город Томск |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А45-33213/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел до перерыва помощником судьи Гальчук М.М., после перерыва секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Сибирского таможенного управления и Московской областной таможни на решение от 29.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33213/2020 (судья Морозова Л.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мас Альбион" (ИНН 3808229990), г. Иркутск, Иркутская область, к Сибирскому таможенному управлению (ИНН 5406100020), г. Новосибирск о взыскании суммы излишне уплаченных авансовых таможенных платежей в размере 3 845 рублей 50 копеек и процентов на сумму излишне внесенных таможенных платежей в размере 528 рублей 91 копейки третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Московская областная таможня (ИНН 7735573025), г. Москва и Федеральная таможенная служба (ИНН 7730176610), г. Москва,
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от Сибирского таможенного управления: Апыхтина Т.А. по доверенности от 18.12.2020 (до 31.12.2021), Параско Е.В. по доверенности от 21.01.2021 (до 31.12.2021);
от Московской областной таможни: Апыхтина Т.А. по доверенности от 20.02.2021 (до 31.12.2021),
от Федеральной таможенной службы: Апыхтина Т.А. по доверенности от 09.12.2020 (до 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мас Альбион" (далее - заявитель, общество, ООО "Мас Альбион") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Сибирскому таможенному управлению (далее - СТУ) о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей в размере 3 845 рублей 50 копеек и процентов на сумму излишне внесенных таможенных платежей в размере 528 рублей 91 копейки за период с 01.01.2019 по 21.04.2021.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Московская областная таможня и Федеральная таможенная служба.
Решением от 29.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены частично, с СТУ в пользу ООО "Мас Альбион" взыскано 3 845 рублей 50 копеек, составляющих сумму авансовых платежей, и 1758 рублей возмещения расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах Сибирское таможенное управление и Московская областная таможня просят состоявшийся судебный акт отменить по основаниям неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывают на осведомленность общества о списанных 07.05.2015 с платежного поручения суммах денежных средств, и, соответственно, об остатке в размере 3 845,50 руб.
Датой последнего распоряжения денежными средствами, внесенными ООО "Мас Альбион" по платежному поручению, является дата выпуска товара, задекларированного по ДТ N 10130220/070515/0017084, а именно 07.05.2015, с заявлением о возврате ООО "Мас Альбион" невостребованных сумм авансовых платежей по платежному поручению в размере 3 845, 50 руб. в МОТ не обращалось. ООО "МАС Альбион" не соблюден установленный в три года срок обращения на возврат денежных средств.
ООО "Мас Альбион" не распорядилось остатком авансовых платежей в сумме 3 845,50 руб., денежные средства в соответствии со статьей 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и не подлежат возврату (зачету) на единый лицевой счет общества.
Течение срока исковой давности началось с 07.05.2015, когда заявителю стало известно о выпуске товаров по декларации на товары N 10130220/070515/0017084 и о списании денежных средств с платежного поручения от 28.04.2015 N 568. Следовательно, заявителем пропущен трехгодичный срок исковой давности.
В отзывах, представленных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Федеральная таможенная служба поддерживает доводы апелляционных жалоб, СТУ поддерживает доводы апелляционной жалобы Московской областной таможни, ООО "Мас Альбион" с доводами апелляционных жалоб не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержал доводы апелляционных жалоб.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителя не направил.
В порядке части 1 статьи 266, частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании 12.08.2021 был объявлен перерыв до 11 часов 35 минут 16.08.2021. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей таможенного органа.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений по данному обстоятельству лица, участвующие в деле, не представили.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на нее, заслушав представителей таможенного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на счет таможни обществом внесены авансовые платежи платежным поручением от 28.04.2015 N 568 на сумму 32000 рублей, код бюджетной классификации 15311009000010000180 (авансовые платежи).
Последнее распоряжение денежными средствами по указанному платежному поручению произведено по таможенной декларации N 10130220/070515/0017084 с датой принятия решения о выпуске товаров от 07.05.2015: списаны денежные средства в размере 375 рублей и 27 779 рублей 50 копеек по видам платежей 1010 (таможенные сборы за таможенные операции) и 5010 (налог на добавленную стоимость) соответственно. После чего списание авансовых платежей как в добровольном, так и в принудительном порядке не производилось, соответственно срок возврата истек 07.05.2018.
В ДТ N 10130220/070515/0017084 ООО "Мас Альбион" выступало как получателем, так и декларантом (графы 8,14).
При проведении обществом внутреннего аудита взаиморасчетов с таможенными органами, ООО "Мас Альбион" обнаружено, что на ЕЛС отсутствуют денежные средства в размере 3 845 рублей 50 копеек, уплаченные по платежному поручению от 28.04.2015 N 568.
