г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А56-111490/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Короткевич В.И.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11338/2021) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2021 по делу N А56-111490/2020, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 25.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2801/2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800000 рублей.
Решением суда от 03.03.2021 оспариваемое постановление Управления изменено в части назначения наказания, штраф снижен до 400 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения; кроме того имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.06.2019 между ПАО "Россети Ленэнерго" и ООО "Взморье" заключен договор N ОД-ВЭС-12244-19/19817-Э-19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Пограничное участковое лесничество, квартал 220, выделы 1,2(ч.), 3(ч.) 9, 11(ч., 15(ч.), 16, 18(ч.), 28(ч.), 34-36 (далее - Договор).
Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению 12 месяцев со дня заключения настоящего договора, то есть не позднее 07.06.2020.
Согласно представленной ПАО "Россети Ленэнерго" информации у подрядной организации АО "Орион", с которой заключен договор подряда для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, возникла необходимость получения дополнительного согласования в Комитете по природным ресурсам Ленинградской области. С целью урегулирования отношений по прокладке кабельной линии через земли гослесфонда в адрес Комитета направлено обращение о выделении в аренду лесного участка в целях строительства линейных объектов, а также заявление о согласовании проектной документации.
По результатам рассмотрения заявления Комитетом выявлен ряд замечаний, которые впоследствии были устранены.
Таким образом, по результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи с чем определением в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 28.10.2020 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N ПР/05/109, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 25.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2801/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановления в части назначения наказания снизив размер штрафа до 400 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, составляет 1 год.
Из материалов дела следует, что согласно пункту 5 Договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты его заключения.
Управлением установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора, не осуществлено.
Довод заявителя об отсутствии вины рассмотрен судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
Как следует из материалов дела, заявителем заключен договор с ООО "Орион" на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ и строительных работ по строительству МТП-160-10/0,4 кВ, ВЛЗ-10 кВ -3,5 км, ВЛИ-0,4 кВ-0,45кв, для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Взморье" 05.06.2020, то есть за два дня до окончания срока выполнения работ, установленного пунктом 5 Договора.
Вместе с тем, при заключении Договора Общество должно было учитывать сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению с использованием земельных участков государственного лесного фонда.
Доказательств своевременного обращения в Комитет по природным ресурсам для согласования технического присоединения, позволившего исполнить взятые на себя обязательство по технологическому присоединению в установленный законом и договором срок, в материалы дела также не представлено.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с Управлением и судом первой инстанции о нарушении Обществом требований пункта 16 Правил технологического присоединения.
При этом, как установлено судами, ранее Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Общество в материалы дела не представлено. ПАО "Россети Ленэнерго" имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного суд первой инстанции посчитал, что штраф в размере 800 000 руб. будет являться чрезмерным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер, в связи с чем суд посчитал возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением наказания до 400 000 руб. (1/2 размера санкции).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2021 года по делу N А56-111490/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111490/2020
Истец: ПАО "Россети Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, УФАС ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