город Москва |
|
19 августа 2021 г. |
дело N А40-88332/21 |
Резолютивная часть постановления от 19.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 19.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Шишкин Лес Торг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-88332/21,
по заявлению Управления Роспотребнадзора по г. Москве
к ООО "Шишкин Лес Торг" (ИНН: 7736582449)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 ООО "Шишкин Лес Торг" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.; конфискованная продукция направлена на уничтожение.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из того, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как являются нарушением требований Технических регламентов, создавшим угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Частью 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300.000 до 600.000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований Технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных Правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Из материалов дела следует, что на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.04.2021 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что ООО "Шишкин Лес Торг" осуществлен разлив, упаковка и выпуск в оборот питьевой воды до принятия и регистрации декларации о соответствии (бутилированная питьевая вода "Шишкин Лес ЮНИОР" (изготовитель: ООО "Шишкин Лес Торг") объемом 0,4 л. в количестве 154.968 штук (61.987,2 л.) объемом 0,4 л. (даты производства: 09.02.2021 в количестве 78.168 штук по 0,4 л. (34.267,2 л.); 09.03.2021 в количестве 76.800 штук объемом 0,4 л. (30.720 л.).
Согласно протоколу осмотра помещений, протоколу ареста от 02.04.2021 вся питьевая вода, в отношении которой произведен арест разлита, упакована, находилась на хранении, и на маркировку всей бутилированной воды нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Вместе с тем, нанесение знака ЕАЭС является последним этапом декларирования продукции и не может наноситься на этикетку продукции без оформления декларации о соответствии.
Представленными фотокопиями от 02.04.2021, протоколом осмотра от 02.04.2021, протоколом ареста от 02.04.2021 подтверждается, что вода упакована с нанесением знака ЕАЭС и датой (изготовления) разлива - 09.02.2021 и 09.03.2021. То есть, до принятия и регистрации представленной обществом декларации о соответствии 02.04.2021 N RU Д- RU.РА01.В.89556/21.
Разлив в тару, упаковка и маркировка питьевой воды знаком ЕАЭС в силу TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" возможны только после принятия и регистрации декларации на продукцию.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции.
На основании ст. 22 TP ТС 021/2011 заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции, может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.
В данном случае субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования Технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности, то есть общество обязано обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным Техническим регламентом и иными Техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Из представленной декларации ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.B.89556/21 от 02.04.2021 следует, что продукция задекларирована по схеме 3д.
В соответствии со ст. 23 TP ТС 021/2011 схема 3д включает соответствующие процедуры - формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов пищевой продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Таким образом, принятие и регистрация спорной декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д- RU.РА01.В.89556/21 от 02.04.2021 - является промежуточным этапом осуществления процедуры декларирования.
Окончанием процедуры декларирования продукции является нанесение декларации маркировки со знаком единого знака обращения продукции ЕАЭС на продукцию собственного производства, которая декларируется заявителем (изготовителем).
Нанесение маркировки ЕАЭС осуществляется после проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции. Данная маркировка подтверждает факт того, что пищевая продукция соответствует требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и только при ее соответствии требованиям законодательства о Техническом регулировании, которое на нее распространяется выпускается в обращение на рынке (ст. 5 TP ТС 021/2011).
Согласно п. п. 12, 13 раздела IV TP ТС 044/2017 "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную питьевую воду" упакованная питьевая вода выпускается в обращение на таможенной территории Союза при ее соответствии требованиям настоящего Технического регламента и требованиям иных технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла оценку соответствия согласно разделу IX настоящего Технического регламента.
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Союза осуществляется перед выпуском упакованной питьевой воды в обращение на таможенную территорию Союза.
Из материалов дела следует, что спорная продукция находилась в обороте (находилась на хранении), промаркирована знаком ЕАЭС разлита в тары 09.02.2021 и 09.03.2021, то есть до принятия и регистрации представленной обществом декларации от 02.04.2021, что является несоблюдением законодательства о Техническом регулировании (ст.23 TP ТС 021/2011, ст. ст.5 TP ТС 021/2011, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ, п. п. 12, 13 раздела IV, п. п. 66, 67 раздела X, п. 61 раздела IX TP ТС 044/2017 "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную питьевую воду").
В рассматриваемом случае декларация о соответствии на бутилированную воду "Шишкин Лес ЮНИОР" (изготовитель: ООО "Шишкин Лес Торг") на момент проведения административного расследования 02.04.2021 обществом не представлена и фактически отсутствовала.
Вместе с тем, декларация о соответствии является документом, подтверждающим безопасность и прослеживаемость пищевой продукции в соответствии с TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и должна предоставляться в качестве документа, подтверждающего безопасность выпущенной в оборот продукции.
В представленных обществом в рамках административного расследования Технических условиях ТУ 11.07.11-001-18551114-2019 "вода питьевая "Шишкин Лес" сведения о распространении данных технических условий на воду питьевую "Шишкин
Лес ЮНИОР", отсутствовали.
То есть на воду питьевую "Шишкин Лес ЮНИОР" отсутствовал документ, устанавливающий требования к качеству и безопасности пищевой продукции при изготовлении, хранении, транспортировании и реализации.
Технологическая инструкция по производству и розливу воды питьевой "Шишкин Лес" ТИ 11.07.11-001-18551114-2019, на которую общество ссылается в обоснование своей позиции и согласно которой настоящие технические условия (указано неверно, поскольку данный документ является технологической инструкцией) распространяются на воду питьевую, в том числе "Шишкин Лес Юниор", в данном случае не имеет правового значения для дела, поскольку основным документом, устанавливающим требования и подтверждающим качество и безопасность продукции, вместе с декларацией о соответствии, являются Технические условия (ТУ).
Довод общества о том, что вода "Шишкин Лес", "Шишкин Лес" Спорт и "Шишкин Лес" ЮНИОР - это один и тот же продукт - упакованная питьевая вода под общим наименованием "Шишкин Лес", что подтверждается идентичным составом воды, отклоняется, поскольку не относится к существу рассматриваемого предмета административного правонарушения.
Декларирование соответствия осуществляется по каждому наименованию выпускаемой в оборот продукции при возможном оформлении одной декларации на несколько видов наименований пищевой продукции.
На основании Правил обращения на рынке, установленных ст. 5 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" любая пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту и прошедшая оценку подтверждения соответствия.
Довод общества о том, что отобранные образцы продукции согласно представленному экспертному заключению N 04-00751 от 09.04.2021 являются соответствующими не имеет правового значения для дела.
Отсутствие документов, подтверждающих прослеживаемость продукции, а также выпуск в обращение пищевой продукции без подтверждения соответствия, является небезопасным и уже само по себе представляет угрозу и создает риск нахождения в обороте небезопасной продукции.
Представленная ООО "Шишкин Лес Торг" декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.B.89556/21, внесенная в реестр деклараций 02.04.2021, не является документом, подтверждающим подтверждение оценки соответствия воды, изготовленной до ее принятия - 09.02.2021 и 09.03.2021.
Знак ЕАЭС на упаковке арестованной продукции, не должен наноситься без подтверждения соответствия продукции.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, а также обстоятельств, свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него своевременные меры по его исполнению, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом не установлено процессуальных нарушений при производстве по административному делу, права и гарантии общества соблюдены, срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.
В соответствии со ст. 3.7 Кодекса, конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-88332/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88332/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: ООО "ШИШКИН ЛЕС ТОРГ"