При сверке расчетов по состоянию на 01.01.2018 указанная сумма отражена в отчете Московской областной таможни (информация о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 01.01.2018).
При сверке расчетов по состоянию на 31.12.2018 денежных средств в размере 3 845 рублей 50 копеек, уплаченных по платежному поручению от 28.04.2015 N 568, на ЕЛС не оказалось. В 2018 году осуществлен переход всех участников ВЭД на единые лицевые счета (ЕЛС), открытые на уровне ФТС России.
В Московскую областную таможню поступило обращение ООО "Мас Альбион" от 24.09.2020 N 2409 по вопросу расхождения по остаткам денежных средств, а также о том, что платежное поручение от 28.04.2015 N 568 не перечислено на единый лицевой счет ООО "Мас Альбион".
Московская областная таможня письмом от 19.10.2020 N 17-20/27541 сообщила о том, что в соответствии со статьей 122 Закона о таможенном регулировании по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и зачету на единый лицевой счет ООО "Мас Альбион" не подлежат.
В Московскую областную таможню заявление на возврат авансовых платежей по платежному поручению от 28.04.2015 N 568 на сумму 3 845 рублей 50 копеек обществом не подавалось.
Посчитав, что возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, при этом закон не содержит норм, согласно которым таможенный орган вправе учитывать излишне уплаченные денежные средства в составе прочих неналоговых доходов и не отражать их на остатках, принимая во внимание, что факт не зачисления на ЕЛС излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 845 рублей 50 копеек стал известен 12.02.2020 (дата формирования отчета за 2018 год), а факт перечисления указанной суммы в бюджет стал известен из письма Московской областной таможни от 19.10.2020, общество полагая, что общий трехгодичных срок исковой давности для обращения в суд не истек, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании спорной суммы.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из правовой природы спорных денежных средств и гарантий защиты права частной собственности, закрепленных в статье 35 Конституции Российской Федерации, с учетом специфики форм взаимоотношений, складывающихся между частными и публичными субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей, отсутствия пропуска срока исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшей на дату регистрации ДТ, (далее - ТК ТС; в настоящее время статья 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) таможенные платежи признаются уплаченными (взысканными) излишне, если их размер превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 ТК ТС авансовыми платежами признавались денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 73 ТК ТС денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, поскольку авансовые платежи являются собственностью лица их внесшего, в силу чего у государства до момента получения соответствующего распоряжения от указанного лица или обращения на них взыскания в принудительном порядке отсутствует возможность свободного распоряжения данными платежами.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 121 Закона о таможенном регулировании.
Кроме того, частью 4 статьи 121 указанного Закона предусмотрено, что на основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам.
Из анализа указанных норм права следует, что поскольку авансовые платежи носят обезличенный характер, распоряжение лица авансовыми платежами обусловлено суммами конкретных таможенных платежей, идентифицированных декларантом в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, которые следует уплатить по конкретной таможенной декларации.
Таким образом, таможенный орган вправе списать в счет уплаты таможенных платежей только те авансовые платежи, которыми распорядился декларант либо путем подачи ДТ с указанием конкретных реквизитов платежных документов, либо иными способами, указанными в пункте 3 статьи 73 ТК ТС, статье 121 Закона о таможенном регулировании.
При этом таможенный орган вправе списывать авансовые платежи только с тех платежных документов, которые представил декларант, и в тех суммах, на списание которых декларант дал согласие путем подачи ДТ с указанием платежных документов.
Спорные денежные средства в 3 845,50 руб. являлись остатком денежных средств, внесенных платежным поручением на сумму 32000 руб. по коду бюджетной классификации 15311009000010000180 (авансовые платежи).
По указанному платежному поручению по ДТ N 10130220/070515/0017084 были списаны денежные средства 07.05.2015: в размере 375 рублей и 27 779 рублей 50 копеек по видам платежей 1010 (таможенные сборы за таможенные операции) и 5010 (налог на добавленную стоимость) соответственно.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой в числе прочего указываются сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Согласно подпункту 46 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 в графе "В" сведения об уплате таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, формируются по следующей схеме: элемент 1 - код вида платежа в соответствии с классификатором видов таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; элемент 2 - сумма уплаченного таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы.
Согласно подпункту 45 пункта 15 Инструкции в колонке "Вид" указывается код вида таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, в соответствии с классификатором видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
При разрешении спора судом установлено, что согласно сведениям, отраженным в графе "В" "Подробности подсчета" ДТ N 10130220/070515/0017084, общество заявило об уплате таможенного сбора за совершение таможенных операций (код 1010 в соответствии с Классификатором видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 в Приложении N 9 к Решению) в сумме 375 руб. (643 цифровой код валюты Российской Федерации в соответствии с Классификатором валют, утвержденным названным Решением в приложении N 23) по платежному поручению от 28.04.2015 N568 безналичным расчетом (БН - код способа уплаты в соответствии с Классификатором способов уплаты таможенных платежей, взимание на которых возложено на таможенные органы, утвержденным названным Решением в приложении N 11); об уплате НДС (код 5010 в сумме в соответствии с Классификатором видов налогов) в сумме 27 779,50 руб. по платежному поручению от 28.04.2015 N568 безналичным расчетом.
