным кодексом Российской Федерации и главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" департамент реорганизован путем присоединения к министерству.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 9 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, Перечень источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, Перечень источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, закрепляемых за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены Приказом Рослесхоза от 30.12.2020 N 1205 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" (ранее - Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.09.2019 N 1184 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов").
Таким образом, Министерство является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Самарской области, является Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе платности использования лесов
Согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2). При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4). Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации (часть 5).
Разделом 2 договора предусмотрен размер арендной платы и порядок ее внесения.
Пунктом 2 договора предусмотрено, что лесной участок передан в аренду для осуществления рекреационной деятельности.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации является основанием для предоставления отсрочки уплаты арендной платы либо уменьшения ее размера, а не освобождением от уплаты арендных платежей в полном размере.
Предметом же настоящего иска, с учетом принятых судом уточнений исковых требований, является требование о полном освобождении от арендной платы за период с 01.04.2020 по 01.06.2020.
Анализ приведенной выше нормы права позволяет сделать вывод о том, что в силу прямого указания на арендодателя возложена обязанность заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку предусмотренной в 2020 году арендной платы, если договор аренды недвижимого имущества был заключен до момента введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 утверждены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования). Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 06.04.2020 и в Собрании законодательства Российской Федерации 13.04.2020 N 15 (часть IV), статья 2293.
Согласно пункту 1 Требований они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - договор аренды, отсрочка).
Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений (пункт 2 Требований).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Аналогичное толкование приведенных норм права дано Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном 30.04.2020 Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 20.08.2020 является деятельность в области отдыха и развлечений (ОКВЭД 93.2).
Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" введен режим повышенной готовности в Самарской области с 16.03.2020.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ N 670-р от 19.03.2020 в редакции распоряжения Правительства РФ N 968-р 1 Росимуществу по договорам аренды федерального имущества предписано обеспечить:
а) в течение 7 рабочих дней со дня обращения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, заключение дополнительных соглашений, предусматривающих отсрочку уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), за апрель - июнь 2020 г. на срок, предложенный такими арендаторами, но не позднее 31 декабря 2021 г.;
б) в течение 7 рабочих дней со дня обращения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды деятельности в сфере авиаперевозок, аэропортовой деятельности, автоперевозок, культуры, организации досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, организации конференций и выставок, бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты), заключение дополнительных соглашений, предусматривающих освобождение таких арендаторов от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), за апрель - июнь 2020 г. Освобождение от уплаты указанных арендных платежей осуществляется в случае, если договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности), и при наличии документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);
в) уведомление в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего распоряжения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства о возможности заключения дополнительных соглашений в соответствии с подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.
Исходя из буквального смысла данного нормативного акта, субъекты субъектов малого и среднего предпринимательства, работающие в пострадавших отраслях могут быть освобождены от уплаты арендных платежей по договорам аренды, заключенным с Росимуществом.
Арендатор имеет право, в частности, на освобождение от арендной платы за период с 1 апреля по 1 июля 2020 года если одновременно соблюдаются указанные выше условия, предусмотренные п/п. "б" п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р):
1)договор аренды заключен до 01.04.2020;
2)арендуется имущество (в том числе земельные участки), составляющее казну Российской Федерации;
3)арендатор - субъект малого и среднего предпринимательства (СМСП), то есть включен в соответствующий реестр. Этот реестр ведет ФНС России, а проверить информацию можно на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html;
4)сфера деятельности арендатора отнесена к Перечню отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Вид деятельности определяется по коду ОКВЭД 2, который по состоянию на 1 апреля 2020 г. указан у арендатора в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как основной или дополнительный вид деятельности. Коды ОКВЭД 2 арендатора указаны в его выписке из реестра. Актуальную выписку можно получить на сайте https://egml.nalog.ru/index.html.C
5)наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности.
В соответствии с п.4 Распоряжения N 670-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться вышеуказанными положениями.
Таким образом, на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации), не возложена обязанность по освобождению от уплаты платежей по договорам аренды федерального имущества.
Кроме того, для возникновения обязательства по внесению арендной платы за пользование имуществом необходимо и достаточно наличия основания для его использования по договору аренды, а также факта передачи предмета договора арендатору.
Как верно установлено судом первой инстанции, документы, подтверждающие фактическое использование соответствующего вида деятельности, в адрес министерства от ООО "Красноярская крепость" не поступали.
Кроме того, как указал ответчик, по результатам натурного обследования лесного участка арендодателем установлено, что фактической деятельности в области спорта, отдыха и развлечений на арендуемом лесном участке не ведется, что истцом не оспаривается. Данные обстоятельства истцом надлежащим образом не оспорены. Доказательств использования лесного участка истцом в материалах дела не имеется.
Таким образом, не было соблюдено одно из условий для получения освобождения от арендной платы, что было закреплено в распоряжении от 19.03.2020 N 670-р (в редакции от 10.04.2020).
Исходя из практики применения норм материального права, регулирующих арендные отношения, определенной в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66, в силу статей 606, 611, 614 ГК РФ обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом. Таким образом, по договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств. Соответственно, обязательство арендатора по внесению арендной платы возникает с момента исполнения обязательства арендодателя по фактической передаче объекта аренды арендатору во временное владение и пользование.
Признание распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) обстоятельством непреодолимой силы в условиях введенного режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не является основанием для неисполнения обязательств сторонами по Договору аренды, а позволяет лишь при надлежащем и своевременном уведомлении другой стороны не применять меры ответственности (в том числе начисление штрафных санкций) за нарушение обязательств, установленных договором. Данная позиция подкреплена Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика правовых оснований для заключения дополнительного соглашения об освобождении от арендных платежей за апрель-июнь 2020 года соответствует указанным нормам и установленным по делу обстоятельствам.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В силу ч.1 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2021 года по делу N А55-22497/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Красноярская крепость" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
А.Э. Ануфриева |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22497/2020
Истец: ООО "Красноярская крепость"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области