В силу положений части 1 статьи 122 Закона о таможенном регулировании возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.
Из содержания данной нормы Закона следует, что исчисление срока на возврат авансовых платежей с даты поступления денежных средств на счет Федерального казначейства производится только в том случае, когда данные суммы не были востребованы ввиду отсутствия соответствующего распоряжения лица, внесшего такой аванс.
В случае использования авансовых средств для целей исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений, указанный срок исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под которым понимается, исходя из положений Федерального закона N 311-ФЗ, не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом.
Следовательно, в ситуации, когда плательщик осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные отношения с соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых платежей - по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного органа, авансы утрачивают признак невостребованных средств и подлежат возврату в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно даты зачисления отдельных платежей.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 23.11.2015 N 305-КГ15-8888, в котором отмечено, что иное толкование положений статей 121 - 122 Федерального закона N 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным документам, имеющим более позднюю дату.
Денежные средства ООО "Мас Альбион" по платежному поручению от 28.04.2015 N 568 в сумме 32000 рублей поступили на счет Федерального казначейства и были учтены для Московской областной таможни. Код бюджетной классификации 15311009000010000180 (авансовые платежи).
Согласно отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по платежному поручению от 28.04.2015 N 568 отражено, что в соответствии с заявлением ООО "Мас Альбион" сообщено, что денежные средства, внесены в валюте Российской Федерации на счет Федерального казначейства в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 для Московской таможни, расходовались по декларации на товары N 10130220/070515/0017084 в размере 375 рублей (вид платежа 1010 таможенные сборы за таможенные операции) и в размере 27 779 рублей 50 копеек (вид платежа 5010 налог на добавленную стоимость).
Таким образом, спорная денежная сумма находится в статусе авансовых платежей.
С заявлением о возврате невостребованных сумм авансовых платежей по платежному поручению от 28.04.2015 N 568 в размере 3 845,50 руб. общество в Московскую областную таможню не обращалось.
Датой последнего распоряжения денежными средствами, внесенными обществом по указанному платежному поручению, является 07.05.2015, соответственно им пропущен трехгодичный срок исковой давности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.03.2013 N 413-О, в случае если в течение установленного трехлетнего срока лицо, внесшее авансовые платежи, ими не распорядилось, денежные средства переходят в собственность государства.
При этом условие о лимите времени для использования или возврата авансовых платежей является одним из необходимых условий, характеризующих правовой режим таких платежей в отношениях, связанных с таможенным регулированием. Соответственно, это условие заранее известно участникам указанных отношений, которые при самостоятельном решении вопроса об уплате авансовых платежей добровольно соглашаются следовать всем установленным законом правилам. Именно плательщики авансовых платежей, будучи собственниками соответствующих денежных средств, призваны проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и соответственно могут нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с их стороны надлежащей осмотрительности.
Закон о таможенном регулировании дает обществу возможность в любой момент в течение достаточно продолжительного времени - трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей или, при отсутствии такового, со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства обратиться с заявлением о возврате авансовых платежей, который осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов (статьи 122 и 147).
Установление неограниченной по времени возможности для лиц, уплативших авансовые платежи, принимать решения об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременении.
Таким образом, предусмотренное действующим законодательством правило, согласно которому невостребованные в течение трехлетнего срока суммы авансовых платежей поступают в федеральный бюджет и возврату не подлежат, не может рассматриваться как влекущее в системе действующего правового регулирования нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
При этом обществом не представлено доказательств, а судом апелляционной инстанции не установлена противоправность действий таможенного органа и возникновение у ООО "Мас Альбион" убытков, находящихся в причинной связи с действиями таможенного органа.
Учитывая конкретные обстоятельства по данному делу, заявительный характер возврата авансовых платежей, несоблюдение обществом установленного законодателем срока, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения в указанной части требования ООО " Мас Альбион", соответственно апелляционные жалобы подлежат удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о взыскании с Сибирского таможенного управления 3 845 рублей 50 копеек.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33213/2020 в обжалуемой части отменить.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мас Альбион" о взыскании с Сибирского таможенного управления 3 845 рублей 50 копеек, 1758 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33213/2020
Истец: ООО "МАС АЛЬБИОН"
Ответчик: Сибирское таможенное управление
Третье лицо: Московская областная таможня, Федеральная таможенная служба, Седьмой арбитражный апелляционный суд